Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | -Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. - И так, начнем! - Желаю удачи! | Приветствуют учителя. Садятся на места. Улыбаются. | Р. Осуществляют самоконтроль. К. Контролируют свои действия в классе. |
2.Мотивация учебной деятельности. | Звучит тихая музыка А.Вивальди "Времена года".
Учитель : Пришла весна на место встречи, Накинув бережно на плечи Платок в сиреневых цветах Дорога детства так знакома: Сиренью улицы цветут, И тороплюсь к родному дому, Где так тепло, когда там ждут. (Н.Веденеева) УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ! ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА - ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ, В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА. (А.С.Пушкин) В: - Ребята, о чём эти стихотворения? -Тема природы звучит в музыке, в стихах, в картинах. - Обратите внимание на доску, что здесь лишнее? (Необходимо убрать натюрморт, портрет) | О:- О природе. Учащиеся по желанию выходят к доске и убирают не нужные репродукции. | Л. Проявляют интерес к изучению материала. К. Слушать и понимать речь других; Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. |
3.Постановка учебной задачи | - Ребята, давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока. Учитель: Если видишь на картине, Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые березки Или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денёк. Нарисованный быть может Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется пейзажем! - Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой? - Чтобы решить поставленные задачи, мы должны познакомиться с жанром «пейзаж», с художниками -пейзажистами . | О:- Познакомится с творчеством художников- пейзажистов; Научится выполнять пейзаж различными живописными материалами. | Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию; П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами. |
4.Изучение нового материала. | В: - Итак, что такое пейзаж? - Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке. В: - Ребята, кто может назвать художников этого времени? - Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное. В: - А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение? В: - А как меняется? Что вы наблюдали? - Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое. - Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим на какие виды делится жанр пейзажа ( см. презентацию) Сельский (рисуются поля, деревенские дома) Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.) морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты. - Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной. | О: - Пейзаж- это изображение природы. О :- Левитан, Шишкин, Саврасов, Васильев и др.
О: - Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года. | П. обобщают информацию о жанре пейзажа и о его видах; определяют роль и место пейзажа в жизни человека; строят логически обоснованные рассуждения. К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи. Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. |
Физкультминутка | Учитель показывает движениями. Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше! | Учащиеся выполняют упражнения за учителем. | Л. Проявляют физическую активность в выполнен. упражнений |
5.Творческая практическая деятельность учащихся | - Как правильно построить пейзаж? Этапы построения. 1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению. 2.Работа начинается с наброска карандашом. 3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю. 4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы. Законы перспективы. 1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. 4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими. 5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. 6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра. - Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение. | Учащиеся выполняют пейзаж по настроению. Используют живописные материалы | Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Л. Самоопределение |
6. Итог урока. Рефлексия. | Выставка , анализ и оценка работ учащихся. В: - Что мы изучали на уроке? Учитель предлагает закончить предложение: •«За этот урок я понял, что…». •«Мне понравилось…». •«Я не напрасно провел этот урок, потому что...». •«Главным для меня было...». • «Урок дал мне для жизни…». | Учащиеся выставляют работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. | К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников. |