kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока ИЗО по теме "О чём рассказывают нам гербы и эмблемы" для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся познакомятся с искусством создания герба, его назначением, составными частями, символами и цветовым решением.Урок направлен на формирование художественной культуры, гражданской позиции, на развитие творческих способностей, фантазии  и воображения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ИЗО по теме "О чём рассказывают нам гербы и эмблемы" для 5 класса»

Дата: 16 марта 2018г.


5 класс


Учитель: Григорьева Е.М. (МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслан, Оренбургская область )


Тема урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» (1 урок)


Цель урока: познакомить учащихся с гербом, его назначением , составными частями и символами .


Задачи урока:

-формировать основы художественной культуры, гражданской позиции обучающихся.

- развивать творческие способности, фантазию, воображение и пространственное мышление;

- воспитывать интерес к предмету и эстетическое отношение к окружающей действительности.


Тип урока: Урок «открытия» нового знания.


Планируемые результаты:


Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.


Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.


Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.


Методы и формы обучения: словесный, наглядно- иллюстративный, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.


Оборудование : компьютер, проектор, презентация по теме, методическая разработка (различные формы гербов), рисунки обучающихся, лист формата А4, художественные материалы, шаблоны гербов.


Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

- Добрый день, ребята!

- Я прошу вас проверить, как организовано ваше рабочее место.

- Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.  - И так, начнем!
- Желаю удачи!

- У вас на партах кляксы.

-Предлагаю вам определить своё настроение.




Занимают свои места, приветствуют присутствующих







Учащиеся поднимают кляксы (жёлтого или фиолетового цвета)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Этап мотивации и актуализации знаний


- Как называется государство, в котором мы живем?

-Какие символы государства вы знаете?

-А для чего они нужны?

- Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны.

-Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна.


Учащиеся предполагают.

-Россия

-Герб, флаг, гимн.



Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи

- Наш урок мы посвятим одному государственному символу (можно взять в руки) …

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю собрать её из слов на доске.

- Итак ,тема урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

- Остановимся на гербах.

- Какие задачи поставите перед собой на уроке?


- Гербу.


Уч-ся составляют из отдельных слов тему урока.

Уч-ся ставят перед собой задачи.


Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

4. «Открытие» обучающимся нового знания

- Где можно встретить изображение герба?

- В средние века происходили рыцарские турниры. Рыцари были полностью одеты в металлические доспехи, и чтобы их различить друг от друга, откуда они приехали, на щитах помещали изображение каких либо опознавательных знаков в виде крестов, фигур животных, различных предметов. Воины со временем стали передавать изображения на щитах по наследству своим потомкам. Так возникло слово «герб» Немецкое слове «erbe» означает в переводе «наследство».


- Существует наука, которая называется геральдика (слово на доске). Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают.

- А человек , который составлял гербы назывался –герольд ( слово на доске).

- Я предлагаю отправиться в прошлое и побольше узнать об искусстве создания герба.

(Работа с учебниками стр. 134-137)

- Что вы узнали из прочитанного текста.



- Что вы можете сказать об изображениях на гербах?


-Каждое условное изображение имело своё значение:

дуб и медведь означали силу;

факел и раскрытая книга – знание;

пчела – трудолюбие;

лавр – славу;

крылатый змей – зло смуту;

дракон – могущество;

рука – храбрость.


- Цвет тоже имел символическое значение:

Жёлтый и белый соответствовали цвету золота и

серебра (металлы).

Золото считались символом богатства и справедливости,

серебро – символом невинности и чистоты.

темно- красный – символ любви, смелости;

голубой – символ красоты и величия;

зелёный – символ изобилия;

пурпурный (красный с оттенком синего)

могущества;

чёрный – мудрости.

Элементы старинного герба:

- щит,

-щитодержатели (люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних

лапах),

- корона,

- лента с девизом.


- Обратите внимание на доску.

- Какие гербы представлены?

( работа в группах , необходимо представить и прочитать герб)


Герб России

В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змея. Наш герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.


Герб Москвы

Герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.


Герб Бугуруслана

1782 г.

 В верхней части щита герб Уфимский. В нижней — черная овца в зеленом поле, в знак изобилия оными.


1982 г.

Щит разделен полым вилообразным крестом, лазуревая верхняя часть которого обременена золотой эмблемой авиапилота и червленым стилизованным цветком под ним, нижняя золотая часть обременена черной стрелой острием вниз. В правом червленом поле вверху золотые серп и молот, левое поле зеленое. Поверх всего золотая шестерня, окружающая черный круг с контурами нефтяной вышки, в обрамлении золотых же колосьев.



2008г.

В зеленом поле на серебряной земле черная овца с серебряным затылком, мордой и копытами.

Зелёный цвет в геральдике олицетворяет рост, жизнь и уникальную природу региона.

Чёрный цвет в геральдике символизирует смирение и благоразумие.

Серебряный цвет в геральдике является символом чистоты помыслов, сотрудничества и мира.

Овца в геральдике обозначает кротость и доброту. В данном случае овца - это историческая естественная негеральдическая фигура, которая является символом исторической и культурной преемственности. На гербе 1782 года овца обозначала овцеводство.

Герб Оренбургской области

Щит по горизонтали разделен на две неравные части, в верхней, окрашенной в серебряный цвет изображена лазоревая куница с глазами и языком червленого цвета. Во-первых, это яркий представитель царства местной фауны, во-вторых, в прежние времена она была ценным объектом местного промысла, в-третьих, символизирует природные богатства Оренбургской области.

Нижнее поле окрашено в червленый цвет, который в европейской геральдике ассоциируется с мужеством, героизмом, цветом пролитой крови. На этом ярком фоне изображены перекрещивающиеся знамена, на каждом из которых представлен двуглавый орел, символ Российской империи.

Над знаменами располагается золотой православный крест, выступающий в данном случае символом христианства, веры. В нижней части щита, под знаменами, изображен золотой полумесяц.


Герб может быть у города, района, гимназии, класса, семьи, у профессии и т.д.


Ученики отвечают на поставленные вопросы












Работа в парах.

Ученики отвечают на вопросы.

Самые первые гербы

появились в Западной Европе

в Средние века. Это были

личные знаки рыцарей,

которые помещали на боевых

щитах, шлемах, флагах и

попонах лошадей.

Они помогали закованным в

латы с головы до ног воинам

различать друг друга на

расстоянии.

Каждый знак и цвет в гербе

имели определённое значение

и символически рассказывали

о том, кто этот человек,

которому дозволено его

носить. Герб был знаком чести

рода.

Именно в эпоху

Средневековья в Европе

появилось новое искусство и

новая наука – Геральдика,

связанная с составлением

гербов.


















Сообщения обучающихся.


1 гр.- Герб России,

2гр.-Москвы,

3гр.- Бугуруслана.

4гр.-Герб Оренбургской обл.


(работа в группах)































.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает просмотреть рисунки учащихся и слайды с гербами различных городов, семьи и профессий.


Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

6. Динамическая пауза

Учитель показывает физкультурные движения.

( можно использовать видеоролик)


Раз- подняться, подтянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты тихо сесть.


Выполнение движений за учителем

Личностные

7. Творческая практическая деятельность

Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения герба. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного.

-А сейчас я предлагаю вам создать герб вашей семьи.

(Во время практической работы учитель делает целевые обходы).


Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз семейного герба.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

8. Итог урока. Рефлексия.

Выставка , анализ и оценка работ учащихся.

(Учитель показывает наиболее удачные эскизы семейного герба)

- Подведём итог урока.

- Ребята , посмотрите, какие интересные работы у вас получились. (показ работ)

- Ребята, мы решили задачи , которые ставили перед собой в начале урока?


- А сейчас я предлагаю закончить фразы.

- Теперь я знаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

- Мне было сложно….

- Чтобы оценить работы, я предлагаю обменяться рисунками и поставить оценку друг другу.

- Ребята, в самом начале урока , вы показали своё настроение.

- Давайте проверим, изменилось ли оно за время урока.

- Прошу вас поднять жёлтые кляксы, если вам урок понравился, и у вас не возникло трудностей.

- Поднимите фиолетовую кляксу, если у вас, что- то не получилось , и было не интересно.



Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные;

Рефлексия;

Личностные: смыслообразование









ПРИЛОЖЕНИЕ


Герб России

В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змея. Наш герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.


Герб Москвы

Герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.



Герб Бугуруслана

1782 г.

 В верхней части щита герб Уфимский. В нижней — черная овца в зеленом поле, в знак изобилия оными.

1982 г.

Щит разделен полым вилообразным крестом, лазуревая верхняя часть которого обременена золотой эмблемой авиапилота и червленым стилизованным цветком под ним, нижняя золотая часть обременена черной стрелой острием вниз. В правом червленом поле вверху золотые серп и молот, левое поле зеленое. Поверх всего золотая шестерня, окружающая черный круг с контурами нефтяной вышки, в обрамлении золотых же колосьев.



2008г.

В зеленом поле на серебряной земле черная овца с серебряным затылком, мордой и копытами.

Зелёный цвет в геральдике олицетворяет рост, жизнь и уникальную природу региона.

Чёрный цвет в геральдике символизирует смирение и благоразумие.

Серебряный цвет в геральдике является символом чистоты помыслов, сотрудничества и мира.

Овца в геральдике обозначает кротость и доброту. В данном случае овца - это историческая естественная негеральдическая фигура, которая является символом исторической и культурной преемственности. На гербе 1782 года овца обозначала овцеводство.


Герб Оренбургской области

Щит по горизонтали разделен на две неравные части, в верхней, окрашенной в серебряный цвет изображена лазоревая куница с глазами и языком червленого цвета. Во-первых, это яркий представитель царства местной фауны, во-вторых, в прежние времена она была ценным объектом местного промысла, в-третьих, символизирует природные богатства Оренбургской области.

Нижнее поле окрашено в червленый цвет, который в европейской геральдике ассоциируется с мужеством, героизмом, цветом пролитой крови. На этом ярком фоне изображены перекрещивающиеся знамена, на каждом из которых представлен двуглавый орел, символ Российской империи.

Над знаменами располагается золотой православный крест, выступающий в данном случае символом христианства, веры. В нижней части щита, под знаменами, изображен золотой полумесяц.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Григорьева Елена Михайловна

Дата: 04.04.2018

Номер свидетельства: 465016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства