Разработка урока (занятия) по данной теме может быть полезна учителям изобразительного искусства общеобразовательных школ,педагогам дополнительного образования а также родителям, заинтересованным в привитии любви к народным промыслам,в развитии чувства прекрасного Автором определена тема урока, поставлена цель и задачи, подробно описано развитие народного промысла- Гжель. Путем проведения заочного путешествия в подмосковный город Гжель,дети соприкааются с истоками и современным развитем одного из известных промыслов с коротким названием "Гжель", мастерами фарфорового производства,пробуют себя в роли настоящих мастеров росписи черным кобальтом. Ведь при росписи голубого или синего цвета вообще нет, Только после обжига под высокой температурой кобальт приобретает оттенки от темно-синего до светло-голубого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тайны черного кобальта »
Тема : Тайны черного кобальта.
Цель. Расширение и углубление представлений учащихся о народном промысле Гжель.
Задачи занятия:
1. Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элементов гжельской росписи.
2. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.
Оборудование.
Компьютер, проектор, гуашь, кисти, вырезанные из бумаги формы посуды.
Описание деятельности учащихся
Участие в общей беседе о Гжели.
Изучение представленных учителем наглядных материалов в презентации.
Самостоятельная работа над творческим заданием.
Участие в обсуждении результатов, полученных во время работы.
Вид классной доски
Тема занятия.
Основные термины, используемые на занятии.
Метапредметные связи на занятии:
Изобразительное искусство, технология .
Ход занятия.
I. Организационный момент, постановка цели, мотивация на творчество.
II. Представление новых знаний.
III. Практическая работа ( планирование, реализацию, анализ).
IV. Подведение итогов.
I. Организационный момент.
1. Приветствие, позитивная установка на занятие.
2. Определение темы и постановка цели занятия самими учащимися.
3. Определение степени готовности к занятию (коррекция).
4. Описание ожиданий от занятия.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Приветствие, позитивная установка на занятие.
Показ презентации.
Посмотрите на экран. Какие изделия представлены на слайде?
Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся?
Правильно, эти изделия выполнены народными умельцами, и относятся к одному из народных промыслов. Ребята, можете ли вы предположить, как будет звучать тема нашего занятия? (определение темы занятия). Совершенно верно. Сегодня на занятии познакомимся с гжелью.
.
II. Вступительное слово учителя.
Чтобы лучше узнать художественные промысел гжель , мы совершим экскурсию по местам, где он зародился.
Маршрут виртуальной экскурсии.
Наш маршрут пройдет через Подмосковный город Гжель на гжельскую фабрику фарфора.
III. Целеполагание.
А как вы думаете, что мы сможем узнать в ходе нашей экскурсии? (учащиеся самостоятельно определяют цель путешествия)
Мы узнаем, где зародился народный промысел гжель, из чего создают мастера свои изделия, познакомимся с приемами росписи и после экскурсии мы с вами сами попробуем себя в роли народных умельцев и выполним элементы росписи по мотивам народного промысла гжель в творческой мастерской.
IV. Объяснение темы занятия.
Итак, я приглашаю вас отправиться на экскурсию по самому знаменитому, самому уникальному центру народного промысла.
1. Путешествие в Подмосковный город Гжель.
Мы совершим путешествие в Подмосковье, город Гжель - известный центр гжельской художественной керамики.
Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать». Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды. Изделия из гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.
И вот мы на фабрике в формовочном цехе. Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы. Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.
А вот в гончарной мастерской мастера гончарного дела создают свои изделия вручную. Так из глины делают кувшины.
А сейчас мы с вами посетим мастер – класс. Его показывает мастер гжельской росписи. Сначала форму окунают в глазурь, а затем выполняют роспись.
В цехе художественной росписи каждый мастер имеет свое рабочее место. Каждое изделие мастер расписывает вручную.
Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии. Завершается процесс изготовления гжельской росписи обжигом.
Посмотрите на экран. Какие изделия вы видите?
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название – Гжель.
Посмотрите, ребята, какое удивительное сочетание белого и синего.
Как вы думаете, где мог увидеть мастер эту особую красоту?
Правильно. Секреты красоты таятся в самой природе. Голубизна неба, ослепительная белизна снега – вот что подсказало художнику это гармоничное сочетание красок.
Какие элементы росписи используют гжельские мастера?Ребята, посмотрите, какие приемы росписи применяли мастера гжели.
Краска набирается только на одну сторону кисти и широким круговым движением накладывается мазок на поверхность. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. И в ней можно различить постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков. (рассказ сопровождает выполнение приема росписи).
V. Рефлексия.
- Скажите: с каким промыслом вы познакомились?
- Назовите основные элементы гжельской росписи . (Учащиеся называют основные элементы росписи)
Чтобы проверить свои знания, я предлагаю вам по описанию определить вид промысла.
1. Голубизну небесную, что сердцу так мила, кисть мастера на чашку легко перенесла.
В сторону руки дружно помашем – это к нам птицы летят. Как они сели– руки сложили назад.
VI. Практическая работа.
Ребята, мы узнали, как создают мастера свои произведения, познакомились с приемами росписи и сейчас мы сами попробуем себя в роли народных умельцев, поработаем в творческой мастерской.
VII. Итог.
Анализ работ учащихся, подведение итогов.
-Что нового вы узнали сегодня на занятии?
-Чему научились?
-Что удалось?
-С какими трудностями столкнулись?
VIII. Домашнее задание. Выполните один из трёх вариантов задания:
1. Подберите иллюстративный материал о народном промысле гжель.
2. Придумайте интересную форму предмета и распишите его орнаментом.
3. Подготовьте сообщение о промысле- Гжель.
На этом наше занятие завершено. Всем спасибо за сотрудничество.
Организация выставки работ учащихся и проведение экскурсии по ней.
Информационные источники:
Н. А. Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс». Издательство: Просвещение 2013 год.
Сувениры гжельской росписи. Фото с сайта vasnecov.ru.