Сборник включает нетрадиционные уроки по изобразительному искусству, которые направлены на формирование воображения обучающихся 2 класса. Сборник может быть использован учителями при разработке отдельных уроков изобразительного искусства. Имеет практическое значение и для обучающихся, так как систематизирует знания и умения учащихся, применение которых на уроках изобразительного искусства будет способствовать формированию воображения.
« Линии создающие деревья»…………………………………………………...27
«Летящие птицы»……………………………………………………………….37
«Смешные человечки»…………………………………………………………42
Панно «Весна. Шум птиц»……………………………………………………..46
Викторина……………………………………………………………………… ..51
Список литературы……………………………………………………………...55
Пояснительная записка
Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитиеребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Одним из первых о воображении
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Календарно- тематический план
дата
тема
Кол-во час
Форма контроля
Хар-ка деятельнлсти обучающихся
06.04
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.
Борьба теплого и холодного:изображение костра в ночи
1
Самост работа
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять теплые и холодные цвета
13.04
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета):
Изображение весенней земли.
1
Самост работа
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тихие (глухие) и звонкие цвета. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов.
20.04
Линия как средство выражения: ритм линий:
Изображение весенних ручьев.
1
Самост работа
Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручти.
27.04
Линия как средство выражения:
Характер линий.
1
Самост работа
Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением
04.05
Ритм пятен как средство выражения:
Ритмическое расположение летящих 1птиц .
1
Самост работа
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа
11.05
Пропорции выражают характер.
Лепка смешных человечков
1
Самост работа
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы с помощью изменения пропорций.
18.05
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
1
Самост работа
Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой деятельности, уметь договариваться, объяснять замысел.
27.05
Обобщающий урок года. Викторина . Выставка работ.
1
выставка
Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в течении года.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Технологическая карта нетрадиционного урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета»
Камышлов, 2016
Теплые и холодные цвета
2 класс
Тема: «Теплые и холодные цвета»
Тип: урок – сказка
Цель: формирование воображения,знакомство с палитрой теплых и холодных цветов.
Задачи:
1.Дать представление о тёплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения. Контраст тёплых и холодных цветов;
2.Расширение опыта владения цветовыми сочетаниями;
3.Формирование понимания красочной выразительности родной природы, способность наслаждаться её красотой; 4.Формирование образного мышления.
Планируемый результат:
Личностные УУД: положительное отношение к уроку, самооценка
Познавательные УУД: воспринимают информацию на слух,
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге, строят речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение
Оборудование: краски, кисти, альбом, палитра
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Формы методы приемы
Орг мом
Здравствуйте ребята!
Начинаем наш урок. Необычный – сказочный!
Приветствуют учителя. Подготовка к уроку
Личностные: положительное отношение к уроку
словесный
творческий этап
физминутка
Живут на свете две девочки – подружки. Девочка – Снегурочка и девочка – Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и теплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковер. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой есть своя любимая, самая волшебная.
У Весны – желтая, теплый солнечный луч, а у Снегурочки –синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в теплый, согреть.
Девочка Снегурочка опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. (показывается на примере)
А девочка Весна согревает краски теплым желтым лучом , превращая их в теплые. (показывается на примере, что получается, когда добавляется желтый цвет)
Давайте рассмотрим цветовой круг.
Теплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холоднее – со льдом и называют холодными.
Демонстрируется наглядный материал с изображением цветовых сочетаний. (в фиолетовый +желтый, в зеленый + красный, в коричневый + синий)
У девочек подружек есть еще один секрет: расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают звучать громче, ярче, сочнее.
Показываются картины: А.Лентулов «Сельский домик», «Небосвод». Архипов «В гостях», «Девушка с кувшином»
Но существует между ними спор, подружки ни как не могут решить, как же назвать зеленый цвет – теплым или холодным? Ведь он состоит из теплого желтого и холодного синего цветов. Давайте смешаем желтый и синий цвет. (Показывается смешение желтого и синего цветов) Что у нас получилось?
Если в зеленом окажется больше синей льдинки Снегурочки, он станет холоднее, но если Весна постарается и в синий опустит большой желтый луч – зеленый цвет станет теплее.
Слушают учителя
Рассматривают цветовой круг,
Выполняют упражнение по смешиванию красок
Смешивают краски
Получился зеленый
Выполняют упражнения
Познавательные: воспринимают информацию на слух, строят речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, строят речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение
Словесный: рассказ
Наглядность: показ
Наглядность: демонстрация
Динамическая пауза
Практический
Ребята, давайте нарисуем костер в ночи. Будем добавлять и смешивать краски.
