1.Организа-ционный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке Постановка проблемы в учебной деятельности. | Прочитайте эпиграф, определите тему нашего разговора. «Музыка – то же, что вздох, излетевший внезапно из сердца… Многое чувствуешь в нём, но понятного мало рассудку» С.Ф. Дуров. На протяжении нескольких веков мы с величайшим удовольствием слушаем шедевры мировой классической музыки, но очень мало знаем об истории их создания. Полюбившиеся всему миру мелодии станут ещё более близкими нашему сознанию, воображению – если мы в довершение к волшебным звукам произведения, будем знать тайну их появления на свет. - Какие неожиданные истории мы можем узнать о полюбившихся нам произведениях музыкального искусства? Попробуем разобраться в этом и приглашаем Вас совершить экскурсию по страницам музыкальных тайн и загадок. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности. | Фронталь- ная работа | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы |
2.Изучение нового материала | Объяснитель-но -иллюстративный | Самое знаменитое и наиболее популярное в мире произведение польской классической музыки - это полонез "Прощание с Родиной", более известный как "Полонез Огинского". История создания этого музыкального произведения такова. В конце XVIII века, когда в роли сильных государств выступали Пруссия, Австрия и Российская империя, а в роли более слабого оказалась Польша. Полное официальное наименование этого государства звучало так: "Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского", в те неспокойные дни началась история создания Полонеза. Михал Клеофас Огинский, по происхождению западный русин– предок нынешних белорусов, в 1793 году занимал должность, называвшуюся "Великий подскарбий Великого княжества Литовского" - по своим функциям этот пост соответствовал министру финансов. Огинский был не только госчиновником, но и композитором-любителем, и написал на тот момент довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской империи, и понравились лично императрице Екатерине II, хотя отношения между странами были весьма враждебными. И вот в такой обстановке в Речи Посполитой, на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко (который так же, как и М.К. Огинский, происходил из белорусов). Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек. Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова "Свобода. Стойкость. Независимость". В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство окончательно ликвидирована, сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его отряда, удалось бежать - по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда - в Италию, и поселился в Венеции. Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез "Прощание с Родиной" (по-польски - "Pozegnanie Ojczyzny"). За годы эмиграции он успел побывать, помимо Италии, также в Турции и Франции, а в 1802 году российский император Александр II амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского. Композитору было возвращено ранее конфискованное за участие в восстании его имение Залесье на территории нынешней Белоруссии, и Михал Огинский смог вернуться на Родину, с которой он до этого казалось бы навсегда распрощался. Как становится понятным из истории его написания, полонез Огинского "Прощание с Родиной" символизирует расставание с Родиной во всех смыслах - и как физический отъезд за границу, и как прощание с захваченной победителями страной. Полное наименование полонеза Огинского, именно так, как назвал его сам композитор в сборнике своих музыкальных произведений, изданном во Флоренции в 1831 году, таково: Полонез 13 ля минор "Прощание с Родиной". «ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО». Звучит музыка. Созданием знаменитого марша мы обязаны комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Именно для ее постановки Феликс Мендельсон в 1843 году написал музыку. В спектакле свадебный марш приобрел своеобразное звучание. Под его звуки герои комедии Шекспира: заколдованная Королева и Осел – заключают брак. Так композитор посмеялся над помпезностью торжества бракосочетания. Иначе, чем «Ослиной свадьбой», в пьесе марш не назовешь. Мелодия прозвучала в спектакле, но широкой известности не получила. Жители городка Тивертон Дороти Кэрри и Том Дэниэл первыми выбрали марш композитора Мендельсона в качестве музыкального сопровождения своего бракосочетания. Их свадьба состоялась 2 июня 1847 года, но еще 15 лет прошло, прежде чем марш Мендельсона стал популярен. Факт первого исполнения легендарного марша на скромном венчании Дороти и Тома стал известен только через пятьдесят лет. Сведения об этом сохранились в архивах церкви Святого Петра. Широкая известность к свадебному маршу Мендельсона пришла после исполнения на церемонии бракосочетания двух знатных особ: в Лондоне венчались Кронпринц Пруссии Фридрих Вильгельм и британская принцесса Виктория Аделаида. Марш, прозвучавший на великосветской свадьбе, не остался незамеченным. 25 января 1858 года капелла Сент-Джеймского дворца стала местом их венчания. Брак, заключенный по любви, не противоречил династическим соображениям членов монархических семей. Юная невеста, тонкий ценитель музыки, никому не доверила выбор музыкального сопровождения для своей свадьбы. Два марша показались Виктории достойными такого важного события в ее жизни. Под звуки «Свадебного хора» из оперы Вагнера «Лоэнгрин» невесту вели к алтарю, а торжественные и жизнерадостные аккорды свадебного марша Мендельсона сопровождали новобрачных во время выхода из церкви. Тогда, 25 января 1858 года, именно марш свадебный Мендельсона запомнился и навсегда вошел в моду в качестве исключительно свадебной музыки. «СВАДЕБНЫЙ МАРШ». Звучит музыка. Кинематографисты в своем творчестве нередко обращаются к интерпретации шедевров мирового искусства. Примером обращения к популярной музыке «Адажио» Томазо Альбинони(1671-1750)- итальянского композитора и скрипача XVIII в., современника А. Вивальди и И.-С. Баха — является мультипликационный фильм с одноименным названием отечественного режиссера Г. Бардина. Адажио для органа и струнных инструментов внесено в книгу «Рекордов Гиннесса», потому что авторство Альбинони признается ошибочным. Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашел в середине XXв. исследователь жизни и творчества Альбинони Ремо Джацотто и сочинил на ее основе музыкальное произведение. Впервые реконструированное «Адажио» было исполнено в 1958 г. С тех пор его мелодия звучала неисчислимое количество раз как музыкальная подложка в разного рода телевизионных программах и рекламных роликах, как саундтрек (звуковая дорожка) в художественных и документальных фильмах. Многочисленные транскрипции «Адажио» для всевозможных инструментов и составов, практически во всех стилях звучат с эстрады. На музыку «Адажио» сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня. Наиболее известны варианты в исполнении Сары Брайтман (Anytime, Anywhere) и Лары Фабиан (AdagioAlbinoni). В русскоязычном варианте широкую популярность приобрела песня «Мгновения» в исполнении Николая Баскова. Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами, знаками- символами. Ее мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством. Символ движения стал исходной точкой для создания мультипликационного фильма. На фоне музыки «Адажио» разворачивается неторопливое действие, в котором режиссер (с помощью бумажной пластики) призывает зрителей осмыслить вечные темы — добро и зло, свет и тень, черное и белое, кумиры и поклонники, чужой среди своих и др. Послушайте «Адажио» Т. Альбинони — Р. Джацотто. Попытайтесь высказать свои суждения о содержании этого произведения и, приняв за основу идею: «человек на дороге жизни». - Какими выразительными средствами создан этот художественный образ? Посмотрите фильм режиссера Г. Бардина «Адажио». Обращаясь к содержанию и средствам художественного воплощения фильма и музыки, сформулируйте вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш. Руставели). | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Слушают музыку. Смотрят фрагменты мультфильма, обсуждают образы главных героев, анализируют киномузыку. | Фронталь-ная работа | Познавательные: анализируют язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных образов. Метапредметные: излагают своё мнение в диалоге, аргументируют его. Участвуют в обсуждении содержания и выразительных средств киноискусства. Личностные: понимание важной роли музыки в кино. |