2-й этап. Определение темы занятия Сообщение темы. | -Ребята, скажите, а вы все смотрели мультфильм о приключениях домовенка Кузи? -А как вы думаете, существуют ли домовые на самом деле? (Ответы детей) -Мы вроде бы и не верим в него, но иногда теряя какую-то нужную вещь, вспоминаем доброго домового и зовем его на помощь. -А еще бывает и так. Приходим мы в гости и все вроде бы хорошо: и дом большой, и чисто везде, а нам как-то неловко и хозяева кажутся неприветливыми. Про такой дом говорят: «Тут дух недобрый живет».А в другой дом зайдешь, там и места поменьше – тесновато, и не очень-то прибрано, но для гостя место всегда найдется. Да и угостят тебя на славу: и чай крепкий да ароматный, и пироги вкусные. А уж какая при всем при этом беседа интересная! Сразу на душе хорошо становится и уходить не хочется. Хозяевам такого уютного и теплого дома говорят: «У вас в доме добрый дух поселился!» Вот так! -Сейчас мы с вами почти все живем в квартирах и не знаем, где же, в каком месте в нашей квартире может жить домовой? А вот в своем доме, в деревнях, любимое его место – это подпечье. Но все равно, независимо от того свой это дом или это квартира, домовые помогают вести хозяйство: приглядывают за порядком, оберегают дом от непрошенных гостей. Они пьют молочко из кошачьей миски, могут полакомиться – взять конфетку или кусочек сахара, но при этом никогда никому не мешают. -И если вдруг вы останетесь дома одни, то с вами рядом всегда будет дружелюбное и сказочное существо. Но знаете, ребята, редкий человек может похвастаться тем, что видел домового. Но вот вам сегодня очень повезло – домовой сам захотел нам показаться! Он живет в нашей группе и мы все ему очень нравимся. А вот и он! (Внести игрушку). -Вот он какой, наш домовой! Его зовут Василий. Поздоровайтесь с ним. Он добрый и хороший. Вы можете его даже потрогать. (Дети трогают и гладят домового). Давайте посадим его рядом с нами, ведь он тоже хочет вас всех разглядеть, а я расскажу вам еще кое-что интересное о нем. -Домового исстари считают хранителем домашнего очага и ласково называют «хозяином» или «дедушкой». -Посмотрите, похож наш Василий на доброго дедушку? (Да). Почему? (Ответы детей). Домовой поселяется в доме и так к нему привыкает, что выселить его из этого дома практически невозможно. Вот и наш домовой Василий очень к нам привык и даже захотел с нами всеми подружиться. Василий наш настоящий помощник, но хозяйничает он только ночью: может найти вашу потерявшуюся игрушку, собрать укатившиеся под стол карандаши, поправить ваши кроватки. Он очень заботливый, хранит нас от разных напастей и болезней, вообще от всего дурного. Но иногда он может и пошалить, поиграть с вашими игрушками. -А еще, ребята, Василий мне напомнил о том, что 1 апреля у него именины. А ведь этот день уже совсем скоро! -1 апреля считается днем пробуждения домового. Раньше люди верили, что на зиму, он, как и многие животные впадал в спячку. И просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. Первого апреля весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага – домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме. Вот такое старинное поверье! -И давайте, сегодня, к предстоящим именинам домового, вылепим из теста настоящий оберег для своего дома - маленького домовенка. Слово «оберег»произошло от слова «оберегать» то есть защищать, сторожить. - Оберег для дома лучше сделать своими руками и именно из теста. В старину, поделки из теста делали всей семьей: сначала лепили, потом их сушили в печи, затем раскрашивали и украшали. Готовые фигурки дарили родным и знакомым с самыми добрыми пожеланиями, приговаривая: «Пусть в вашем доме всегда хлеб-соль водится, никогда не переводится»
| Просмотр отрывка из мультфильма «Домовенок Кузя». Из которого вынесли тему занятия | Смыслообразование. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно. самостоятельное выделение познавательной цели,
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3 этап выявления места и причины затруднения | Мы с вами будем лепить из соленого теста уже не в первый раз, поэтому знаем, что когда держишь тесто в руках, возникает чувство, будто в ладошках устроилось живое существо: мягкое, теплое и ласковое. Ваш домовой будет именно таким. | Показ презентации | Умение анализировать и обсуждать; Оценивание объективных трудностей Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Физкультминутка. | -Но перед тем, как мы пойдем лепить наш гость хочет поиграть в игру, которая называется «Лихо-домовой». Давайте все встанем в круг. -Теперь нам нужно выбрать ведущего. Кто из вас знает считалку? (Дети выбирают ведущего). -В центре круга будет стоять ведущий – это «Лихо-домовой», в руках он будет держать нашего гостя – домовенка Василия. Мы все вместе хлопаем в ладоши и проговариваем слова, а «Лихо-домовой» пляшет: Вот пляшет «Лихо-домовой» В комнате пустой, пустой. Вот пляшет «Лихо-домовой» В комнате пустой. -Дальше движения выполняются по тексту всеми детьми вместе: То подпрыгнет, топнет ножкой, То покружится немножко. Вот пляшет «Лихо-домовой» В комнате пустой. -На последние слова ведущий пятится спиной назад и на кого из детей он наткнется – тот становится ведущим. (Игра повторяется 3 раза) | Проведение игры | |
4 этап самостоятельной работы | Этапы выполнения поделки. (Работа сопровождается показом). 1) Сначала нам нужно сделать два шарика: один поменьше – для головы, второй – побольше, покрупнее для рубашки. Берем один кусочек, мнем ее в руках и скатываем в шарик. Вот так. (Показ). Точно также делаем и второй шарик. Молодцы! У всех получилось! 2) А вот сейчас нам понадобится зубочистка. С помощью нее мы будем соединять два этих шарика. Мы берем зубочистку и осторожненько, аккуратно и не торопясь вставляем ее в шар для рубашки (в шар побольше) наполовину. Вот так! (Показ). 3) Теперь мы берем клей и немножко нанесем его вокруг зубочистки на рубашку. После этого накалываем голову на оставшийся кончик зубочистки. Клей крепко соединит два шарика. Вот, у нас получилась фигурка из двух шариков. Вы все постарались, молодцы! 4) Дальше мы будем лепить нашим домовятам самые настоящие лапти! Отщипываем от теста два одинаковых кусочка. Сначала скатываем из них шарики, а потом слегка растягиваем и получаются овальные лапотки. Это очень просто и я вижу, что вы все справились! Теперь, мы берем стеку и выдавливаем на лаптях плетение. Вот такие полоски: сначала горизонтальные, потом вертикальные. (Показ). Пробуйте! (Помощь, тем, кто затрудняется). Замечательные у вас получились лапти! Прямо, как у нашего Василия! Теперь, мы опять берем клей, смазываем им кончики лаптей и соединяем их с туловищем. 5) А чего еще не хватает нашему домовенку? Конечно же рук! Мы отщипываем от теста еще два одинаковых кусочка. Скатываем. Аккуратненько присоединяем руки к рубашке, а в углубление вставим маленькие ладошки. Отщипните для них еще немножко теста, скатайте маленькие шарики и вставьте их туда. (Показ, помощь при затруднении). Молодцы, постарались! 6) Теперь скатаем еще один маленький шарик и сделаем домовенку носик. Вот так! (Показ). Из бусинок сделаем ему глазки. А еще бусинками можно украсить рубашку: сделать из них красивую каемочку на рукавах или любой узор на рубашке. Здесь у вас своя фантазия. Творите! (Дети украшают поделку) | Индивидуальная работа | Умение управлять поведением и деятельностью Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера. Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата) Формулирование в коммуникативной форме конкретной цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения; Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения |
5 этап Анализ работ, заключительная часть. | -Вот какие домовята у нас получились! Вы довольны, ребята? - Теперь наши поделки должны как следует подсохнуть, и через несколько дней мы их раскрасим. Тогда наши домовята по-настоящему оживут и будут радовать нас. Вы обязательно, каждый, придумаете им имя. . -Молодцы, вы сегодня на славу потрудились! | Демонстрируют свою работу Анализируют работы | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
6 этап Рефлексия | Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели - Чему мы учились на занятии? - Что нового и интересного узнали? | Осознанно строят выводы Выражают собственное мнение о работе и полученном результате Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их Осуществляют итоговый контроль | Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор. |