Посмотрите, как нарисован костер
Вам надо почувствовать «борьбу» и напряжение цвета при столкновении «теплого» и «холодного». Прекрасный пример - гаснущий костер, когда на фоне мерцающих холодных углей и неба взвиваются огненные языки пламени.
Во время практической работы краски нужно смешивать прямо на листе или на палитре (если дети испытывают трудности). Черная и белая краски не используются. Заполняя весь лист, можно свободно смешивать краски между собой. Пробелов не оставлять. Костер изображается как бы сверху гаснущий (работа по памяти и впечатлению).
Можно костер поместить в одном углу листа или в центре и постепенно, от этого пятна, заполнить красками весь лист.
Выполняют задание.
Дети рисуют костер на фоне темного ночного неба.
Познавательные: умение использовать полученную информацию
Самостоятельная работа
Итог урока
Подведем итоги урока: что мы сегодня узнали?
Чему учились?
Что у вас получилось?
- Какие цвета называют холодными? Какие теплыми?
выставка работ. Оценивание своих работ.
Отвечают на вопросы
Демонстрируют свои работы
оценивают
Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге, строят речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение
Личностные УУД: положительное отношение к уроку, самооценка
Опрос, демонстрация
рефлексия
-Вам понравилась сказка?
-К какому цвету ближе ваше настроение? Смешайте такую краску. ( на доске отражаем настроение)- Что можно выразить цветом? (чувства, настроение, эмоции, состояние души)-Пусть свет от вашего костра дарит тепло, радость, хорошее настроение и согревает, когда на душе грустно и холодно.
Выбранный цвет прикрепляют к соответствующему настроению
Личностные УУД: положительное отношение к уроку
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Технологическая карта нетрадиционного урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета»
Камышлов, 2016
Тихие и звонкие цвета. 2 класс
Тема: «Тихие и звонкие цвета»
Тип: урок - эксперимент
Цель: познакомить учащихся с понятиями «глухие и звонкие цвета».
Задачи:
-развитие чувства композиции; умения определять оттенки одного цвета, «холодные» и «теплые» цвета;
-формирование графических навыков в живописи, художественного вкуса;
-развитие наблюдательности и внимания; зрительных представлений и впечатлений от натуры, зрительной памяти; воображения, творческой фантазии, глазомера;
-формирование эстетического отношения к действительности и искусству, трудолюбия, усидчивости, чувства товарищества и взаимопомощи.
Планируемый результат:
Личностные УУД: понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; способствовать к самооценке, формированию нравственных качеств.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию); учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД :находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других.
Оборудование: кисти тонкие и толстые, листы формата А3, картон; в пробирках: мука, соль, сахар, сода, лимонная кислота; вода в стакане; ёмкости для смешивания
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Формы методы приемы
Орг мом
- Здравствуйте, ребята!
- Долгожданный дан звонок!
- Начинается урок!
- Будьте наблюдательны,
- Слушайте внимательно!
Настраиваются на работу
Л.положительное отношение к школе и учебной деятельности.
словесный метод- рассказ; коллективная форма работы
Тема урока
физмин
- Какие цвета вы узнали на прошлом уроке?
- Как легче всего запомнить порядок расположения цветов?
- Посмотрите на рисунок (размещен на доске)
- Какие цвета относят к теплым, а какие к холодным?
- Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со звонкими и глухими цветами.
Но вы заметили, что у вас нет красок?
А что же вы видите на партах?
Не удивляйтесь!
Если у нас нет красок, может нам попробовать самим их приготовить. Давайте попробуем представить себя в роли волшебников и приготовить особые, волшебные краски. Что в них волшебного – вы узнаете позже, а сейчас разберемся, что же нам потребуется для работы. На ваших столах в пробирках находятся необходимые ингредиенты: мука, соль, сахар, сода, лимонная кислота и в стакане – вода. Поместите в емкость муку, затем содержимое пробирок и все тщательно перемешайте. Добавляйте небольшими порциями воду. Краски наши не должны быть очень жидкими. мы приготовили основу краски, она одного цвета. Прочитайте тему урока. Какими цветами мы будем сегодня рисовать?
