kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта внеклассного занятия по изобразительному искусству «Орнаменты народов ХМАО Югры: символика и традиции», 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: сформировать представление о традиционном орнаментальном искусстве коренных народов ХМАО‑Югры как части культурного наследия России; развить навыки стилизации природных форм в орнамент.Орнаментальное искусство хантов и манси — ключевой элемент нематериального наследия ХМАО‑Югры. Его истоки уходят в эпоху неолита (археологические находки на р. Оби и её притоках). Орнамент выполнял не только эстетическую, но и сакральную функцию: защищал владельца, обозначал род, передавал мифологические представления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеклассного занятия по изобразительному искусству «Орнаменты народов ХМАО Югры: символика и традиции», 5 класс»

Технологическая карта внеклассного занятия

ФИО: Ольдт Мария Анатольевна.

Класс: 5

Тема: «Орнаменты народов ХМАО Югры: символика и традиции»



1. Цели и задачи

Цель: сформировать представление о традиционном орнаментальном искусстве коренных народов ХМАО‑Югры как части культурного наследия России; развить навыки стилизации природных форм в орнамент.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с видами, символикой и техникой исполнения хантыйских и мансийских орнаментов; научить выделять характерные элементы (зигзаг, ромб, крест, волна);

  • развивающие: развить композиционное мышление, чувство ритма и цвета, моторику руки при выполнении эскиза;

  • воспитательные: воспитать уважение к культуре коренных народов Севера, осознание ценности этнокультурного разнообразия России.

Соответствие ФГОС:

  • метапредметные УУД: анализ визуальных источников, преобразование информации (образ → схема → эскиз);

  • личностные результаты: толерантность, патриотизм, ценностное отношение к наследию малых народов;

  • предметные результаты: владение приёмами декоративной стилизации, знание региональных художественных традиций.

2. Этнокультурная составляющая и принцип историзма

Обоснование:
Орнаментальное искусство хантов и манси — ключевой элемент нематериального наследия ХМАО‑Югры. Его истоки уходят в эпоху неолита (археологические находки на р. Оби и её притоках). Орнамент выполнял не только эстетическую, но и сакральную функцию: защищал владельца, обозначал род, передавал мифологические представления.

Этнокультурные акценты:

  • символика: зигзаг — вода/змея, ромб — земля/рыба, крест — солнце/стороны света;

  • цвета: чёрный (тайга), красный (жизнь/огонь), белый (снег), жёлтый (солнце);

  • техники: вышивка бисером, резьба по дереву, меховая мозаика;

  • применение: одежда, утварь, обрядовые предметы.

Принцип историзма:
Показ эволюции орнамента от архаичных петроглифов до современных этнодизайнеров Югры (например, использование традиционных мотивов в коллекциях местных художников-костюмеров).

3. Содержание урока (по этапам)

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организационный момент (2 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Задаёт мотивационный вопрос: «Как вы думаете, может ли узор на одежде рассказать историю народа?»

Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Высказывают первые предположения в ответ на вопрос.

Личностные: формирование мотивации к обучению, осознание ценности культурного наследия. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

2

Актуализация знаний (5 мин)

Проводит краткий опрос: «Какие народы живут на территории ХМАО‑Югры? Какие виды народного искусства вы знаете?» Демонстрирует слайды с образцами традиционной одежды и утвари.

Отвечают на вопросы, делятся имеющимися знаниями. Рассматривают изображения, отмечают знакомые элементы.

Познавательные: актуализация опорных знаний, анализ визуальной информации. Коммуникативные: построение речевых высказываний, участие в обсуждении. Регулятивные: самоконтроль готовности к освоению нового материала.

3

Изучение нового материала (12 мин)

Читает лекцию с визуализацией: рассказывает об истории орнаментального искусства Югры, основных мотивах и их символике, цветовой палитре и материалах. Организует анализ образцов (3–4 композиции). Включает интерактивный элемент: предлагает угадать значение символов по картинкам.

Внимательно слушают, следят за презентацией. Участвуют в анализе образцов, выделяют характерные элементы. Выполняют интерактивное задание: соотносят символы с их значениями. Записывают ключевые тезисы (по необходимости).

Познавательные: извлечение информации из разных источников (текст, изображение), установление причинно‑следственных связей, интерпретация символов. Регулятивные: целеполагание, планирование действий по анализу образцов. Коммуникативные: умение задавать вопросы, участвовать в коллективной работе. Личностные: уважение к культурному многообразию, интерес к этнографии.

4

Практическая работа (18 мин)

Объясняет задание: создать эскиз орнаментальной полосы для украшения национального пояса или рукава. Разъясняет этапы работы и требования (симметрия, ритм, традиционная палитра). Наблюдает за ходом работы, консультирует, корректирует ошибки, мотивирует.

Читают задание, уточняют детали. Выбирают 2–3 базовых элемента (зигзаг, ромб, крест). Строят ритмическую композицию на полосе бумаги 10×30 см. Подбирают цвета (3–4 тона), выполняют эскиз гуашью/акварелью. Соблюдают требования к композиции и колориту.

Познавательные: применение знаний о символах и ритме в творческой деятельности, выбор эффективных способов решения художественной задачи. Регулятивные: планирование этапов работы, контроль качества исполнения, коррекция действий. Коммуникативные: обращение за помощью, обсуждение решений с соседом (при необходимости). Личностные: эстетическое переживание, ответственность за результат, уважение к традициям.

5

Рефлексия и подведение итогов (6 мин)

Организует выставку эскизов. Задаёт вопросы: «Какой символ вы выбрали и почему? Как он связан с природой Югры?» Обобщает: орнамент — «язык» культуры, сохраняющий память предков. Даёт домашнее задание: найти фото современного изделия с хантыйским/мансийским орнаментом, описать его элементы.

Представляют работы, кратко комментируют выбор символов и цветовых решений. Участвуют в обсуждении, слушают одноклассников. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Познавательные: анализ и оценка собственного продукта, сопоставление с культурным контекстом. Регулятивные: рефлексия уровня достижения цели, самооценка. Коммуникативные: умение презентовать результат, слушать и понимать других. Личностные: осознание личной причастности к культурному наследию, готовность к дальнейшему изучению темы.

4. Методическое обеспечение

Материалы и инструменты:

  • проектор/экран, презентация с этнографическими фото и схемами орнаментов;

  • раздаточные карточки с образцами узоров;

  • бумага формата А4, карандаши, ластики, гуашь/акварель, кисти, палитры.

Дидактические ресурсы:

  • альбомы «Орнаменты народов Сибири» (издания Кунсткамеры);

  • фотоколлекции Музея природы и человека (Ханты-Мансийск);

  • видеофрагменты мастер-классов хантыйских мастериц (доступны на сайте Музея природы и человека).

5. Критериальная оценка результатов

Показатели успешности:

  • знание 3–4 традиционных элементов орнамента;

  • умение объяснить символику выбранного мотива;

  • соблюдение ритма и цветовой гаммы в эскизе;

  • аккуратность исполнения.

Формы контроля:

  • устные ответы;

  • анализ эскиза (критерии: композиция, цвет, соответствие традиции);

  • рефлексивное высказывание.

6. Дополнительные достоинства разработки

  • Интеграция с другими предметами: краеведение (история ХМАО‑Югры), биология (образы природы в орнаменте), математика (симметрия, ритм).

  • Использование ИКТ: презентация с интерактивными элементами, возможность просмотра видеомастер-классов.

  • Культурологический подход: связь архаики и современности (пример: этномотивы в дизайне Югры-2020‑х).

  • Практико-ориентированность: эскиз может быть использован для школьного этнокультурного проекта (выставка, буклет).

  • Инклюзивность: задание допускает вариативность сложности (для учеников с ОВЗ — упрощённый орнамент, работа с шаблонами).

7. Связь с программой изучения истории родного края

Урок соотносится с разделами:

  • «Народы Сибири: традиции и быт» (5 класс);

  • «Культурное наследие ХМАО‑Югры» (краеведческий модуль);

  • «Искусство и религия коренных народов Севера» (этнографический блок).

Ожидаемый результат: ученик осознаёт орнамент как код культуры, умеет распознавать этноспецифичные элементы и применяет их в творческой работе, соблюдая каноны региона.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольдт Мария Анатольевна

Дата: 25.11.2025

Номер свидетельства: 677804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства