I. Организационный момент | Беседа с настроем на художественную деятельность и постановкой проблемы | Притча о чистом листе и чёрной точке. Однажды мудрец позвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла чёрная точка. - Что вы здесь видите? – спросил мудрец. - Точку, – ответил один. - Черную точку, – подтвердил другой. - Жирную черную точку, - уточнил третий. И тогда их любимый учитель сел в угол и горько заплакал. - Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? – удивились ученики. - Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа… Так часто бывает и в жизни, когда мы судим о человеке по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах…Или судим о чём-либо поверхностно, не заглядывая глубже. Я прошу вас сегодня на уроке быть более внимательными к тому, что вас окружает, и тогда вы узнаете много нового и удивительного. | Слушают учителя. | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, стремление к достижению поставленной цели |
II. Мотивационный этап. | | -Итак перед вами чистый лист бумаги. Что вы о нём можете сказать? -А можно ли изменить его форму? Как? (слайд1) (Скомкать - это самое простое, а если постараться, то можно сделать удивительное дерево или фигурку оригами, или что-то нарисовать). -Что вы видите на экране? (слайд 2) -А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры? -Какой же будет тема нашего урока? (слайд3) -А какие же мы поставим перед собой цели? (слайд 4) - Я помогу вам разобраться в многообразии форм окружающего мира, и мы постараемся с вами научиться эти разные формы изображать на нашем чистом листе. | -Плоский, белый, имеет прямоугольную форму. -Да.(предлагают варианты) -Геометрические фигуры. Приводят примеры. Формулируют тему. Осмысливают цель урока и учебной деятельности | | |
III. Изучение нового материала | Эвристическая беседа. | -Все что нас окружает поражает разнообразием форм: Слайд 5)величественные очертания гор, пластика человеческого тела, обтекаемые формы птиц, самолетов, автомобилей, силуэты старинных зданий и даже изящные очертания цветов, бабочек… -Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы. ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. (слайд 6) -Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Некоторые объекты окружающего мира плоские, а другие – объёмные, тогда они состоят уже из геометрических тел. Задание: проанализируйте предмет у вас на столе и выберите из каких геометрических фигур или тел он состоит. (слайд 7) Некоторые объекты являются довольно сложными и состоят из нескольких геометрических тел, тогда они называются комбинированными. И чтобы их изобразить, недостаточно выполнить только их конструкцию, нужно ещё передать их объём, используя свет и тень (линией, штрихом, тоном). Физминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Ребята получают представление и знания о конструктивной форме предмета. Участвуют в беседе. Осмысливают понятия: «форма», «конструкция» предмета, ее длина, ширина, высота. Анализируют предметы у себя на столе, приходят к выводу: из каких геометрических фигур или тел состоит их предмет. | Фронтальная работа. Работа в парах. | Познавательные: устанавливают аналогии; сравнивают объекты по заданным критериям; определяют понятия. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность |
IV. Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск | Давайте выполним построение предметов из геометрических тел. (вырезание и склеивание развертки пирамиды разной величины) Сборка из готовых пирамид елки на основание, украшение готовой елки. Выставка работ. Оценивание. | Ребята готовят рабочее место, размещают материалы. Выполняют задания по предложенной схеме. Ищут свои пути решения. | Индивидуальная работа Работа в группах | Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели. Коммуникативные: наблюдают предметы, используют ассоциативные качества мышления; используют выдумку, неординарный образ мышления |
V. Итоги урока. Рефлексия | Эвристическая беседа. | Подведём итоги. -Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? Поняли ли вы как определить форму окружающих предметов? А как передать её при изображении, что надо учитывать? Домашнее задание: создать и склеить любую простую геометрическую фигуру (зарисовка развертки, вырезание, склеивание) Рефлексия учебной деятельности: На доске я нарисую жёлтым мелом круг. Я попрошу вас подходить к доске и рисовать лучи, чтобы получилось солнышко. Если урок был для вас полезен – жёлтым мелом, если же бесполезен и непонятен – белым мелом. | Отвечают на вопросы Форма-это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта. Все окружающие предметы состоят из простых геометрических фигур или тел. Подводят итоги своей учебной и художественной деятельности. Рисуют лучики солнышка мелком соответствующего цвета. | Фронтальная . Индивидуальная работа. | Коммуникативные: работают в группе, учатся понимать позицию партнера; корректируют свою деятельность. Регулятивные: оценивают конечный результат своей деятельности; осознают правила контроля |