- Ребята, послушайте стихотворение Г. Тукай. И скажите, могут ли цвета быть звонкими?
Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,
Под сосной – щавель и мята, под березою – грибы,
Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось.
И от них благоуханье в сладком воздухе лилось.
Улетали, прилетали и садились мотыльки,
Будто с ними в спор вступали и морились лепестки.
- Какое настроение передает вам это стихотворение?
- Какие цветы притаились в лесу
- Назовите краски летних цветов?
- Какой день описан: ясный или пасмурный?
Как вы это узнали?
- Какие краски мы возьмем, чтобы нарисовать такую полянку цветов с мотыльками в летний ясный день?
- Правильно! Краски солнечного дня – звонкие, сверкающие, чистые.
Упражнение 1.
- А сейчас, давайте, добавим звонкого цвета в основу.
Какие цвета у вас получились
Мы получили с вами чистые цвета.
- Итак, со звонкими цветами мы познакомились. А как вы думаете, если есть звонкие цвета, то значит, какие бывают противоположные цвета?
- Как, на ваш взгляд, какое время года могут выражать глухие цвета?
- Правильно! Весной часто бывает пасмурная погода, гроза, туман, тогда все краски немного притухают, меркнут.
- Посмотрите на репродукцию картины Н. Рериха. Небесный бой.
- Какие краски смешались в небе?
- Какие чувства вызывают у вас эти цвета?
- Мы можем все эти темные цвета назвать глухими?
- А теперь посмотрите репродукцию картины А. И. Куинджи «Ранняя весна».
- На ней изображена весна, которая только пришла к своим владениям. Начинается весна – пора света, воды, молодой зелени, свежести, солнечного тепла.
- Какие краски у такой весны?
В смешении с черным настроение полученного колорита можно охарактеризовать как тревожное, грозное; в смешении с белой оно становится нежным, звонким, радостным. Если же смешать любой цвет с серой краской, он приглушится, станет незаметным и грустным, словно наполнится туманом
А теперь, чтобы получить тихие цвета вы добавите в основной цвет белую краску Вот мы и приготовили особые, волшебные краски. Так давайте рисовать.
Отвечают на вопросы учителя
Теплые и холодные
Цвета радуги
Желтый, красный, оранжевый относятся к теплым
Голубой, синий, фиолетовый относятся к холодным цветам
Да
Муку, соль, сахар
Тихими и звонкими
-радостное, волнительное, приятное, доброе
-василек, колокольчик, подснежник, мак
-синие, желтые, красные
-ясный
-Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось.
Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество с учителем.
Познавательные: развитие умений сравнивать, обобщать, определять проблему.
Коммуникативные: взаимодействовать с соседом по парте. Высказывать свое мнение.
Работать в коллективе.
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
К: аргументируют свою позицию.
Коллективная форма работы; Словесный метод- опрос;
упражнение
наглядность- показ
словесный- опрос
Словесный- рассказ, обьяснение
Динамическая пауза
Практическая работа
- давайте изобразим весну. Придумайте рисункам название. Например, «Голубой март», «Все в розовой дымке», «Золотая весна» и др.
- Небо с облаками голубоватых, розоватых, зеленоватых оттенков.
- Весеннюю землю, без кустов и деревьев, с пожухлой травой, пятнами грязноватого подтаявшего снега или светлой молодой травой, желтыми первоцветами.
- Ручейки, которые стекают от таяния снега, по холмам изобразите голубовато-синие, можно добавить немного белой краски.
- Следите за колоритом, за качеством разбелок, за количеством введения черной краски и получением черного цвета.
- Можете приступать к работе.
Учащиеся рисуют. Затем рисунки помещаем на 10–30 сек. (в зависимости от мощности) в микроволновую печь. Тесто поднимается, рисунок становится объемным.
рисуют
Самостоятельная работа
итог
Анализ выполненных работ. Учитель отмечает красиво найденные сочетания «тихого» и «звонкого» цветов.
Демонстрируем работы и делаем вывод о том, почему же краски волшебные.
Обсуждение работ
Дети участвуют в обобщении содержания урока.
Активно принимают участие в представлении своих работ, анализируют представленные на выставку работы одноклассников
Коммуникативные:
беседа
рефлексия
Чему научились на уроке?
Нарисуйте тихий или звонкий цвет, определите свое настроение
Сегодня мы познакомились с тихими и звонкими цветами вы попробовали выполнить свои работы в новой для вас технике – рисование воздушными красками. Результат, я думаю, поразил вас и удивил. Всего несколько минут и перед вами уникальное произведение, которым вы сможете украсить свою комнату или презентовать своим друзьям.
