kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по ИЗО 2 класс «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров. Красота северных узоров»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ИЗО во 2 классе "Наши любимые узоры. В гостях у  народных мастеров. Красота северных узоров"  

Структура урока соответствует типу урока и  дидактическим задачам.  При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с карточками, работа по учебнику, работа с дополнительной литературой.).

по виду учебной деятельности: творческий метод (поиск решения поставленных перед    учащимися проблем);

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Были применены следующие формы познавательной деятельности:  общеклассная,  индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Также представлен самоанализ урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока по ИЗО 2 класс «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров. Красота северных узоров» »

Технологическая карта урока №_


Дата:


Учитель:

Токарева Наталья Анатольевна

Место работы:

Учитель начальных классов

Класс:

2

Предмет:

«Изобразительное искусство»

Место и роль урока в изучаемой теме

урок изучения нового материала


Тема урока:

«Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров. Красота северных узоров»

Предметная программа и её автор:

«Изобразительное искусство» В.С. Кузин.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебная презентация PowerPoint «Мотивы северных орнаментов»; выставка книг, фотоальбомов о Югре; изделия народного промысла народов ханты и манси; демонстрационные образцы элементов орнамента.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Материал:

Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина «Изобразительное искусство» / авт.-сост. Л.М.Садкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные понятия

орнаменты-полоски, орнаменты-разетки. Малица, нырики, кисы, «ромб», «нарты», «ушки молодого зайца», «охотник», «хорей», «аркан», «сахи».

Использованные ресурсы:


Цели урока:

способствовать расширению кругозора учащихся при ознакомлении с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы.

вспомнить, что такое узор, закрепить знания детей о декоративной переработке форм растительного и животного мира; развивать эмоциональную отзывчивость на роспись народных мастеров Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края; формировать эстетический вкус и фантазию детей; воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, патриотизм, уважительное отношение к труду народных мастеров.Развивать творческий интерес к познанию природы, внимание, наблюдательность, сообразительность, Воспитывать у ребят заботу об окружающем мире, правила взаимоотношений человека и природы на примере изучения своего округа.

Задачи деятельности учителя

Образовательные:

создать условия для формирования навыков работы с гуашью;познакомить с понятием «орнамент», типами орнаментов;

- формировать знания орнаментальных мотивов и умения изображать мансийские орнаменты;

- познакомить с укладом жизни манси.

Познакомить детей с наиболее распространенными мотивами орнаментов народов Севера «головки», «уши зайца», «рога оленя», «следы медведя». Учить выполнять узор в полосе, используя естественные сочетания тонов: коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым ; учить применять национальный орнамент для украшения сувениров и.т.д

Воспитательные:

содействовать приобретению учащимися опыта эстетических впечатлений, пробуждению эмоциональной отзывчивости, формированию ценностного отношения к культуре и искусству своего народа.

воспитывать чувство толерантности и уважения к другим культурам; воспитывать любовь к малой родине, к людям живущим рядом. Привить у детей интерес к знанию национальной культуры через знакомство с творчеством народов Севера.

Развивающие:

способствовать развитию творческого воображения и самовыражения учащихся;

развивать творческую и познавательную активность; воспитать творческую фантазию, эстетическое восприятие; развивать чувство ритма. Дать представление о применении национального орнамента в украшениях, одежде, предметах быта.

Планируемые результаты:

Формируемые УУД:


личностные— интерес к изучению темы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

интерес к истории, культуре и обычаям русского народа; народа ханты и манси

творческое отношение к процессу создания узора на макете варежки

Предметные умения:

• Выполнять: изделие из бумаги «Варежка»;

• Создавать образец с использованием освоенных навыков

Метапредметные умения:


Познавательные-

использовать в активном словаре новые понятия;

— различать способы изготовления аппликации и обосновывать своё мнение;

— использовать приём разметки деталей линейкой и карандашом;

— различать виды орнаментов и их необходимость в жизни человека;

— использовать приобретённые знания при создании орнамента на бумажной варежке»;

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о культуре хантов и манси.

