kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Декор и положение человека в обществе" 5 клас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  по теме " Декор и положение человека в обществе".

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5 

Урок № 19.

Тип урока : закрепление.

Составлен в соответствии с ФГОС.

Комплект для проведения урока по программе Б.М. Немецкий.

Система учебников УМК "Школа России".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Декор и положение человека в обществе" 5 клас»

Урок № 19. 5 класс. Изобразительное искусство


Тема

Декор и положение человека в обществе

Учитель

Седина Юлия Олеговна

Педагогическая цель:


сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением символов в вышивке;

Тип урока

Закрепление

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные (ЛР)


- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- уметь организовать место занятий.


Основное содержание темы, понятия, термины.

Кроссенс, Синквейн ,Декор в костюме, символических знаков в вышивке,

Образовательные ресурсы.

Учебник. Презентация «Декор и положение человека в обществе», тест «настроение» ,таблица символов.

Акварель, цветные карандаши, бумага.


Технологическая карта урока


Этап урока /

учебная ситуация

УУД

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.


Проверить готовность к уроку. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала проведем тест «Настроение» У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок ручкой.

– Отметили. Убрали в сторонку.


На шкале отмечают уровень своего настроения


2. Актуализация знаний, мотивация.

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста).

Коммуникативные (умение задавать и отвечать на поставленные вопросы).

Определение границ знания и незнания.

1.Составление кроссенса. 

-Какая связь между Буратиной и табуреткой? …. Верно, дерево. Это и есть принцип кроссенса. Для разгадки кроссенса, надо найти цепь ассоциаций между восемью соседними картинками.

2. Беседа

Давайте повторим:

-Для чего нужна одежда? (Очевидно, что одежда возникла в первую очередь для выполнения защитных функций. Постепенно одежда дифференцировалась по сезонам. Постепенно в различных климатических зонах одежда стала различной по материалу и форме.

 -Как вы думаете, когда появилась одежда? (еще в глубокой древности - шкуры животных)

-Является ли одежда выражением определённых представлений о красоте? (подчёркивает красоту фигуры человека.)

-Легко ли по костюму узнать человека живущего в одном веке от другого или чем занимается этот человек? (Различие в тканях, покрое, длине и цвете одежды, прическе и украшениях свидетельствует о принадлежности человека к определенной социальной или профессиональной группе. Отличали человека головной убор и прическа. Традиционно, знать носила одежду длиннее, многослойнее, богаче, иногда нового покроя. Неограниченные возможности смены одежды, следования моде имели только представители правящих сословий.)

-Всякая ли одежда бывает нарядной?

-Какие украшения в одежде использует человек? (вышивка, ювелирные украшения, декоративные)

-Зачем людям украшения? (Чтобы было уютно, комфортно, красиво, чтобы привлекало окружающих. Чтобы нравилось не только себе, но и другим)


Рассматривают иллюстрации.






Отвечают на вопросы

3. Постановка учебной задачи.

Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи).

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

- Сегодня мы продолжаем вести разговор об одежде и о том, как ее украшали в разные времена. Учиться понимать язык символов.



Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.





Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста).


Коммуникативные (умение задавать и отвечать на поставленные вопросы).



Личностные (развитие эстетических чувств).



Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

1.Рассказ учителя

Люди всегда стремились превратить одежду в художественно выполненный костюм. Это позволяет сделать декоративное оформление.

Декор в костюме — совокупность украшающих его элементов. Декоративные элементы в одежде не являются обязательными.

За тысячелетия развития искусства костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декорирования: крашение, набойка (печатание рисунка), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, печворк (составление полотна из лоскутов ткани), плетение и многие другие. При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна — сделать костюм неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определенную информацию.

Уже в первобытном обществе человек стремился выделиться из числа себе подобных. С этой целью он начинает украшать свою внешность; сначала это было раскрашивание отдельных участков тела (лица, груди, живота, предплечий), а также нанесение татуировки. Это и было предвестником костюма. Позже, с развитием костюма рисунок декора стал наноситься не на тело человека, а на разнообразные материалы, из которых изготавливалась одежда. Эти изображения не только служили украшением костюма, но и определяли социальное положение его владельца, принадлежность к определенному племени, роду, а также имели религиозно-мистическое значение, т. е. являлись своеобразным оберегом.

