2. Этап мотивации и актуализации знаний | - Как называется государство, в котором мы живем? -Какие символы государства вы знаете? -А для чего они нужны? - Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны. -Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. | Учащиеся предполагают. -Россия -Герб, флаг, гимн. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
4. «Открытие» обучающимся нового знания | - Где можно встретить изображение герба? - В средние века происходили рыцарские турниры. Рыцари были полностью одеты в металлические доспехи, и чтобы их различить друг от друга, откуда они приехали, на щитах помещали изображение каких либо опознавательных знаков в виде крестов, фигур животных, различных предметов. Воины со временем стали передавать изображения на щитах по наследству своим потомкам. Так возникло слово «герб» Немецкое слове «erbe» означает в переводе «наследство». - Существует наука, которая называется геральдика (слово на доске). Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают. - А человек , который составлял гербы назывался –герольд ( слово на доске). - Я предлагаю отправиться в прошлое и побольше узнать об искусстве создания герба. (Работа с учебниками стр. 134-137) - Что вы узнали из прочитанного текста. - Что вы можете сказать об изображениях на гербах? -Каждое условное изображение имело своё значение: дуб и медведь означали силу; факел и раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло смуту; дракон – могущество; рука – храбрость. - Цвет тоже имел символическое значение: Жёлтый и белый соответствовали цвету золота и серебра (металлы). Золото считались символом богатства и справедливости, серебро – символом невинности и чистоты. темно- красный – символ любви, смелости; голубой – символ красоты и величия; зелёный – символ изобилия; пурпурный (красный с оттенком синего) могущества; чёрный – мудрости. Элементы старинного герба: - щит, -щитодержатели (люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах), - корона, - лента с девизом. - Обратите внимание на доску. - Какие гербы представлены? ( работа в группах , необходимо представить и прочитать герб) Герб России В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змея. Наш герб очень древний. Ему уже более пятисот лет. Герб Москвы Герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия. Герб Бугуруслана 1782 г. В верхней части щита герб Уфимский. В нижней — черная овца в зеленом поле, в знак изобилия оными. 1982 г. Щит разделен полым вилообразным крестом, лазуревая верхняя часть которого обременена золотой эмблемой авиапилота и червленым стилизованным цветком под ним, нижняя золотая часть обременена черной стрелой острием вниз. В правом червленом поле вверху золотые серп и молот, левое поле зеленое. Поверх всего золотая шестерня, окружающая черный круг с контурами нефтяной вышки, в обрамлении золотых же колосьев.
2008г. В зеленом поле на серебряной земле черная овца с серебряным затылком, мордой и копытами. Зелёный цвет в геральдике олицетворяет рост, жизнь и уникальную природу региона. Чёрный цвет в геральдике символизирует смирение и благоразумие. Серебряный цвет в геральдике является символом чистоты помыслов, сотрудничества и мира. Овца в геральдике обозначает кротость и доброту. В данном случае овца - это историческая естественная негеральдическая фигура, которая является символом исторической и культурной преемственности. На гербе 1782 года овца обозначала овцеводство. Герб Оренбургской области Щит по горизонтали разделен на две неравные части, в верхней, окрашенной в серебряный цвет изображена лазоревая куница с глазами и языком червленого цвета. Во-первых, это яркий представитель царства местной фауны, во-вторых, в прежние времена она была ценным объектом местного промысла, в-третьих, символизирует природные богатства Оренбургской области. Нижнее поле окрашено в червленый цвет, который в европейской геральдике ассоциируется с мужеством, героизмом, цветом пролитой крови. На этом ярком фоне изображены перекрещивающиеся знамена, на каждом из которых представлен двуглавый орел, символ Российской империи. Над знаменами располагается золотой православный крест, выступающий в данном случае символом христианства, веры. В нижней части щита, под знаменами, изображен золотой полумесяц. | Герб может быть у города, района, гимназии, класса, семьи, у профессии и т.д. Ученики отвечают на поставленные вопросы Работа в парах. Ученики отвечают на вопросы. Самые первые гербы появились в Западной Европе в Средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые помещали на боевых щитах, шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак и цвет в гербе имели определённое значение и символически рассказывали о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода. Именно в эпоху Средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука – Геральдика, связанная с составлением гербов. Сообщения обучающихся. 1 гр.- Герб России, 2гр.-Москвы, 3гр.- Бугуруслана. 4гр.-Герб Оренбургской обл. (работа в группах) . | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
8. Итог урока. Рефлексия. | Выставка , анализ и оценка работ учащихся. (Учитель показывает наиболее удачные эскизы семейного герба) - Подведём итог урока. - Ребята , посмотрите, какие интересные работы у вас получились. (показ работ) - Ребята, мы решили задачи , которые ставили перед собой в начале урока? - А сейчас я предлагаю закончить фразы. - Теперь я знаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… - Мне было сложно…. - Чтобы оценить работы, я предлагаю обменяться рисунками и поставить оценку друг другу. - Ребята, в самом начале урока , вы показали своё настроение. - Давайте проверим, изменилось ли оно за время урока. - Прошу вас поднять жёлтые кляксы, если вам урок понравился, и у вас не возникло трудностей. - Поднимите фиолетовую кляксу, если у вас, что- то не получилось , и было не интересно. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные; Рефлексия; Личностные: смыслообразование |