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью и планом;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять взаимопроверку учебного задания;

— выполнять самооценку учебного задания;

— контролировать и корректировать процесс выполнения своего изделия.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные для партнёра высказывания;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

— договариваться о роли каждого в совместной деятельности;

Межпредметные связи:

Чтение. Изобразительное искусство (Рисование).Математика. Краеведение.Окружающий мир

Формы обучения:

деятельностный способ обучения, практикум, исследования, интеллектуальная игра

Ресурсы:

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изделия из бумаги, пластилина, природных материалов (могут быть изделия, выполненные учащимися в 1 классе, их фотографии и т.д.), таблица для кроссворда, пример папки достижений, таблицы по технике безопасности (работа с ножницами, клеем, приемы работы с материалами), шаблоны геометрических фигур (треугольник разной формы, разных размеров, круг, квадрат, прямоугольник). У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка (для оформления; о том, что ее надо принести, учитель должен предупредить учащихся заранее), простой карандаш, резинка, ножницы, цветная бумага, клей, приспособления для работы с клеем (тряпочка, подкладной лист, кисть).

полоски бумаги белого, серого, коричневого, красного цветов, клей, ножницы; шаблоны одежды ханты, манси раздаточный материал, сетевые ресурсы


Технологическая карта урока окружающего мира по ФГОС

Этапы урока

Цель и задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта

- А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

- Какие законы совместной работы мы с вами должны помнить?







- Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок.


Организация рабочего места


Каждый работает на своём рабочем месте, не мешая друг другу;

Перед началом работы надо проверить порядок на рабочем месте и сохранять его в процессе  всей работы;

Осторожно обращаться с ножницами, чтобы нечаянно не травмировать себя или соседа;

Закончил работу – помоги соседу;

Быть доброжелательным, терпеливым, уметь слушать других и спокойно высказывать своё мнение.

Актуализация

Цель для учителя:дать возможность самостоятельно вспомнить, тему прошлого урока

Цель для учащихся: вспомнить изученные народные промыслы, выполним узор из декоративно переработанных форм растительного мира.


- Ребята, сколько разнообразных, красивых вещей вокруг нас! Они создают нам радостное настроение, они украшают наш дом, мы на них любуемся, ими приятно пользоваться. (Слайд №2).

Кто же это всё придумывает и делает для нас? (Слайд №3)

- Это народные мастера вместе с Мастером Украшения придумывают и создают для нас такую красоту

- А где мастера черпают свою фантазию? (Слайд №4)

- Конечно, это Матушка — природа подсказывает народным художникам. (Слайды №5)

Ведь она такая разнообразная и необыкновенная во все времена года. Глядишь и наглядеться не можешь.

(Слайд №6,7,8,9)

Вот такие красивые узоры увидели мастера в природе. Слайд 10

А из чего состоит узор(слайд №11)

Что можно украсить узорами?(слайд№12)

Так и хочется красоту природы запечатлеть на память на какой-нибудь вещи. Пусть люди пользуются ею, разглядывают и радуются.

Все эти предметы не только нужны человеку в жизни. Они ещё и такие нарядные!

Чем узор отличается от орнамента?(слайд№13

Свои изделия Мастера привозят на ярмарку. Приходите, люди добрые, выбирайте, что вам по душе.

Среди всего разнообразия на ярмарке есть очень нужный для людей предмет. Угадайте, что это?

Две сестрички,

Две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять — их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

(варежки).

Художник Борис Кустодиев на своей картине “Ярмарка” изобразил продавцов с товаром и покупателей, которые выбирают нужные для них вещи. (Слайд №14)


Воспринимают материал ЭОР. Осмысливают его. Выдвигают предположения об основной цели урока и задачах по ее достижению. Обсуждают предположения. Приходят к единому мнению и определяют тему урока.







это работы Городца, Полхов –Майдана, Гжели.




Рисунок, красивый рисунок, украшение и т.д











(Ответы детей)






Постановка учебной задачи

Цель для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

Слайд №15.

