2. Актуализация знаний, мотивация. | Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста). Коммуникативные (умение задавать и отвечать на поставленные вопросы). | Определение границ знания и незнания. | 1.Составление кроссенса. -Какая связь между Буратиной и табуреткой? …. Верно, дерево. Это и есть принцип кроссенса. Для разгадки кроссенса, надо найти цепь ассоциаций между восемью соседними картинками. 2. Беседа Давайте повторим: -Для чего нужна одежда? (Очевидно, что одежда возникла в первую очередь для выполнения защитных функций. Постепенно одежда дифференцировалась по сезонам. Постепенно в различных климатических зонах одежда стала различной по материалу и форме. -Как вы думаете, когда появилась одежда? (еще в глубокой древности - шкуры животных) -Является ли одежда выражением определённых представлений о красоте? (подчёркивает красоту фигуры человека.) -Легко ли по костюму узнать человека живущего в одном веке от другого или чем занимается этот человек? (Различие в тканях, покрое, длине и цвете одежды, прическе и украшениях свидетельствует о принадлежности человека к определенной социальной или профессиональной группе. Отличали человека головной убор и прическа. Традиционно, знать носила одежду длиннее, многослойнее, богаче, иногда нового покроя. Неограниченные возможности смены одежды, следования моде имели только представители правящих сословий.) -Всякая ли одежда бывает нарядной? -Какие украшения в одежде использует человек? (вышивка, ювелирные украшения, декоративные) -Зачем людям украшения? (Чтобы было уютно, комфортно, красиво, чтобы привлекало окружающих. Чтобы нравилось не только себе, но и другим) | Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы |
4. Решение учебной задачи. | Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста). Коммуникативные (умение задавать и отвечать на поставленные вопросы). Личностные (развитие эстетических чувств). | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | 1.Рассказ учителя Люди всегда стремились превратить одежду в художественно выполненный костюм. Это позволяет сделать декоративное оформление. Декор в костюме — совокупность украшающих его элементов. Декоративные элементы в одежде не являются обязательными. За тысячелетия развития искусства костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декорирования: крашение, набойка (печатание рисунка), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, печворк (составление полотна из лоскутов ткани), плетение и многие другие. При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна — сделать костюм неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определенную информацию. Уже в первобытном обществе человек стремился выделиться из числа себе подобных. С этой целью он начинает украшать свою внешность; сначала это было раскрашивание отдельных участков тела (лица, груди, живота, предплечий), а также нанесение татуировки. Это и было предвестником костюма. Позже, с развитием костюма рисунок декора стал наноситься не на тело человека, а на разнообразные материалы, из которых изготавливалась одежда. Эти изображения не только служили украшением костюма, но и определяли социальное положение его владельца, принадлежность к определенному племени, роду, а также имели религиозно-мистическое значение, т. е. являлись своеобразным оберегом. Важную роль в истории костюма сыграло изобретение плетения и ткачества. Довольно рано человек научился окрашивать ткани растительными красителями. Мастерство крашения особенно было распространено на Востоке. В Индии древние красильщики расплавленным воском наносили рисунок на ткань, а потом опускали ее в красильные растворы. Места, покрытые воском и поэтому неокрашенные, составляли светлый узор на цветном фоне. В наше время эта декоративная техника называется батиком. Индийские мастера придумали так же способ узелкового батика, который сегодня весьма популярен. Возникновение первой, нешитой драпированной одежды из льняных тканей на территории Др. Египта. Египтяне были искусными ткачами: из тонких льняных тканей делали царские одежды. Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались. В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц. Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных — змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями. 2. Орнаменты на одежде. 1 Слайд (крест) Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и потустороннем мире. В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие. Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Именно такую форму, по представлениям древнего мира, имел ключ, которым можно было открыть ворота смерти. Этот символ также ставили на стенах водных каналов в надежде, что он убережет от наводнений. Позднее, анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. 2 Слайд (змея – уреус) – символ неограниченной власти. 3 Слайд (глаз гора) Гор родился ночью во время полнолуния и первое, что он увидел, была Луна, поэтому "глаз Гора" является символом Луны, полнолуния и рождения Гора. На правом краю изображена кобра в солнечной шапке, которая является символом летнего солнцестояния. 4 Слайд (кошка) Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет – богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь. 5 Слайд (скарабей) Скарабей летает в самое жаркое время дня, это и привело египтян к отождествлению его с Солнцем. У нас в России люди тоже любили украшать одежду (вышивка, узор в полосе, красная нить, повторяющиеся элементы.) По поверью, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, дурные поступки. Узоры на одежде, вещах способствовали укреплению здоровья, духа человека. Вышивка, используемая в одежде, “мешала” проникновению нечистой силы. Наиболее распространена вышивка гладью, или крестом. Узоры на одежде поражают разнообразием геометризованного и геометрического орнамента. В начале 19 века создатели вышивок еще помнили смысловое значение узоров и могли пояснить смысл. Со временем содержание народного узора стало забываться. Но в настоящее время ученые исследуют русскую старину. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяет холст и красная нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» значило вышивать «строкой» один за другим ряд символических знаков. Круг – символ солнца, луны; Квадрат – символ плодородия; Ромб – символ плодородия; Ромб и крест – образ дерева; Треугольник – знак оберега; Человеческие фигурки с опущенными руками – изображение богини-матери; С поднятыми руками – «дева». И все эти знаки – символы жизни и защиты семьи. Узоры на вещах называют орнаментом. -А что такое орнамент? (орнамент – это узор из ритмично повторяющихся или чередующихся элементов.) слайд 6) -На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и одежда тоже как бы участвовала в этом «разговоре», на ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч. 3. Чтение таблицы. (На доску вывешивается таблица символов) | Анализируют новые сведения об украшениях. Рассуждают о значении украшений в жизни людей. Участвуют в диалоге. Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы |
7. Итог. Рефлексия деятельности. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли). | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | 1.Составление синквейнапо теме урока Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |