Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 4 класс |
Учитель | Фролова Людмила Викторовна |
УМК | Школа России |
Учебник | Б.М. Неменский. Изобразительное искусство. 4 класс |
Тема урока | Образ художественной культуры Японии. Страна восходящего солнца. |
Тип урока | Урок открытия нового знания (ОНЗ) |
Цели урока | Образовательная: Формирование художественного образа пейзажа на основе зрительного восприятия изображений японской природы, формирование знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Воспитательная: Формирование эстетического вкуса, интереса к иной и необычной художественной культуре. Развивающая: Развитие живописных и графических навыков. |
Планируемые результаты | Предметный результат | Личностный результат | Метапредметный результат |
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать особенности изображения и украшения в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор). Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. | —толерантно принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций Японии; — обрести художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства. | — принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — адекватно воспринимать предложения учителя; — проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; — высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; —освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; — овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и виды работы | Оборудование | УУД, формируемые у учащихся |
у учителя | у учащихся | |
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Входит в класс и произносит фразу на японском языке: КОНИШУА. Как вы думаете, на каком языке я с вами поздоровалась? | Определяют язык, на котором поздоровался учитель - японский | Проблемный диалог. | | | Личностные: эмоционально-ценностное отношение к теме Регулятивные: целенаправленно слушать учителя. Коммуникативные: слушать учителя; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём он говорит. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |
Актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране. | Что вы знаете о Японии? | Рассказывают о Японии: -страна высоких технологий; -Токио – столица Японии; -Сакура – символ Японии -Иероглифы – это японские буквы | Воспроизведение и фиксация имеющихся знаний. | | | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительнойформе Личностные: формировать потребность к творческой деятельности Регулятивные: адекватно оценивать свои знания Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи информации; — наблюдать за действиями других участников учебной деятельности. |
Учитель показывает Японию на политической карте мира. - Япония находится в восточной части света. Это страна восходящего солнца, зеленых гор и морских заливов. | Рассматривают политическую карту мира, слайды презентации, слушают японскую музыку | Подготовка мышления учащихся к построению нового способа действий. | Политическая карта мира, слайды компьютерной презентации с видами Японии, сопровождаемые японской народной музыкой | |
3. Выявление места и причины затруднения. |
Организовать деятельность по выявлению особенностей японской живописи | Учитель на японском языке читает стихотворение. -Вы поняли, о чем это стихотворение? -Послушайте его перевод: «Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету.» Как вы понимаете смысл этого стихотворенья? В чем необычность этого стихотворенья? Такие короткие нерифмованные стихи из трех строчек в японской поэзии называются хокку (вывешивает табличку со словом «хокку»). | Слушают японское стихотворение. Определяют главную мысль стихотворения: бережное отношение друг к другу, к природе, к каждому живому существу на земле. Выявляют необычность этого стихотворения: маленький размер (всего три строчки), отсутствие рифмы. Усваивают новое понятие: хокку - в японской поэзии короткие нерифмованные стихи из трех строчек. Делают вывод: размер хокку очень мал, но смысл, заключенный в них, велик. | Эвристическая беседа. | Фонограмма японской народной музыки, слайд презентации с переводом стихотворения, табличка со словом «хокку» | | Познавательные: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации Личностные: положительное отношение к к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, положительное отношение, интерес и уважение к другим народам Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания |
Читает следующее хокку: «Цветы дикой вишни, Разве не пышен их убор? Из всех людей на свете нет ближе, чем братья родные.» Какое дерево воспевается в этих двух хокку? Цветущая вишня сакура – символ Японии. Вывешивает на доску карточку со словом «сакура». | Сравнивают два хокку, выделяют общее. Усваивают новое понятие: сакура, цветущая вишня – символ Японии. | Эвристическая беседа. | Карточка со словом «сакура», слайд презентации с изображением сакуры | |
Не только поэты, но и художники вдохновлялись красотой японской природы. Рассмотрите картины японских художников и определите их жанр. Что изображают японские художники в своих пейзажах? Какие цвета преобладают в картинах? Прием использования минимального числа красок называется монохромность. Вывешивает слово. Японцы считали, что монохромное изображение требует большего напряжения сил, вдохновения, чем цветное и приучает к дисциплине. | Рассматривают картины японских художников. Определяют их жанр: пейзаж. Анализируют содержание картин: художники изображают деревья, горы, реки, человек изображен маленьким. Рассуждают о цветовой гамме картин: мало цветов, преобладают белый, серый, голубой, зеленый. Усваивают новое понятие «монохромность» - прием использования минимального числа красок. | Анализ художественных произведений. | Слайды презентации с картинами японских художников, карточка со словом «монохромность» | |
Чем еще украшали художники свои пейзажи? Вывешивает карточку со словом «иероглиф». Иероглифы – это японские буквы-картинки с особым значением.. Показывает иероглифы и раскрывает их значение. | Рассматривают картины и находят еще одно средство украшения – иероглиф. Усваивают понятие «иероглиф»: японские буквы-картинки с особым значением. Рассматривают иероглифы и делают вывод: Иероглиф мал, но несет в себе много смысла. | Поиск информации, заключенной в картинах японских художников. | Карточка со словом «иероглиф». Слайда презентации с изображением иероглифов с их значением | |
В чем, по-вашему, тайна японского искусства? | Раскрывают тайну японского искусства: тайна искусства Японии состоит в том, чтобы всмотреться в привычное - и увидеть неожиданное, всмотреться в простое –и увидеть сложное, всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое. | Анализ полученной информации, формулировка вывода. | Слайд презентации с выводом: «Тайна искусства Японии состоит в том, чтобы всмотреться в привычное - и увидеть неожиданное, всмотреться в простое –и увидеть сложное, всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое» | |
Догадайтесь, что мы будем изображать сегодня? | Определяют тему урока: японский пейзаж. | Формулировка темы и цели урока. | | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
Наметить план работы над японским пейзажем | Предположите, с чего начнем работу. | Высказывают предложения о ходе работы: подготовить фон для рисунка, продумать сюжет рисунка, перенести рисунок на фон, украсить рисунок иероглифом. | Выбор способа построения нового знания | | | Познавательные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи. Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
|
5. Реализация построенного проекта. |
Усвоение учащимися нового способа действия. Изучение особенностей японской техники изображения – суми-е. | Подготовим фон для рисунка: затонируем лист бумаги. Инструкция по затонированию: 1. Расположим лист горизонтально. Для работы используем широкую кисть. 2. Затонируем лист бумаги градиентной заливкой от центра. Цвета: желтый, оранжевый, красный, бордовый, фиолетовый. | Организуют рабочее место. Тонируют лист бумаги по инструкции | Действия по инструкции | На слайде презентации пошаговая инструкция по тонированию листа бумаги | Альбом для рисования, акварельные краски, кисти, баночка с водой | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Личностные: получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. Коммуникативные: преобразовывать информацию, полученную в словесной форме в форму рисунка |
Сейчас мы изучим японскую технику рисования суми-ё – монохромное рисование. (вывешивает табличку со слвом «суми-е») Япония – страна высоких технологий, поэтому сделаем это на планшетах. Инструкция по работе с планшетом: Включим планшет. Разблокируем экран. Кликнем приложения. Найдем приложение суми-ё, откроем его. Сколько цветов в данной технике? (3) Возьмем кисть с черной краской. Начинаем кончиком кисти рисовать ветку сауры: нажим-потянуть-оторвать. | Усваивают понятие «суми-е». Рисуют ветку сакуры в приложении планшета. | Действия по инструкции | Карточка со словом «суми-е», демонстрационный планшет. | Индивидуальные планшеты |
Рисуем маленькие ветки: нажим-потянуть-оторвать. Рисуем центр цветов, возбмем кисть с серой краской: нажим-вращение. Рисуем лепестки, возьмем кисть с красной краской: нажим-поворот. Прорисуем тычинки цветков: нажим-оторвать. Молодцы. Покажите друг другу, что у вас получилось. | | | | | |
Вспомните, что изображали японские художники в своих пейзажах. Визуализирует образы на педагогическом рисунке: 1. Проводим линию горизонта. От нее изображаем дальний берег. 2. Прерывистыми волнистыми линиями изобразим тени на воде. 3. На дальнем берегу можно изобразить горы. 4. На ближнем берегу изобразим одинокое дерево с причудливыми ветвями. 5. Изобразим крону дерева. 6. Выберем иероглиф и перенесем его на пейзаж. | Вспоминают сюжеты пейзажей японских художников: горы, реки, леса, цветущая сакура. В диалоге с учителем визуализируют сюжет пейзажа. Выбирают иероглиф для украшения картины. | Выдвижение и обоснование гипотез по сюжету картин. Фиксация действий в обобщенном виде. | Педагогический рисунок, акварельные краски, кисти. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Усвоение учащимися нового способа действия | Повторим этапы работы над японским пейзажем. Расскажите друг другу, как вы будете работать, что хотите изобразить? | Повторяют этапы работы над японским пейзажем и проговаривают их своему соседу по парте. | Работа в парах: проговаривание алгоритма действий. | | | Познавательные: осознавать познавательную задачу; - делать обобщения, выводы Личностные: получать первоначальные навыки сотрудничества со сверстниками Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с) необходимые действия, операции Коммуникативные: слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Организация самостоятельного применения нового знания в изображении японского пейзажа | А сейчас создадим образ японского пейзажа с использованием элементов техники суми-ё красками на листе бумаги. Учитель индивидуально консультирует учащихся в ходе выполнения работы. | Самостоятельно изображают японский пейзаж в соответствии с намеченным планом. | Индивидуальное применение нового знания. | Фонограмма японской народной музыки. | Акварельные краски, кисти | Познавательные: -осознавать познавательную задачу; - использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в изобразительной форме. Личностные: - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе Регулятивные: - действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем |
|
8. Включение в систему знаний и повторение. |
Повторение и закрепление ранее изученного | Украсьте свои работы иероглифом, который вы выбрали. | Копируют иероглиф со слайда презентации на свой рисунок. | Индивидуальная работа по эталону. | Слайд презентации с изображением иероглифов с подписью их значений | | Познавательные: понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; Личностные: интерес и уважение к другим народам Коммуникативные: умение слушать друг друга. |
Подпишем свои работы по-японски. Напишите свое имя так, как оно будет звучать по-японски, воспользуйтесь карточкой-помощницей (Приложение 2). | Кодируют свое имя, как бы оно звучало по-японски. | Индивидуальная работа со звуковыми моделями. | | Карточки-помощницы |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности. | Итак, ребята, вы славно потрудились. Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? Достигли мы цели? | Называют тему и цель урока. Определяют степень достижения цели. | Соотнесение цели и результатов своей учебной деятельности и фиксация степени их соответствия. | | | Познавательные: умение обобщать полученные знания Личностные: формирование собственного отношения к изучаемому Регулятивные: умение формировать самооценку, самоконтроль. Коммуникативные: признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. |
Давайте начнем наш маленький фестиваль любования японскими пейзажами. | Обсуждают работы, значение иероглифов, произносят свои имена по-японски. | Выставка рисунков. | Подставка для организации выставки рисунков | |
А сейчас небольшой тест (Приложение 1). Тест на карточках: Соедините стрелками определения с их значениями. Проверка: Что такое сакура? Что такое хокку? Что такое монохромность? Что такое суми-ё? Что такое иероглиф? | Выполняют тест. Осуществляют самопроверку. | Тестирование. Самопроверка. Самооценка. | | Карточка-тест |
Наш урок окончен. Мне было приятно с вами работать. Выразите свое настроение кратко, по-японски, одним словом. | Выражают свое настроение после урока одним словом: интересно, необычно, красиво и т.д. | Индивидуальное эмоциональное выражение своего впечатления. | | |
Приложение 1. Тест
Приложение 2. Карточка –помощница.