kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Древо жизни - символ мироздания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока искусства  "Древо жизни - символ мироздания" для учащихся 4 класса (УМК "Перспектива") по программе Т.Я.Шпикаловой.  Данная разработка будет интересна и полезна учителям  искусства, учителям начальных классов, а также  учителям - предметникам, работающим по ФГОС. Технологическая карта представляет подробную разработку урока,  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  урокам нового поколения (ФГОС).  Карта урока окажет помощь учителям в проектировании урока по данной теме. Данная разработка содержит   цель и основные задачи урока, содержание учебного материала, этапы урока с указанием деятельности учителя, учеников,  формируемых УУД, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся.  Это своеобразный сценарий урока,  представляющий индивидуальные методы работы учителя, по организации деятельности  учащихся на уроке с целью активизации их познавательного интереса и создания оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Древо жизни - символ мироздания" »

Класс/дата

№ урока



2


Тема урока

Древо жизни – символ мироздания

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Задание

Наброски деревьев

Цель урока

 Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.








ЗАДАЧИ

УРОКА


Обучающие





Учить, знакомить:

  • наблюдать окружающий мир;

  • знакомить с творчеством мастеров-живописцев; формировать художественную компетентность зрителя через общение с произведениями искусства;

  • анализировать и обсуждать произведения изобразительного искусства; воспринимать самобытность художественного почерка мастера;

  • знакомить с новыми приемами работы художественными материалами : вливание цвета в цвет, смешение красок; обдумывать замысел будущей композиции и работать в соответствии с намеченным планом;

  • передавать в творческой работе свое видение мира и отношение к нему.

Развивающие


Развивать:

  • художественно-эстетическое восприятие мира природы, чувство прекрасного;

  • наблюдательность, способность и умение передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Формировать навыки быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия».

  • творчество, фантазию, воображение;

  • усидчивость, аккуратность;

  • художественно-образную и зрительную память;

  • пространственное мышление, чувство цвета, живописные и композиционные навыки учащихся;

  • творческое отношение к выполнению задания.

Воспитывающие

Воспитывать:

  • интерес к искусству живописи, творчеству мастеров- живописцев;

  • взаимоуважение, уважение к труду художников, традициям отечественного и зарубежного искусства;

  • художественный вкус;

  • познавательный интерес к изучаемому предмету;

  • способствовать возникновению у четвероклассников эмоционально-эстетического отклика при восприятии явлений природы и произведений искусства;

  • экологическое и эстетическое отношение к миру природы.


Оборудование

Для учителя: произведения живописцев И.Шишкин, А.Саврасов и др., учебные таблицы, презентация по теме урока, бумага, кисти и краски для демонстрации приемов работы.

Для учеников: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти, учебник стр. 12-17

Планируемые результаты

Личностные: формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств.

Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи).

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


УУД

1. Организационный этап

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Проверка готовности к уроку.

Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.


Личностные УУД:

-способность к самооценке;

- положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

- организовывать контакт с одноклассниками.

2. Введение в тему урока

О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Мы говорили с вами о природе, о ее красоте и неповторимости. Как называется жанр в искусстве, воспевающий красоту природы? (пейзаж). Сегодня мы продолжим с вами разговор о красоте мира природы. Прочитайте на доске тему урока: «Древо жизни – символ мироздания». Какие слова вам знакомы и понятны ( древо- дерево, жизнь). Что в теме урока непонятно, вызывает вопросы? Как вы понимаете смысл фразы - символ мироздания?



Рассуждают, анализируют,

отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения


3. Актуализация знаний.


Поняли ли вы, чему будет посвящена тема нашего урока? Миру деревьев. Как вы думаете - каким будет творческое задание по теме? ( изображение деревьев) . Нужен ли нам этот урок? Что он даст нам для жизни? Давайте подумаем

( этот урок поможет нам стать художественно грамотными; приблизит нас к миру природы, поможет понимать его, любить, беречь и охранять, научит изображению различных деревьев).


Рассуждают об актуальности новых умений и знаний.


Личностные УУД:

- желание приобретать новые знания, умения;

- положительное отношение к познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

- делать обобщения, выводы.

4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала


Диалог с учащимися по произведениям вернисажа «Лесные исполины» (у-к с. 12—13), анализ набросков, созданных художниками. Как вы думаете, что значат для людей леса, какое значение играют они в жизни человека, какое значение имеет для человека даже отдельное дерево? С самых древних времен к дереву у человека особое, трепетное отношение. Под его ветвями и кроной он искал защиту, его листьями утирался ( по сей день на полотенцах можно часто увидеть символические изображения древа) , питался его плодами, использовал древесину для строительства и обогрева жилища, изготовления инструментов и предметов обихода. Славяно-руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, славянин выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. К  деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Деревьям люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Образ дерева - один из древнейших и любимейших символов в искусстве. Выделившись из первозданного хаоса, древо стало инструментом для создания модели космоса. Через древо люди постигали взаимосвязь противоположностей, суть всякого развития.  Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. Вертикальная структура древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. развития. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу (на этом этапе урока учитель демонстрирует образцы произведений д/п искусства с изображением древа жизни)


Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека.

Отвечают на вопросы учителя.



Рассматривают живописные и декоративные произведения, анализируют их. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.


Личностные УУД:

-положительное отношение к учению и познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- стремление к красоте.

Познавательные УУД

- слушать, извлекая нужную информацию

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.

- делать обобщения, выводы;

- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

5. Динамическая пауза



Давайте немного отдохнем. Проводится физминутка.

Выполняют физические упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

Коммуникативные УУД:

- совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме.

6. Первичное закрепление изученного материала

Подготовка учащихся к ответам на вопросы учебника (с. 15).

- почему художники любят изображать деревья в своих произведениях?

- какое отношение к деревьям выражают в своих произведениях художники?

- что символизирует образ дерева в народном сознании?

- какие сферы мироздания существуют в образе дерева?

- отличается ли картина мира в сознании современного человека от представлений предков?

- каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему?

Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя

Познавательные УУД

- осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.

- делать обобщения, выводы;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

7. Постановка цели и задач урока


Сегодня мы с вами будем изображать дерево. Как вы думаете, что нам необходимо узнать нового для выполнения задания, чему новому научиться? Давайте вместе определим задачи нашего урока.




Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают о предстоящем задании.


Определяют задачи уроков:

- научиться правильно изображать дерево, узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок ;



- узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством.

Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы;

- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения



8. Усвоение нового учебного материала




Полюбуемся произведениями живописцев, графиков и народных мастеров, в произведениях которых главным героем является дерево. «Царь лесов». называли современники современники Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898) , великого русского живописца и поэта леса. Каждый раз восхищались тем, что русский живописец, пейзажист «лесище уволок целиком из натуры» да и вставил его в картину. «„.Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки и отгибал деревья, — вспоминала племянница художника, — чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, из леса делал идеальный по простоте и удобству мольберт и располагался как дома“. Он умел удобно устроиться над водой на какой-нибудь упавшей березе, чувствуя себя там свободно, причем писал огромные этюды — „чуть не в два аршина длиной и шириной“. А в Шмецком лесу, где он писал в последние годы, у него были везде сделаны удобные сиденья из пней, сучьев и мха. Без устали работая в этой лесной мастерской, часто отказываясь от посещения друзей и развлечений, он довел свое мастерство до совершенства, умел создавать равно убедительно „портреты“ корней и хрупкой травинки. Шишкин — это „человек-школа“, писал о нем И. Крамской. Карандаш его называли беспримерным». Писали и рисовали деревья, воспевая их красоту и другие художники: А. Саврасов, И.Левитан , а также народные мастера.


Слушают учителя. Рассматривают произведения живописцев и графиков, в которых главным персонажем является дерево как древнейший символ вечно живой природы. Определяют, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к дереву как наиболее почитаемому явлению природы.. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.

( слайды, репродукции )



Личностные УУД:

-положительное отношение к учебной деятельности;

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу;

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

- слушать, извлекая нужную информацию;

- осмысление и переработка полученной информации.







9. Усвоение и закрепление нового учебного материала

в творческой практической деятельности

Учитель предлагает учащимся выполнить вместе с ним рисунок дерева. Демонстрирует на доске мелом поэтапно его построение Начнем, конечно, со скелета ствола и ветвей.
      Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево. Это значит, что чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится, а самый верх уже представляет собой сплошной шатер из тоненьких веточек.       Теперь о самом трудном — о кроне дерева. Вначале, чтобы ее как следует понять, желательно сравнить с чем-нибудь знакомым. Например, кроны липы, клена, ветлы в их обобщенном виде похожи на пушистые шары, дыни, груши, а крона елки — на конус. Дерево полностью трудно увидеть вблизи, но, если отойти шагов на сто — двести, детали сольются в целое и станет видна форма, на которую похожа его крона. Конечно, вы легко ее изобразите, проложите тень, а потом задача потруднее: передать фактуру кроны. Она чрезвычайно сложна и состоит из рельефа листьев, мелких веточек, больших сучьев да еще просветов, сквозь которые видны части ствола и даже небо. И если вы сможете увязать общую форму кроны с ее различными фактурами и скелетом дерева — несомненно, работа удастся.  Изображая дерево, будем внимательно следить за направлением веток и листьев. Порядок здесь сложный и у каждой породы свой. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Такая закономерность видна у елки, березы, ивы. Если позволяет время урока можно прописать дерево в цвете.

Учитель проводит целевой обход.


Выполняют творческое задание согласно условиям, повторяя за учителем все этапы построения.

Анализируют свою работу, сравнивают с образцом. Вносят необходимые исправления и дополнения в рисунок.

Выражают в творческой работе свое отношение к природе.

Личностные УУД:

-положительное отношение к учебной деятельности;

- освоение новых видов деятельности;

- участие в творческом, созидательном процессе;

- способность к самооценке своих действий;

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу;

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

- слушать, извлекая нужную информацию;

- осмысление и переработка полученной информации.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка.

10. Динамическая пауза


Проводит динамическую паузу в ходе работы над заданием

Выполняют физические упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья


11. Рефлексия

Проводит рефлексию деятельности ученика на уроке по таблице «Оценка урока» Хвалит класс за усердие и старательность

Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников.

Личностные УУД:

- положительно относиться к учению.

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам.

12. Информация о домашнем задании



Дает домашнее задание: закончить набросок


Записывают в дневники домашнее задание

Личностные УУД:

- ответственное отношение к учению.







Представлена технологическая карта урока искусства  "Древо жизни - символ мироздания" для учащихся 4 класса (УМК "Перспектива") по программе Т.Я.Шпикаловой.  Данная разработка будет интересна и полезна учителям  искусства, учителям начальных классов, а также  учителям - предметникам, работающим по ФГОС. Технологическая карта представляет подробную разработку урока,  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  урокам нового поколения (ФГОС).  Карта урока окажет помощь учителям в проектировании урока по данной теме. Данная разработка содержит   цель и основные задачи урока, содержание учебного материала, этапы урока с указанием деятельности учителя, учеников,  формируемых УУД, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся.  Это своеобразный сценарий урока,  представляющий индивидуальные методы работы учителя, по организации деятельности  учащихся на уроке с целью активизации их познавательного интереса и создания оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта урока "Древо жизни - символ мироздания"

Автор: Салахова Надежда Сергеевна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства