Класс/дата | № урока 2 | Тема урока | Древо жизни – символ мироздания |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Задание | Наброски деревьев |
Цель урока | Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.
|
| ЗАДАЧИ УРОКА | Обучающие | Учить, знакомить: наблюдать окружающий мир; знакомить с творчеством мастеров-живописцев; формировать художественную компетентность зрителя через общение с произведениями искусства; анализировать и обсуждать произведения изобразительного искусства; воспринимать самобытность художественного почерка мастера; знакомить с новыми приемами работы художественными материалами : вливание цвета в цвет, смешение красок; обдумывать замысел будущей композиции и работать в соответствии с намеченным планом; передавать в творческой работе свое видение мира и отношение к нему. |
Развивающие | Развивать: художественно-эстетическое восприятие мира природы, чувство прекрасного; наблюдательность, способность и умение передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Формировать навыки быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия». творчество, фантазию, воображение; усидчивость, аккуратность; художественно-образную и зрительную память; пространственное мышление, чувство цвета, живописные и композиционные навыки учащихся; творческое отношение к выполнению задания. |
Воспитывающие | Воспитывать: интерес к искусству живописи, творчеству мастеров- живописцев; взаимоуважение, уважение к труду художников, традициям отечественного и зарубежного искусства; художественный вкус; познавательный интерес к изучаемому предмету; способствовать возникновению у четвероклассников эмоционально-эстетического отклика при восприятии явлений природы и произведений искусства; экологическое и эстетическое отношение к миру природы. |
Оборудование | Для учителя: произведения живописцев И.Шишкин, А.Саврасов и др., учебные таблицы, презентация по теме урока, бумага, кисти и краски для демонстрации приемов работы. Для учеников: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти, учебник стр. 12-17 |
Планируемые результаты | Личностные: формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств. Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи). |
Ход урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный этап | Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. Проверка готовности к уроку.
| Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Личностные УУД: -способность к самооценке; - положительное отношение к уроку. Коммуникативные УУД: - организовывать контакт с одноклассниками. |
2. Введение в тему урока | О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Мы говорили с вами о природе, о ее красоте и неповторимости. Как называется жанр в искусстве, воспевающий красоту природы? (пейзаж). Сегодня мы продолжим с вами разговор о красоте мира природы. Прочитайте на доске тему урока: «Древо жизни – символ мироздания». Какие слова вам знакомы и понятны ( древо- дерево, жизнь). Что в теме урока непонятно, вызывает вопросы? Как вы понимаете смысл фразы - символ мироздания? | Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
3. Актуализация знаний. | Поняли ли вы, чему будет посвящена тема нашего урока? Миру деревьев. Как вы думаете - каким будет творческое задание по теме? ( изображение деревьев) . Нужен ли нам этот урок? Что он даст нам для жизни? Давайте подумаем ( этот урок поможет нам стать художественно грамотными; приблизит нас к миру природы, поможет понимать его, любить, беречь и охранять, научит изображению различных деревьев). | Рассуждают об актуальности новых умений и знаний. | Личностные УУД: - желание приобретать новые знания, умения; - положительное отношение к познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: - делать обобщения, выводы. |
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | Диалог с учащимися по произведениям вернисажа «Лесные исполины» (у-к с. 12—13), анализ набросков, созданных художниками. Как вы думаете, что значат для людей леса, какое значение играют они в жизни человека, какое значение имеет для человека даже отдельное дерево? С самых древних времен к дереву у человека особое, трепетное отношение. Под его ветвями и кроной он искал защиту, его листьями утирался ( по сей день на полотенцах можно часто увидеть символические изображения древа) , питался его плодами, использовал древесину для строительства и обогрева жилища, изготовления инструментов и предметов обихода. Славяно-руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, славянин выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. К деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Деревьям люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Образ дерева - один из древнейших и любимейших символов в искусстве. Выделившись из первозданного хаоса, древо стало инструментом для создания модели космоса. Через древо люди постигали взаимосвязь противоположностей, суть всякого развития. Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. Вертикальная структура древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. развития. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу (на этом этапе урока учитель демонстрирует образцы произведений д/п искусства с изображением древа жизни) | Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека. Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают живописные и декоративные произведения, анализируют их. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства. | Личностные УУД: -положительное отношение к учению и познавательной деятельности; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - стремление к красоте. Познавательные УУД - слушать, извлекая нужную информацию -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - осмысление и переработка полученной информации. - умение работать с учебником. - делать обобщения, выводы; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
5. Динамическая пауза | Давайте немного отдохнем. Проводится физминутка. | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья. Коммуникативные УУД: - совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме. |
6. Первичное закрепление изученного материала | Подготовка учащихся к ответам на вопросы учебника (с. 15). - почему художники любят изображать деревья в своих произведениях? - какое отношение к деревьям выражают в своих произведениях художники? - что символизирует образ дерева в народном сознании? - какие сферы мироздания существуют в образе дерева? - отличается ли картина мира в сознании современного человека от представлений предков? - каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему? | Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД - осмысление и переработка полученной информации. - умение работать с учебником. - делать обобщения, выводы; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
7. Постановка цели и задач урока | Сегодня мы с вами будем изображать дерево. Как вы думаете, что нам необходимо узнать нового для выполнения задания, чему новому научиться? Давайте вместе определим задачи нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают о предстоящем задании. Определяют задачи уроков: - научиться правильно изображать дерево, узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок ;
- узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Регулятивные УУД: -умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы; - определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
8. Усвоение нового учебного материала | Полюбуемся произведениями живописцев, графиков и народных мастеров, в произведениях которых главным героем является дерево. «Царь лесов». называли современники современники Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898) , великого русского живописца и поэта леса. Каждый раз восхищались тем, что русский живописец, пейзажист «лесище уволок целиком из натуры» да и вставил его в картину. «„.Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки и отгибал деревья, — вспоминала племянница художника, — чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, из леса делал идеальный по простоте и удобству мольберт и располагался как дома“. Он умел удобно устроиться над водой на какой-нибудь упавшей березе, чувствуя себя там свободно, причем писал огромные этюды — „чуть не в два аршина длиной и шириной“. А в Шмецком лесу, где он писал в последние годы, у него были везде сделаны удобные сиденья из пней, сучьев и мха. Без устали работая в этой лесной мастерской, часто отказываясь от посещения друзей и развлечений, он довел свое мастерство до совершенства, умел создавать равно убедительно „портреты“ корней и хрупкой травинки. Шишкин — это „человек-школа“, писал о нем И. Крамской. Карандаш его называли беспримерным». Писали и рисовали деревья, воспевая их красоту и другие художники: А. Саврасов, И.Левитан , а также народные мастера. | Слушают учителя. Рассматривают произведения живописцев и графиков, в которых главным персонажем является дерево как древнейший символ вечно живой природы. Определяют, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к дереву как наиболее почитаемому явлению природы.. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства. ( слайды, репродукции ) | Личностные УУД: -положительное отношение к учебной деятельности; Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу; -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; - слушать, извлекая нужную информацию; - осмысление и переработка полученной информации. |
9. Усвоение и закрепление нового учебного материала в творческой практической деятельности | Учитель предлагает учащимся выполнить вместе с ним рисунок дерева. Демонстрирует на доске мелом поэтапно его построение Начнем, конечно, со скелета ствола и ветвей. Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево. Это значит, что чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится, а самый верх уже представляет собой сплошной шатер из тоненьких веточек. Теперь о самом трудном — о кроне дерева. Вначале, чтобы ее как следует понять, желательно сравнить с чем-нибудь знакомым. Например, кроны липы, клена, ветлы в их обобщенном виде похожи на пушистые шары, дыни, груши, а крона елки — на конус. Дерево полностью трудно увидеть вблизи, но, если отойти шагов на сто — двести, детали сольются в целое и станет видна форма, на которую похожа его крона. Конечно, вы легко ее изобразите, проложите тень, а потом задача потруднее: передать фактуру кроны. Она чрезвычайно сложна и состоит из рельефа листьев, мелких веточек, больших сучьев да еще просветов, сквозь которые видны части ствола и даже небо. И если вы сможете увязать общую форму кроны с ее различными фактурами и скелетом дерева — несомненно, работа удастся. Изображая дерево, будем внимательно следить за направлением веток и листьев. Порядок здесь сложный и у каждой породы свой. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Такая закономерность видна у елки, березы, ивы. Если позволяет время урока можно прописать дерево в цвете. Учитель проводит целевой обход. | Выполняют творческое задание согласно условиям, повторяя за учителем все этапы построения. Анализируют свою работу, сравнивают с образцом. Вносят необходимые исправления и дополнения в рисунок. Выражают в творческой работе свое отношение к природе. | Личностные УУД: -положительное отношение к учебной деятельности; - освоение новых видов деятельности; - участие в творческом, созидательном процессе; - способность к самооценке своих действий; Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу; -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; - слушать, извлекая нужную информацию; - осмысление и переработка полученной информации. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - действовать по плану; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка. |
10. Динамическая пауза | Проводит динамическую паузу в ходе работы над заданием | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья |
11. Рефлексия | Проводит рефлексию деятельности ученика на уроке по таблице «Оценка урока» Хвалит класс за усердие и старательность | Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников. | Личностные УУД: - положительно относиться к учению. Регулятивные УУД: - адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: - адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам. |
12. Информация о домашнем задании | Дает домашнее задание: закончить набросок | Записывают в дневники домашнее задание | Личностные УУД: - ответственное отношение к учению. |
Представлена технологическая карта урока искусства "Древо жизни - символ мироздания" для учащихся 4 класса (УМК "Перспектива") по программе Т.Я.Шпикаловой. Данная разработка будет интересна и полезна учителям искусства, учителям начальных классов, а также учителям - предметникам, работающим по ФГОС. Технологическая карта представляет подробную разработку урока, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к урокам нового поколения (ФГОС). Карта урока окажет помощь учителям в проектировании урока по данной теме. Данная разработка содержит цель и основные задачи урока, содержание учебного материала, этапы урока с указанием деятельности учителя, учеников, формируемых УУД, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся. Это своеобразный сценарий урока, представляющий индивидуальные методы работы учителя, по организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации их познавательного интереса и создания оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.