Это слова из песни женщин северных народов. Каждая из них – искусная мастерица в исполнении орнаментов и узоров. Что такое орнамент? ФИЗМИНУТКА

Сформулируйте тему и цель урока?


Орнамент (лат. ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, применяемый для украшения каких-либо предметов...


Построение проекта выхода из затруднения.

Первичное усвоение новых знаний


Цель для учителя: дать учащимся конкретное представление о существовании Красной книги России, и ХИАО

Цель для учащихся: уметь перечислить причины исчезновения животных, растений и птиц, выбрать способ защиты своей позиции в конкретной ситуации и аргументировать свой выбор


Ребята, помните мансийскую легенду «Откуда северное сияние пошло»? Давайте вспомним. Девушка Вечерина спасла маленького олененка, Вырос олененок и стал красивым, могучим Белым Оленем. Не расстались Белый Олень и Вечерина, а вместе взвились высоко-высоко в поднебесье. Касался неба Белый Олень своими украшенными рогами — полосы в небе от оленьих рогов заколыхались. Протянула Вечерина руку, дотронулась до них — и ожили полосы, заискрились, вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния. Как радовались люди! Одевали свои самые красивые одежды и выходили на улицу танцевать. Но злой Болотных Дух — Камполэн, не выносил, когда люди радовались. Превратил он все одежды в простые, черного цвета и пропала радость. Может мы с вами попробуем победить злого Камполэна и снова превратим одежды в красочные, вернем им краски северного сияния

Давайте вспомним узоры народов манси. Как они называются и как изображаются.(слайд№16)


Какие цвета они использовали?(слайд№17)

А какие геометрические фигуры чаще всего встречаются в национальных орнаментах? (слайд№18,19


Какую одежду носили ханты?(слайды №20-24)



.



















вспоминают название узоров и их изображение: «треугольник» изображает «щучьи зубы». Нарты изображают в виде ромба. Еще есть орнаменты: «болотные кочки», «ушки молодого зайца», «собачья лапа», «вороны на болоте», «охотник»).




Рассматривают иллюстрации, работая в парах. Осмысливают их. Находят связь. Делятся впечатлениями. Высказывают мнения. Формулируют основные существенные признаки орнамента. Делают вывод, что элементы орнаментов заимствованы человеком у природы


Ханты мужчина носили малицу, а женщины – сахи, сшитую из оленьей шкуры. Они носили теплые шапки. Еще носили обувь: зимнюю - кисы и летнюю - нырики.

Первичная проверка понимания

Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Цель для учащихся: Учить детей умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное;

. Самостоятельная работа.

Выбирайте себе предмет одежды и украшайте ее замечательными орнаментами.

Для работы нам понадобятся карандаши и фломастеры. Возьмите их и смело приступайте к украшению одежды.




Осуществляют творческую практическую деятельность. Придумывают свои орнаменты. Наносят их гуашью на цветную бумагу. Используют новые приемы работы и элементы росписи.






Рефлексия учебной деятельности

Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.



Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: правильно выполнить домашнее задание

Дети показывают свои работы, выполненные карандашом.

- Чья работа вам понравилась больше всего? Почему?

Далее учитель акцентирует внимание на работы, которые соответствуют критериям: композиция, наличие узора и орнамента.

Посмотрите, как нарядна и красива наша одежда! Думаю, что даже Камполэну - Болотному Духу не под силу испортить такую красоту. Переливчатое многоцветье красок мы перенесли на одежду, как-будто цветное небо там отразилось. Давайте оформим коллаж, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями


- Ребята, Вы отлично потрудились. На следующем уроке мы продолжим работать с нашими растительными узорами.

- Что нового узнали на уроке? (Виды орнаментов с растительными и животными мотивами)

- Чему вы учились на уроке? (Придумывать и рисовать свой узор и орнамент)


- Какие открытия сделали? Что вас удивило? Что дал вам урок?

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали.


- Спасибо за урок!


Делятся впечатлениями. Обсуждают индивидуальные результаты творческой деятельности. Делают вывод: где могут пригодиться знания и умения, полученные на уроке.




































Самоанализ урока.

Предмет: «Изобразительное искусство».

Класс: 2

Количество уроков в неделю: 1 (всего 34 часов в учебный) год.

Изучаемая тема урока: «Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров. Красота северных узоров»

Тип урока: урок изучения нового материала



Цели урока:

способствовать расширению кругозора учащихся при ознакомлении с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы.

вспомнить, что такое узор, закрепить знания детей о декоративной переработке форм растительного и животного мира; развивать эмоциональную отзывчивость на роспись народных мастеров Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края; формировать эстетический вкус и фантазию детей; воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, патриотизм, уважительное отношение к труду народных мастеров. Развивать творческий интерес к познанию природы, внимание, наблюдательность, сообразительность. Воспитывать у ребят заботу об окружающем мире, правила взаимоотношений человека и природы на примере изучения своего округа.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

личностные— интерес к изучению темы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

интерес к истории, культуре и обычаям русского народа; народа ханты и манси

творческое отношение к процессу создания узора на макете варежкиМетапредметные результаты:

познавательные-

использовать в активном словаре новые понятия;

— различать способы изготовления аппликации и обосновывать своё мнение;

— использовать приём разметки деталей линейкой и карандашом;

— различать виды орнаментов и их необходимость в жизни человека;

— использовать приобретённые знания при создании орнамента на бумажной варежке»;

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о культуре хантов и манси.

регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью и планом;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять взаимопроверку учебного задания;

— выполнять самооценку учебного задания;

— контролировать и корректировать процесс выполнения своего изделия.

коммуникативные умения:

— формулировать понятные для партнёра высказывания;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

— договариваться о роли каждого в совместной деятельности;

Материал: Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина «Изобразительное искусство» / авт.-сост. Л.М.Садкова. – Волгоград: Учитель, 2006.



Структура урока соответствует типу урока и дидактическим задачам. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с карточками, работа по учебнику, работа с дополнительной литературой.).

по виду учебной деятельности: творческий метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем);

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.



Урок начинается с организационного момента цель, которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала.

Следующий этап -актуализация знаний. Задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке

На основном этапе, « открытия новых знаний», использовались эвристический метод (знания учащимися прошлого материала)

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

Проблемная ситуация состояла в том, как дети воспринимают материал ЭОР. Осмысливают его. Выдвигают предположения об основной цели урока и задачах по ее достижению. Обсуждают предположения. Приходят к единому мнению и определяют тему урока.

В ходе практической работы отслеживалась связь с другими предметами, в частности, с уроками: чтения,математики,краеведения,окружающийего мира.

метод наглядности (демонстрация слайдов)

словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным, демонстрировались слайды, с работой по учебнику

Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени

сумели вспомнить название узоров и их изображение: «треугольник» изображает «щучьи зубы». Нарты изображают в виде ромба. Еще вспомнили орнаменты: «болотные кочки», «ушки молодого зайца», «собачья лапа», «вороны на болоте», «охотник»).



На этапе первичного закрепления знаний дети работали в творческой конструктивной среде для изучения красоты северных узоров

Осуществляли творческую практическую деятельность. Придумывали свои орнаменты. работалих гуашью, карандашами, фломастерами. Использовали новые приемы работы и элементы росписи.



Завершающим этапом стало подведение итогов в виде оформление коллажа из детских работ.

Ребята делялись впечатлениями. Обсуждали индивидуальные результаты творческой деятельности соседа по парте. Делалит вывод: где могут пригодиться знания и умения, полученные на уроке.



Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление об «орнаменте», типами орнаментов народов Севера «головки», «уши зайца», «рога оленя», «следы медведя». Учились выполнять узор в полосе, используя естественные сочетания тонов: коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым ; учить применять национальный орнамент для украшения сувениров и.т.д

Учились рассуждать, логично излагать свои мысли, использовали в речи новые для себя термины.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

По моему мнению, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера),

Таким образом, считаю, что содержание урока полностью соответствует поставленным целям, задачам, формам работы, методам организации деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.












6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Токарева Наталья Анатольевна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства