Сотворчество детей, родителей и педагогов в ходе реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности (из опыта работы).
Сотворчество детей, родителей и педагогов в ходе реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности (из опыта работы).
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сотворчество детей, родителей и педагогов в ходе реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности (из опыта работы).»
Слайд 1
Сотворчество детей, родителей и педагогов в ходе реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности (из опыта работы).
Педагог дополнительного образования Межанкова Е.В.
Слайд 2
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство.
Я, как и другие педагоги дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества», веду постоянный поиск новых форм работы с родителями. Организация сотворчества интересна и важна как для образовательного учреждения, педагога, так и для семьи. Для этого я стараюсь правильно и качественно организовать взаимодействие с семьей. Ведь сотрудничество с родителями важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 3-4
Воспитание и развитие ребёнка в моем объедении «Занимательное творчество» не возможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, нет увлекательнее дела, как совместные мероприятия, а именно: мастер-классы, открытые занятия, подготовка и участие детей в конкурсах, выставках, организация выездных экскурсий, совместного чаепития и многое другое.
Слайд 5-6
Считаю, что главной целью организации совместных творческих мероприятий родителей и детей, это развитие отношений педагог-родитель-ребенок опытом совместной деятельности через совместное творчество.
Моя задача, как педагога – создать условия для совместной деятельности и сделать сотворчество таким, чтобы оно облагораживало личность, чтобы от совместного творчества ребёнок ощущал радость, желание быть вместе с людьми.
Если педагог, родители и дети объединяются, то такое сотрудничество принесёт всеобщую пользу, будет развивать все положительные качества детской личности.
Всю свою работу я разделила на дваэтапа:
1. Разработка плана совместной деятельности с родителями. Мероприятия составлены таким образом, что они отвечают воспитательно-образовательным задачам объединения «Занимательное творчество», а также интересам и потребностям детей и родителей.
Большое положительное влияние имеет привлечение родителей к подготовке к конкурсам в которых участвует объединение и их дети, будь то совместное прочтение произведений к которым готовится иллюстрация, подборка референсов по определенной теме, сборы и поездка объединением на очный этап фестиваля и многое другое. Все это объединяет, позволяет родителям окунуться в атмосферу творчества в которой находятся их дети, переживать совместные положительные эмоции, к которым у него был бы ограничен доступ, без участия в данных мероприятиях.
Слайд 7-8
Так же мною были разработаны и введены на постоянной основе открытые занятия в формате МК родитель-ребенок. Что дают такие занятия?
- Первое совместное творчество в легкой, спокойной обстановке под руководством и поддержкой педагога.
- Второе дает возможность родителям побывать в объединении, посмотреть уклад и распорядок изнутри.
- Третье Дети помогают родителям так как находятся в своей знакомой привычной среде, где-то даже направляют и подсказывают, что дает детям почувствовать себя увереннее.
Мною были проведены так же тематические МК, приуроченные к Новогодним праздникам, Международному женскому дню.
Во время МК я отвечаю на вопросы родителей, которые часто касаются работы объединения, организации учебного процесса, методик и изобразительных приемов. Родители и дети делятся своими эмоциями на разные ситуации, моменты в работе, а также от проведенного МК, что в свою очередь очень полезно мне как педагогу. Общаясь на таких встречах с родителями и детьми, я как педагог наблюдаю, делаю выводы и формирую модель поведения с детьми на своих занятиях.
В процессе такого занятия, родитель вникает в работу объединения, видит наглядно и практически творчество своего ребенка, а так же сам участвует в процессе, осознавая важность такого совместного времяпрепровождения и его пользу.
2. Создание условий педагогической интеграции сотворчества детей, родителей и педагога.
В сотворчестве я выделяю следующие условия взаимодействия:
- Целенаправленность и систематичность. Активность всех участников в процессе взаимодействия.
- Мотивированность. Создаю ситуации заинтересованности, желания участвовать, видеть в этом реализацию собственных возможностей.
- Творческая среда. Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживаю интересы участников процесса.
- Психологический комфорт. Создание творческой, непринужденной атмосферы. Даю возможность всем участникам ощутить свои силы, поверить в себя.
- Учёт возрастных особенностей. Осуществить взаимодействие «педагог – ребёнок – родитель» на доступном для детского восприятия уровне.
Основными принципами при организации работы в рамках
новых форм взаимодействия с семьей я выбрала следующие:
1. Информационность. Открытость объединения для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как обучается и развивается его ребенок);
Для этого у нас существует родительский чат, а также группа в ВКонтакте (название) где мною размещаются фотографии с занятий, описание работ, доносится основная информация о результативности участия в конкурсах и жизнедеятельности объединения. В родительском чате информация выкладывается после каждого занятия, в группе ВКонтакте – еженедельно. При чем размещенные посты в этой группе носят познавательный и развивающий аспекты.
2. Доброжелательность. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся моя работа. Современные родители — это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Все мы сейчас сталкиваемся с низкой компетентностью родительского поведения. Все вы прекрасно знаете, что встречаются конфликтные и претензионные родители. Я стараюсь постоянно подчеркивать общую цель обучения ребенка и роль родителей относительно работы объединения, поэтому не употребляю выражение «Ваш сын», т. е. не противопоставляю себя и родителей. Чаще говорю «мы», «вместе», обращаюсь только по имени–отчеству к родителю как можно чаще. Цель такого взаимодействия — заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь объединения, сделать союзниками в своей работе.
3. Индивидуальность. Всегда, общаясь с родителями, обсуждаю с ними творческие планы детей, объединения в целом, участие в конкурсах, привлекаю к выполнению творческих и конкурсных работ, совместных творческих и воспитательных мероприятий. Стараюсь использовать любую возможность для общения с родителями, донесения своих рекомендаций, требований а также восхищения деятельностью ребенка.
4. Динамичность. Я и объединение находимся в режиме развития, представляя собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального статуса родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей. Скажу честно, что не все родители откликаются на мои стремления к сотворчеству, не проявляют повышенный интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Причины тут разные: загруженность на работе, негативное отношение к педагогам в целом, отсутствие специального образования и т.п.
Слайд 9-10
Совместные занятия творчеством – чудесная возможность для родителей и их детей побыть вместе, провести время приятно и с пользой. И цель моих занятий – не только научить детей и родителей, но и сплотить детей и родителей, сохранять и развивать тёплые эмоциональные отношения между ними, научить родителей принимать ребёнка таким, какой он есть, уважать его. Скажу честно, что организация сотворчества родителей и детей приносит свои плоды. Родители стали чувствовать себя нужными, важными и легко вступают в контакт.
Организуя в своем объединении сотворчество, я и сама развиваюсь, повышая профессиональную компетентность педагога дополнительного образования в области взаимодействия с родителями обучающихся. Современные требования к образованию диктуют установление эффективного общения с участниками педагогического процесса.
В заключении, хотелось бы отметить, что поиск новых интерактивных форм профессионально-педагогического взаимодействия в рамках художественно-эстетического воспитания позволил, благодаря нововведениям, выстроить систему социальных партнерских отношений «педагог – родитель - ребенок» через сотворчество родителей и детей.