3.Операционно-исполнительский этап. 3.1.Выход на тему урока. Целеполагание. Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания. | Слушают песню «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой. – Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? – Правильно, о богатырях, воинах, защитниках Руси. -Чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какие цель нашего урока? -Древнерусское государство отличалось самобытной культурой и характерным образом жизни. Каждый житель страны занимался своим делом и имел собственное ремесло, которое он умел выполнять идеально. Отличительной особенностью древнерусского государства являлось наличие князя и его дружины. -А вы знаете кто такой князь и его дружина? – В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях и воинах, воспетых в былинах. -Каким вы представляете русских богатырей? (Прием эхо) -В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок. Вы знаете какие-нибудь пословицы или поговорки? -Так чем же славен богатырь? – Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». - Какое настроение вызвала картина? (Прием эхо) -Какие чувства вы испытали, глядя на картину? (Прием эхо) -Какие средства выразительности использовал художник в своей картине? -Кто изображен на картине? -Может, кто-нибудь из вас назовет былинных героев? -Опишите одежду богатырей. (Прием эхо) – Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов. -Кто изображён в центре картины? Что вы можете о нем рассказать? -Что вы можете рассказать о Добрыне Никитиче? -Как зовут самого молодого из богатырей? Что вы знаете о нем? – Рассмотрим картину Павла Корина «Александр Невский». -Какие чувства вызывает эта картина? (Прием эхо) -Какие тона использовал художник? (Прием эхо) -Давайте изменим колорит картины и сравним с оригиналом. (Прием эхо) -Кто изображен на картине? – Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. -Что вы видите на картине? – Как выглядел древнерусский воин-дружинник?(Прием эхо) – А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Прием эхо) -Опишите одежду князя. – Скажите, к какому виду искусства можно отнести картины, которые мы с вами рассматривали? – Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения. – В. А. Фаворский выполнил гравюру на дереве, иллюстрацию к литературному произведению «Слово о полку Игореве». -К какому виду искусства относится данное изображение? – Какими же чертами характера должен обладать богатырь? | -Речь пойдет о русских богатырях, воинах. -Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника. -Князь это глава государства, где власть сосредоточена в руках единоличного правителя. Дружина это войска князя. Князь неразлучен со своей дружиной; с ней он "думает", или совещается, обо всех делах, ходит на войну, на охоту, с ней же пирует. -Храбрым, сильным, мужественным… -«Славна богатырями земля русская». «Не родом богатырь славен, а подвигом». -Богатырь славен своими делами и поступками. -Волнительное, тревожное, мужественное… - Чувство гордости, тревоги и силы. -Темные, волнительные цвета. -Русские богатыри. -Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. -Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову Кольчуга – имела вид рубашки, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря. Наручи – их ковали из стали, они защищали руки богатыря. Поножи – надевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги. -Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам. -Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести. -Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке. -Величественные, чувство гордости… -Светлые, яркие… - Картина сразу стала темной и тревожной… -Князь. - Фигура Александра Невского на картине занимает все полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развевается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд непоколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. - Воин-дружинник выглядел мужественно. -Щит, копье, меч. - На князе металлическая кольчуга, тяжелый панцирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове — шлем, в руках — огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. -Живопись. -Графика. -Богатырь должен обладать храбростью, мужеством, силой, смелостью, достоинством, честью, умом, упорством, преданностью Родине. | КУУД. Развивать умение вести диалог. ЛУУД 2.Развивать эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательности и фантазии. |
3.2.Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации. Физкультминутка Задание. | - Итак, чей образ мы будем создавать на уроке? - Для начала продумайте, какое расположение листа (вертикальное или горизонтальное) нужно использовать для вашей работы. Затем наметьте лицо и шею богатыря, его фигуру. Покажите детали костюма. Прорисуйте черты лица.Окончательно доработайте образ воина-защитника.
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками) Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой) В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево) Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад (2 раза) - Теперь можете приступать к изображение древнерусских воинов. | - Образ древнерусского воина-защитника. Слушают план выполнения работы. Выполняют физкультминутку. | РУУД .Развивать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |