Шрифтовая композиция– сочетание шрифта и художественного образа, который, будучи визуально узнаваемым, позволяет зрителю не только увидеть, но и почувствовать содержание, заключенное в логическую словесную форму.
Шрифтовые композиции постоянно используются в дизайне окружающей среды. Это – памятные доски, вывески, надписи на упаковках и этикетках промышленных товаров и т.д. Надписи имеют не только информационное значение, но и создают эстетическое качество среды обитания человека.
В зависимости от назначения, шрифт может быть изящным или массивным, строгим или живописным. Главными эстетическими критериями выбора того или иного шрифта является гармоничность его пропорций, красота рисунка каждой буквы, простота и понятность, четкость и соразмерность. В шрифте все буквы должны гармонично сочетаться друг с другом в любых возможных комбинациях, быть красивыми и хорошо читаемыми.
Шрифтовая композиция может рассматриваться как самостоятельная область творчества. На основе шрифта изучаются основные композиционные принципы (ритм, контраст, пространство), а также эстетические (образ буквы, стиль). Вопросы композиции являются неотъемлемой частью предмета. На показанных изображениях видно, что можно соединить шрифт и рисунок, а также ритмическую, пластическую и стилевую задачи. С первых шагов это является обязательным условием.
Шрифтовая композиция позволяет исследовать различные исторические и стилистические формы, учит пользоваться этими формами, различать их особенности. Все это в дальнейшем поможет ориентироваться в основных шрифтовых группах и их многочисленных версиях.
II. Цели и задачи урока
Цель урока: создать дизайн шрифтовой композиции на тему «Образная азбука. Цифры экспериментальные».
Задачи урока:
Закрепление знаний общего теоретического материала в разделе «дизайн»;
Освоение практических навыков в составлении шрифтовой композиции;
Развивать умение грамотно работать при создании дизайна;
Развивать художественное мышление и эстетический вкус;
Воспитывать аккуратность, терпеливость и усидчивость через выполнение задания по данной теме.
III. Материалы и оборудование на уроке
Гуашь, акварель, тушь художественная;
Кисти, перо для каллиграфии, карандаш;
Бумага чертёжная ватман, формат А3, А4;
Компьютер с проектором, доска учебная;
Наглядное пособие, презентация по теме «Шрифтовая композиция. Образная азбука. Цифры экспериментальные».
IV. План урока
Вступительная часть – организационный момент (5 мин.);
Теоретическая часть (10 мин.):
- Что такое шрифтовая композиция, её художественно-выразительные особенности;
- Изучение принципов построения шрифтовой композиции;
- Рассмотрение своих предыдущих работ и работ выпускников по заданной теме.
Практическая часть (15-20 мин.):
- Изучение предложенной картины по теме «шрифтовая композиция»;
- Создание карандашного эскиза к будущей работе, поиск единого художественного образа.
Заключительная часть (5-10 мин.):
- Подведение итогов, анализ работ, объяснение домашнего задания.
V. Ход урока
Вступительная часть:
Взаимные приветствия учеников и учителя. Отметка в журнале отсутствующих. Подготовка детей к уроку, анализ прошлого задания по данной теме.
Теоретическая часть:
Шрифтовая композиция – сочетание шрифта и художественного образа, который, будучи визуально узнаваемым, позволяет зрителю не только увидеть, но и почувствовать содержание, заключенное в логическую словесную форму. Шрифтовая композиция – сочетание шрифта и художественного образа, который, будучи визуально узнаваемым, позволяет зрителю не только увидеть, но и почувствовать содержание, заключенное в логическую словесную форму.
Шрифтовые композиции постоянно используются в дизайне окружающей среды. Это – памятные доски, вывески, надписи на упаковках и этикетках промышленных товаров и т.д. Надписи имеют не только информационное значение, но и создают эстетическое качество среды обитания человека.
В зависимости от назначения, шрифт может быть изящным или массивным, строгим или живописным. Главными эстетическими критериями выбора того или иного шрифта является гармоничность его пропорций, красота рисунка каждой буквы, простота и понятность, четкость и соразмерность. В шрифте все буквы должны гармонично сочетаться друг с другом в любых возможных комбинациях, быть красивыми и хорошо читаемыми.
Шрифтовая композиция может рассматриваться как самостоятельная область творчества. На основе шрифта изучаются основные композиционные принципы (ритм, контраст, пространство), а также эстетические (образ буквы, стиль). Вопросы композиции являются неотъемлемой частью предмета. На показанных изображениях видно, что можно соединить шрифт и рисунок, а также ритмическую, пластическую и стилевую задачи.
Практическая часть:
Практическая часть непосредственно связана с теоретической. Ученикам необходимо изучить предложенный наглядный материал с работами выпускников на эту тему и разработать собственный художественно-образный ряд для 10 букв и 10 цифр.
Заключительная часть:
На заключительном этапе проводится краткий опрос по теме занятия с последующим анализом проделанных учащимися работ, указаниями на недостатки, если таковые имеются, советами по работе с композицией. Объяснение домашнего задания.
VI.Заключение
На последующий уроках по теме «Образная азбука. Цифры экспериментальные» учащиеся продолжают работу над разработкой дизайна шрифтовой композиции. Закончив под контролем преподавателя работу над эскизом на формате А4, ребята перенесут карандашный рисунок на формат А3, где заключительный этап над работой будет выполняться материалом, выбранным самими учениками.
Серия заданий под общим названием «Шрифтовая композиция» подразумевает знакомство детей и закрепление знаний о понятии «шрифт» в целом, а также возможностями связывания буквы и художественного образа для создания дизайнерского произведения.