Важную роль в истории костюма сыграло изобретение плетения и ткачества. Довольно рано человек научился окрашивать ткани растительными красителями.

Мастерство крашения особенно было распространено на Востоке. В Индии древние красильщики расплавленным воском наносили рисунок на ткань, а потом опускали ее в красильные растворы. Места, покрытые воском и поэтому неокрашенные, составляли светлый узор на цветном фоне. В наше время эта декоративная техника называется батиком. Индийские мастера придумали так же способ узелкового батика, который сегодня весьма популярен.

Возникновение первой, нешитой драпированной одежды из льняных тканей на территории Др. Египта. Египтяне были искусными ткачами: из тонких льняных тканей делали царские одежды.

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц.

Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства.

Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных — змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

2. Орнаменты на одежде.

1 Слайд (крест) Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и потустороннем мире. В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие. Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Именно такую форму, по представлениям древнего мира, имел ключ, которым можно было открыть ворота смерти.

Этот символ также ставили на стенах водных каналов в надежде, что он убережет от наводнений. Позднее, анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам.

2 Слайд (змея – уреус) – символ неограниченной власти.

3 Слайд (глаз гора) Гор родился ночью во время полнолуния и первое, что он увидел, была Луна, поэтому "глаз Гора" является символом Луны, полнолуния и рождения Гора. На правом краю изображена кобра в солнечной шапке, которая является символом летнего солнцестояния.

4 Слайд (кошка) Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет – богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

5 Слайд (скарабей) Скарабей летает в самое жаркое время дня, это и привело египтян к отождествлению его с Солнцем.

У нас в России люди тоже любили украшать одежду (вышивка, узор в полосе, красная нить, повторяющиеся элементы.)

По поверью, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, дурные поступки. Узоры на одежде, вещах способствовали укреплению здоровья, духа человека. Вышивка, используемая в одежде, “мешала” проникновению нечистой силы. Наиболее распространена вышивка гладью, или крестом.

Узоры на одежде поражают разнообразием геометризованного и геометрического орнамента. В начале 19 века создатели вышивок еще помнили смысловое значение узоров и могли пояснить смысл. Со временем содержание народного узора стало забываться. Но в настоящее время ученые исследуют русскую старину.

Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяет холст и красная нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» значило вышивать «строкой» один за другим ряд символических знаков. 

Круг – символ солнца, луны;

Квадрат – символ плодородия;

Ромб – символ плодородия;

Ромб и крест – образ дерева;

Треугольник – знак оберега;

Человеческие фигурки с опущенными руками – изображение богини-матери;

С поднятыми руками – «дева».

И все эти знаки – символы жизни и защиты семьи.

Узоры на вещах называют орнаментом.

-А что такое орнамент? (орнамент – это узор из ритмично повторяющихся или чередующихся элементов.)  слайд 6)

-На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и одежда тоже как бы участвовала в этом «разговоре», на ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.

3. Чтение таблицы.

(На доску вывешивается таблица символов)






Анализируют новые сведения об украшениях. Рассуждают о значении украшений в жизни людей.

Участвуют в диалоге.




















































Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.

















































Отвечают на вопросы
















Физкульт

минутка



Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибают пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо-влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед-назад.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Личностные (составление своего украшения).

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

А сейчас переходим к практической работе. Сегодня вы на уроке будете рисовать орнамент из геометрических форм для вышивки полотенца, используя символические знаки.

Дети работают самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь.


Выполняют эскизы украшений Древнего Египта с применением графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций в творческой работе

6. Оценка.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли).

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы).


Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Просмотр и обсуждение выполненных работ. (самооценивание)

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Коммуникативные

(умение выражать свои мысли).

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

1.Составление синквейнапо теме урока

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.


Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8.Домашнее задание.



Выучить элементы символов в вышивке

Запись д/з в дневник.


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Декор и положение человека в обществе" 5 клас

Автор: Седина Юлия Олеговна

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства