Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе «Природа в полотнах художников”»
- проводить словесное и изобразительное описание природы и учить использовать свойства линейной, воздушной перспективы;
- воспитывать художественный вкус.
- Закреплять навыки изобразительной деятельности.
- Формировать творческий интерес.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Способствовать восприятию прекрасного.
- Способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать результат своего труда; самостоятельно выполнять творческое задание.
Познавательные: создавать рисунок по памяти, используя свою фантазию и творческое воображение, развивать фантазию, формировать навыки работы с красками, учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные: проявлять собственный стиль в рисунке, повышать культуру речевого общения, развивать способности к творческому самовыражению; проявлять уважительное отношение к произведениям художников; понимать личную ответственность за результат.
Коммуникативные: уметь вступать в речевое общение; уметь слушать одноклассников и учителя, обмениваться мнениями, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности своих одноклассников.
.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Промежуточ ный контроль |
1.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, Любовь и радость бытия. Она повсюду разлита… Она везде, где красота. И. Бунин. | Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на вопросы. Готовят к работе краски. Слушают учителя | Личностные Имеют положительное отношение к школе | Устные ответы |
2.Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональный настрой. | Словесно-иллюстративный рассказ. | Так поэтично и образно определил поэт тему нашего урока. Тема нашего урока (Ответы детей) (пейзаж) | Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя. | Личностные Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Познавательные: Умеют осуществ- лять поиск существен- ной информации; высказывать аргументированное суждения о художественных произведе- ниях, изображаю- щих природу; видеть, чувствовать красоту и разнообразие природы. | Устные ответы |
3.Актуализация необходимыхзнаний. | | Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Работа над пейзажем всегда интересна, потому, что неисчерпаемо количество сюжетов. Даже один и тот же объект можно рисовать не раз, и он всё время будет разным. | | | |
4. Формирование темы урока и постановка цели. | | -Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? (Природу, пейзаж) -Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. (Ответы детей) - Тема нашего урока «Природа в полотнах художников». - Ребята, какую цель поставим на уроке? (научиться рисовать по памяти природу) - Ребята, а вы знаете, что многие художники любили писать природу и каждый по – своему изображал её в своих произведениях. | | Регулятиные: Принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: Умеют слушать учителя и своих сверстников | |
5. Введение в тему. | Поэтическое вхождение в тему. Беседа. Анализ и обсуждение произведений художников | Картинами известных художников можем любоваться. Многие знаменитые художники изображали на своих картинах осень, передавая всё буйство красок этого яркого времени года. В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. - Ребята, на доске 2 картины И. И.Левитана. Посмотрите на них и скажите, чем они схожи и чем отличаются. (одна яркая, с изображением дня; вторая пасмурная) - Как вы определили? (по цвету). И.Шишкин - знаменитый русский художник и его знаменитые картины «Сосны, освещённые солнцем!» и многие другие. - А сейчас, ребята, мы подытожим нашу беседу и посмотрим фильм «Осень в произведениях художников и поэтов». Мы увидим репродукции картин известных художников, стихи великих поэтов и услышим таинственную музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». (Демонстрация фильма) - После просмотра фильма давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. (Физминутка для глаз). | | Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения Личностные: осознают свои возможности. Регулятивные: ориентируются в учебнике, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме | |
6. Организация познавательной деятельности. | Композиция рисунка. Рассказ об основах создания композиции в рисунке по представлению на тему «Пейзаж» | - Ребята, чем вам нравится пейзаж? -Сегодня мы с вами тоже будем творцами прекрасного и создадим свой пейзаж. (Демонстрация образца). - Как вы думаете, почему я назвала это дерево чудом? (На нём разные листочки) - Теперь сможете мне сказать, почему тема нашего урока «Природа в полотнах художников». (Творит чудеса) - Сегодня вы на уроке будите художниками попытаетесь создать свой пейзаж. | Отвечают на вопросы, обсуждают тему. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания, давать определения новым понятиям Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Устные ответы |
7.Динамическая пауза. | Физкультминутка | Упражнение «Мы листики осенние» - Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Представьте, что мы с вами в осеннем парке. Вдруг поднялся сильный ветер и закружил осеннюю листву. (Учитель демонстрирует действия детям) Мы, листики осенние, Дети поднимают На ветках мы сидим, руки вверх Дунул ветер - полетели. Движение руками Мы летели, мы летели из стороны сторону И на землю тихо сели. Дети приседают Ветер снова набежал И листочки все поднял. Дети поднялись Закружились, полетели Кружатся на месте И на землю снова сели. Дети садятся по местам | Выполня ют упражне ния | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. | Устные ответы |
8. Первичное восприятие и усвоение нового материала. | Этапы выполнения рисунка (демонстрация приемов работы над рисунком) | А давайте сейчас проверим, как вы представляете природу с помощью загадок. Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает (Дерево). Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса уведешь в нём. (Лес). | Слушают учителя, наблюдают за его действиями и повторяют их | Познавательные: Умеют наблюдать, сравнивать, сопоставлять пространственную композицию рисунка, изображать предметы различной формы Личностные Овладеют способностью адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы |
9. Совместное составление плана работы над рисунком. | | -Ребята, а сейчас вы тонкими линиями начнём изображать деревья, кустарники, траву. - Ребята, у нас получился план работы. (НА ДОСКЕ ПОЭТАПНО ВЫВЕШИВАЮТСЯ ТАБЛИЧКИ С ЭТАПАМИ РАБОТЫ) - Чтобы дерево получилось красивым, выполнять работу вы будете вместе. Давайте повторим правила работы 1.Думаю сам… 2.Высказываю своё мнение… 3.Выслушиваю соседа… 4.Приходим к общему мнению… - Всё правильно.Можно приступать к работе. | | Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, помогают друг другу, строят понятные речевые высказывания Регулятивные: умеют составлять план работы над рисунком (под руководством учителя) и следовать ему | |
10. Творческая практическая деятельность | Рисование по теме «Пейзаж» | Контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют рисунок | Познавательные: Умеют работать красками и кистью Регулятивные: оцениваю конечный результат работы, вносят необходимые коррективы | Выполнение рисунка на листе |
11. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся Заключительное слово | Организует выставку работ учащихся и обсуждение выставленных работ. - Какую цель ставили на уроке? - Достигли цели? -Ребята, вам понравилась ваша коллективная работа? - Что бы вы хотели отметить? - Что лучше всего получилось? - Что ещё нового вы сегодня узнали на уроке? - Расскажите о своих ощущениях от работы, продолжив фразы: • У меня получилось… • Мне нужно постараться…. • У меня были трудности в… - Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила строки из стихотворения М.Алигер: И тогда уж, собрав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, Что не сможем мы глаз отвести! И, вы, ребята, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Каждая мастерская выполнила работу в разной технике, и каждая настолько хороша и необычна, что, действительно, трудно от них отвести взгляд! Вы настоящие художники. Мне очень приятно, что вы все работали дружно, активно. Старались передать красоту о природы, вложили в свои работы много труда, свое настроение. Вам понравилось рисовать? Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Спасибо за внимание и за работу. | Отвечают на вопросы, участвуют в оценивании рисунков, обсуждении композиции. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: Участвуют в обсуждении выполненных работ Регулятивные: Адекватно оценивают уровень своих знаний, результаты в | |