Планируемые результаты |
Личностные УУД Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящие многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Жостова. |
Метапредметные УУД Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные УУД формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | Регулятивные: планирование, самоконтроль, самооценка Познавательные: анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Жостова. Иметь представление росписи по металлу, разнообразии форм жостовских подносов и вариантов построения цветочных композиций, различать их. Создавать композицию жостовской росписи в единстве с формой, используя основные элементы цветочного орнамента. |
Этапы урока | Формируемые умения | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1.Организационный (этап мотивации). Создание эмоционального настроя | Осуществляется самоконтроль по организации рабочего места. | Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | -Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | Учащиеся проводят оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация опорных знаний и умений. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание -выражать в творческой работе своё отношение к истории | Активизация мыслительных операций анализ,обобщение,классификация и познавательных процессов мышление, внимание, память | Актуализация знаний полученных на прошлом уроке - Какую общую тему мы начали изучать на прошлых уроках? - Что же такое народные промыслы? - С какими народными промыслами мы с вами познакомились на предыдущих уроках? | Ответы учащихся Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. |
3.Постановка учебной задачи. | Познавательные УУД - действия поисследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Метапредметные УУД регулятивные: - отличать различные виды объектов выполняемого задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; предметные: - правильно владеть художественными терминами; - сравнивать образцы; -находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. | Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися | Сегодня мы познакомимся с еще одним известным промыслом. Посмотрите на предметы, которые перед вами. - Кто-нибудь знает, что это за промысел? Промысел этот называется “ Жостово”. Это роспись по металлу - Какова же тема нашего урока? - Сумеем ли мы выполнить роспись подноса? - Каких знаний нам не хватает ? Название промысел получил от подмосковного села Жостово. Жостовский поднос знают почти во всем мире. Букет, украшающий его, великолепно вписан в форму предмета. Он прост и выразителен. Соотношение больших и малых цветов найдено очень точно. А ритм цветовых пятен завораживает зрителя. Но главное – сами цветы. Они похожи на настоящие и в то же время сказочные. | Ответы учащихся Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке. Личностные УУД Устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание; -создание творческого и реалистичного объекта. Задания; - уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту. | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | -Как мы с вами можем определить характерные особенности жостовской росписи? -Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? - Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент? Какие виды орнамента вы знаете? | Ответы учащихся Орнамент - это узор из ритмически повторяющихся элементов. Геометрический - узор, состоящий из геометрических фигур Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья). Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных. В жостовской росписи встречается растительный орнамент |
5.Открытие нового знания | познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний ( определение границ знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Как слагается эта цветочная сказка? Цветочную роспись жостовские мастера выполняют масляными красками в две стадии. Первая стадия письма называется замолевкой, вторая – выправкой. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведется без предварительного рисунка. Создавая букет, художник вращает поднос, подставляя под кисть нужный участок поверхности. Как вы думаете, что важно в работе на данном этапе? Второй этап – выправка, мастера прорабатывают детали букета, добиваясь завершенности росписи. Здесь существуют свои приемы : чертежка – тонкая линия выявляет очертания лепестков и прожилок листьев, привязка – изображение травки в просветах между цветами, уборка –ажурный орнамент на бортах подноса. Просмотр фильма «России яркие букеты» | Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. -Следить за красотой силуэта, ритмическим расположением цветовых пятен, соотношением росписи с формой и размером подноса. |
6. Первичная проверка понимания | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | - Какие цвета используют художники в жостовской росписи? - Как выполняется чертежка? - Для чего нужна привязка? - Какую роль играет уборка? | Ответы учащихся В жостовской росписи используются яркие цвета и различные оттенки. Чертежка выполняется тонкой кистью, прописывает основные формы букета. Привязка делает букет завершенным. Уборка окаймляет поднос. |
7.Применение новых знаний. | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельность на уроке; - определять последовательность своих действий на уроке; предметные: - владение худ.материалами Метапредметные УУД регулятивные: - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - проводить анализ своей творческой деятельности; -проводить сравнение объясняя его критерии; - умение пользоваться разнообразными графическими материалами; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | Придумайте интересную форму подноса. вырежьте ее и выполните на ней цветочную композицию. Учитель выполняет фрагмент росписи на классной доске гуашью. | Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях. Уборка класса. |
8. Оценка. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) Лист оценки: Аккуратность Правильное изображение формы подноса и компоновка в формате Уместный выбор росписи, декора, Правильная компоновка декора Творческий подход к выполнению задания | Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ. |
9.Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД - установление связи между целью деятельности и её результатом; - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | -С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? -Как называется роспись и почему у неё такое название? -Из каких узоров состоит данная роспись? - Как вы думаете, ребята, все ли у вас получилось? - Если нет, то, каких знаний или умений вам было недостаточно? Учитель озвучивает оценки учащихся и задает домашнее задание. | Ответы обучающихся |
10. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ценностных ориентиров к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов | -Подобрать иллюстрации с изображением росписи по лубу и по дереву | Запись д/з в дневник. |