kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Жостово. Роспись по металлу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Жостово. Роспись по металлу" по программе Б.М. Неменского составлена в соответствии  с требованиями ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Жостово. Роспись по металлу"»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема

Жостово. Роспись по металлу

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Цель

1.Познакомить учащихся с историей художественного промысла производства подносов Жостово, рассказать о разнообразии форм подносов и вариантов построения цветочных композиций

2. Способствовать развитию познавательных интересов школьников, установить связь их с жизнью;

3. Продолжить формирование навыков работы с художественными материалами

4. Развивать творческую фантазию, художественный вкус

Основные термины и понятия

Орнамент, выправка, чертежка, привязка, уборка



Планируемые результаты

Личностные УУД

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящие многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Жостова.

Метапредметные УУД

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные УУД


формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;



Регулятивные: планирование, самоконтроль, самооценка

Познавательные: анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий.

Контроль и оценка процесса и результата действий

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества,


Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Жостова.

Иметь представление росписи по металлу, разнообразии форм жостовских подносов и вариантов построения цветочных композиций, различать их.

Создавать композицию жостовской росписи в единстве с формой, используя основные элементы цветочного орнамента.



Формы работы

Образовательные ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Просмотр - анализ работ


ТСО: м\м проектор, экран, ноутбук, видеофильм « России яркие букеты».

Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская под ред. Б.М. Неменского

Зрительный ряд: репродукции с изображениями произведений Жостово, раздаточный материал с изображением орнаментальных композиций.


Материалы: альбом, краски гуашевые, кисти, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка.




Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Создание эмоционального настроя

Осуществляется самоконтроль по организации рабочего места.

Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

-Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.


Учащиеся проводят оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация опорных знаний и умений.






Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

-выражать в творческой работе своё отношение к истории


Активизация мыслительных операций

анализ,обобщение,классификация и познавательных процессов мышление, внимание, память

Актуализация знаний полученных на прошлом уроке

- Какую общую тему мы начали изучать на прошлых уроках?

- Что же такое народные промыслы?

- С какими народными промыслами мы с вами познакомились на предыдущих уроках?

Ответы учащихся

Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.





3.Постановка учебной задачи.

Познавательные УУД - действия поисследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- правильно владеть художественными терминами;

- сравнивать образцы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.


Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися



Сегодня мы познакомимся с еще одним известным промыслом. Посмотрите на предметы, которые перед вами.

- Кто-нибудь знает, что это за промысел?

Промысел этот называется “ Жостово”. Это роспись по металлу

- Какова же тема нашего урока?

- Сумеем ли мы выполнить роспись подноса?

- Каких знаний нам не хватает ?

Название промысел получил от подмосковного села Жостово. Жостовский поднос знают почти во всем мире. Букет, украшающий его, великолепно вписан в форму предмета. Он прост и выразителен. Соотношение больших и малых цветов найдено очень точно. А ритм цветовых пятен завораживает зрителя.

Но главное – сами цветы. Они похожи на настоящие и в то же время сказочные.


Ответы учащихся


Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.




4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание;

-создание творческого и реалистичного объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

-Как мы с вами можем определить характерные особенности жостовской росписи?

-Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен?

- Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?

Какие виды орнамента вы знаете?


Ответы учащихся


Орнамент - это узор из ритмически повторяющихся элементов.

Геометрический - узор, состоящий из геометрических фигур Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья). Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных.
В жостовской росписи встречается растительный орнамент

5.Открытие нового знания

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний ( определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.


Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Как слагается эта цветочная сказка?

Цветочную роспись жостовские мастера выполняют масляными красками в две стадии. Первая стадия письма называется замолевкой, вторая – выправкой. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведется без предварительного рисунка. Создавая букет, художник вращает поднос, подставляя под кисть нужный участок поверхности.

Как вы думаете, что важно в работе на данном этапе?

Второй этап – выправка, мастера прорабатывают детали букета, добиваясь завершенности росписи. Здесь существуют свои приемы : чертежка – тонкая линия выявляет очертания лепестков и прожилок листьев, привязка – изображение травки в просветах между цветами, уборка –ажурный орнамент на бортах подноса.

Просмотр фильма «России яркие букеты»


Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.

-Следить за красотой силуэта, ритмическим расположением цветовых пятен, соотношением росписи с формой и размером подноса.


6. Первичная проверка понимания

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.


- Какие цвета используют художники в жостовской росписи?

- Как выполняется чертежка?

- Для чего нужна привязка?

- Какую роль играет уборка?



Ответы учащихся

В жостовской росписи используются яркие цвета и различные оттенки.

Чертежка выполняется тонкой кистью, прописывает основные формы букета.

Привязка делает букет завершенным.

Уборка окаймляет поднос.

7.Применение новых знаний.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельность на уроке;

- определять последовательность своих действий на уроке;

предметные:

- владение худ.материалами

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Придумайте интересную форму подноса. вырежьте ее и выполните на ней цветочную композицию.

Учитель выполняет фрагмент росписи на классной доске гуашью.

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях. Уборка класса.

8. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Лист оценки:

  1. Аккуратность

  2. Правильное изображение формы подноса и компоновка в формате

  3. Уместный выбор росписи, декора,

  4. Правильная компоновка декора

  5. Творческий подход к выполнению задания

Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

9.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

- установление связи между целью деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

-Как называется роспись и почему у неё такое название?

-Из каких узоров состоит данная роспись?

- Как вы думаете, ребята, все ли у вас получилось? - Если нет, то, каких знаний или умений вам было недостаточно?


Учитель озвучивает оценки учащихся и задает домашнее задание.

Ответы обучающихся

10. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ценностных ориентиров к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

-Подобрать иллюстрации с изображением росписи по лубу и по дереву

Запись д/з в дневник.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ролдугина Ирина Алексеевна

Дата: 03.01.2017

Номер свидетельства: 375002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства