1. Организационный этап | Проверка готовности к занятию, установление эмоционального контакта с детьми. | Приветствие учеников, создание настроя у обучающихся к совместной деятельности. Театр волшебная страна! Сколько чудес нам дарит она, Праздник, улыбки и смех, В этой стране ожидает нас всех! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к деятельности. | Личностные: способность к самооценке; положительное отношение к занятию. Регулятивные: осуществление самоконтроля. |
2. Этап актуализации знаний | Выявление первоначальных знаний детей о театре. | Театр – весь мир, волшебная страна. В нем скрыта тайна древнего искусства, Когда мы ждем: вот-вот погаснет люстра И в зале воцарится тишина. В театре занавес, - как дверь в прекрасный мир, В котором есть волшебники и феи, Разбойники, принцессы и злодеи, В котором жили Данте и Шекспир. - Догадались ли вы, о чем мы будем разговаривать на занятии? - Верно, но перед этим я предлагаю вам отгадать следующие загадки: 1. Кто любитель представлений, Просмотрел их тьму, немало, Кто театра почитатель – Тот зовётся… 2. Артист на сцене – кукловод, А зритель в зале там - народ. Артисту смотрят все на руку, Что за театр? 3. Коль спектакль завершился – Слышно «Браво!», комплименты; Всем актёрам, в благодарность, Дарим мы… 4. То на сцене - лес То башня до небес, То город, то деревня, Ты угадал, наверно: Чтоб получить овации, Что нужно? 5. В кинотеатре – широкий экран, В цирке – манеж иль арена. Ну, а в театре, обычном театре, Площадка особая - … | Слушают учителя, размышляют над вопросом педагога и ответами на загадки. - Да, о театре - театралом - театр кукол - аплодисменты - декорации - сцена | Личностные: формирование мотивации к художественной эстетической деятельности, созданию эстетических ценностей. Коммуникативные: умение общаться с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение слушать, извлекая нужную информацию; актуализация полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. |
3. Изучение новой темы | Формирование знаний о театре и об одном из его видов – театр теней | - Итак, сегодня на занятии мы будем с вами говорить о театре, а именно о театре теней. - Как вы думаете, что же такое театр? - Театр - это культурное место для зрелищ, которое включает в себя художественные элементы из разных видов искусств и оказывает огромное влияние на эстетическое сознание человека, зрителя. - Ребята, мы с вами ходили в театр, какой спектакль мы смотрели? - Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? - Театр, прежде всего, способствует духовному развитию человека, формированию у него эстетической культуры: он пробуждает чувства человека, формирует понятие прекрасного, обогащает нашу жизнь и формирует эстетические ценности. - Сегодня мы познакомимся с вами с одним из видов театра – театр теней. Театр теней – искусство, зародившееся много веков назад. Увлекались им самые богатые и именитые, ведь марионетки изготавливались вручную из тонкой, отлично выделанной кожи верблюдов. Ажурные куколки, животные и птицы, раскрашенные мастерами во все цвета радуги, стоили дорого. И только в 17 веке французы поняли, что таинство театра теней особенно захватывает детей, поэтому это искусство буквально за пару лет распространилось в виде настоящей ролевой игры. Театр теней можно устроить, используя различные способы, даже собственными руками можно устроить невероятное представление. (Педагог показывает различные варианты организации театра теней через презентацию) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. - театр – это удивительное место, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи. Дети вспоминают название театра и размышляют над возможными вариантами ответа. Слушают рассказ педагога, смотрят презентацию. | Личностные: понимание значимости театра для человека; формирование эстетического сознания и мировоззрения. формирование желания к созданию эстетических ценностей в процессе эстетической художественной деятельности. Познавательные: умение слушать, извлекая нужную информацию понимание информации, представленной в изобразительной форме; осмысление и переработка полученной информации; анализ и сравнение разновидностей театров; способность к художественному познанию мира; осуществление актуализации полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. Коммуникативные: умение произвольно и осознанно строить речевое высказывание; формирование умения доносить свою мысль, четко ее формулировать. |
4. Творческая практическая деятельность | Формирование эстетического сознания и мировоззрения, формирование желания у детей к художественной эстетической деятельности и созданию эстетических ценностей | - Сегодня вы узнали, что представляет из себя театр теней. Существуют различные варианты организации театра теней, однако сегодня мы будем изготавливать для нашего театра силуэт куклы, героя сказки (например, для сказки «Репка»). Для этого нам картон, ножницы, палочка, скотч. - Но перед этим, давайте уточним последовательность вашей работы: 1.Придумать героя, выделить характерные признаки, можно их даже усилить. 2.Наметить фигуру, достаточно крупно и на листе, расположенного вертикально. 3.Прорисовать все изображения простым карандашом, усиливая линию контура, силуэта. 4.Вырезать силуэт-образ 5.Прикрепить к палочке силуэт. - Перед началом работы вам предстоит разделиться на группы по 6-8 человек и выбрать сказку, героев которой вы будете изготавливать. - Давайте вспомним правила работы с ножницами. - Итак, приступаем к практической работе. - Для работы нам необходимо взять фантазию, дружбу, взаимовыручку, веселое настроение. Учитель помогает, советует, подсказывает ученикам. По завершению работы, дети готовятся разыграть свою сказку понадобится лишь по средствам театра теней. (Необходимое оборудование для театра готовится заранее учителем (лампы, ширма)). После этого занятия учитель с учениками обсуждают дату, когда они пригласят родителей на свою премьеру «Театра теней». | Дети слушают учителя, вспоминают особенности теневого театра, вспоминают последовательность выполнения работы. Слушают задание учителя, делятся на группы по 6-8 человек, выбирают сказку, разбирают героев между собой. - Передавать ножницы кольцами вперед, ножницы держать подальше от лица, вырезая из картона предмет, следить за тем, чтобы пальцы не попали под лезвие и т. д. Дети начинают самостоятельную работу. Разыгрывают свою сказку, представляя своих героев. | Личностные: формирование эстетического сознания и мировоззрения; положительное отношение к эстетической художественной деятельности; освоение новых видов материалов и техник исполнения деятельности; участие эстетической художественной деятельности; создание в процессе эстетической художественной деятельности эстетических идеалов. Познавательные: осознание познавательной задачи; анализ и сравнение разновидностей театров; умение слушать, извлекая нужную информацию; осмысление и переработка полученной информации; понимание плана действий, задумка и воплощение замысла работы. Регулятивные: контроль процесса и результатов деятельности, внесение необходимых коррективов. Коммуникативные: умение произвольно и осознанно строить речевое высказывание; формирование умения доносить свою мысль, четко ее формулировать; умение работать в группе. |
5. Итоги занятия Рефлексия. | Подведение итогов занятия, анализ и оценка работы на занятии. | - Понравился ли вам сегодня наш театр теней? - Какая из сказок произвела на вас наибольшее впечатление? - Почему вы выбрали именно эти сказки? - Какой силуэт вам понравился больше всего? Почему? - Оцените свою творческую деятельность. - Чья работа вам понравилась больше всего? Почему? | Рассказывают о своей работе, объясняют свой выбор. Делятся впечатлениями о театре теней. Оценивают свои работы и работы одноклассников | Личностные: навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов свой художественной эстетической деятельности; умение определять лучшие работы и разделять их по уровню качества. Регулятивные: осуществление самоконтроля; умение дать оценку деятельности на уроке. Коммуникативные: обсуждение творческих работ и умение дать оценку своей деятельности на занятии; умение точно и грамотно, выражать свои мысли. |