Предполагаемые ответы:
«Я научился получать тихий и звонкий цвета…..», «Я научился различать тихие и звонкие цвета и использовать их»
личностные
опрос
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Технологическая карта нетрадиционного урока изобразительного искусства «Рисование ручейков»
Камышлов, 2016
Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс
Тема: «Рисование ручейков»
Тип урока: урок- театр
Цель:
-ознакомить с одним из выразительных средств - линией, изобразить увиденную жизнь, особенности времени года, состоянии природы;
Задачи:
- изучение использования первоначальных эскизов при выполнении композиции;
-формирование художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству.
Оборудование: импровизированная сцена, репродукции художников с изображением ручьев,таблица с разными по характеру линиями, музыкальное сопровождение: А.Аренский «Лесной ручей»
Планируемый результат:
Личностные УУД: понимать роль культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с природой, способствовать к самооценке;
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию); учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД :находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Формы методы приемы
Орг мом
Звучит музыка А.Аренский «Лесной ручей» Педагог предлагает детям занять места в зрительном зале. Здравствуйте, ребята!
В маленьком родничке, что спрятался среди кустов ивы, родилась капелька. Да, да, обыкновенная прозрачная капелька воды. Откуда взялась капелька, она сама не знала. Может быть, вместе с другими упала с неба или приплыла с подземного ручейка. Сейчас она с интересом знакомилась с окружающей природой, слушала журчание своего родного родничка, пение птиц.
Сегодня мы проведем не простой урок, мы побываем вместе с капелькой на концерте, посвященный ручейкам.
Перед нами выступят настоящие артисты.
Выступающих представляет подготовленный ученик
Выступают (представление первых участников)
Выступают (представление 2-х участников)
Как вы думаете, какие это стихотворения по характеру?
Да! Верно.
Посмотрите на картины
(на картинах изображены ручьи с быстрым течением)
Скажите, какой ритм у ручьев
Правильно!
(Представление следующих участников)
Выступают (представляется третья группа участников)
Выступает (представление 4 ученика)
А какие сейчас прозвучали стихотворения?
Правильно, посмотрите на картину. Скажите какой ритм у этих ручьев?
Да, ручьи текут спокойно ,размеренно, ни куда не торопясь.
(дети за ранее подготовились, выучили стихотворения)
Ученики рассказывают стихотворение
1 участник:
Хорошо, что мы ручьи,
Хорошо, что мы ничьи
Нам на месте не стоится.
Даже ночью нам не спиться.
Испетляли мы луга,
Источили берега.
Камни с горки покидали
Тут забрали - там отдали.
Подремали в холодке, поиграли на песке.
2 участник:
Взяли ветку у подлеска,
А у солнца - снопик блеска.
Лес молчит, а мы журчим
Ни минутки не молчим.
Мы кричали и шныряли.
И под землю мы ныряли.
Нас везде, где мы бежали
Птицы свистом провожали.
3 ученик: Ю. Поляков
Бежит ручей, звенит ручей,
Ручей с названием Гремучий,
Бежит, рождённый из ключей,
Среди кустов крапивы жгучей.
4 участник:
Бежит ручей, шумит, журчит,
Ночную песенку картавит.
Луна латунные лучи
Как вешки, вдоль по устью ставит.
Бежит он, бойкий, за бугром,
Стараясь катит бликов груды.
И слышно: девушка ведром
Их ловит с камня у запруды.
Веселые, быстрые, радостные
Быстрый, стремительный
Дети рассказывают стихи про ручьи
Небольшой воды поток, Это тихий ручеёк. Из дождя, подземных вод Он собрался… И потёк.
Тихие, медленные, грустные, печальные
Медленный, плавный
Коммуникативные УУД:Умение оформлять свои мысли в устной форме; Слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах
- А как можно показать спокойный ручеёк и быстрый, широкий и узкий?
Правильно - линией. Линия это средство выражения.
Линией мы можем показать ритм, настроение.
Давайте разузнаем какие бывают линии
Да, верно
И у линий есть ритм
Изображение разных линий.
Первая линия—спокойная. Она только что проснулась и
никуда не спешит.
Подберите цвет для спокойной линии.
Вторая линия—прыгучая. Покажите в рисунке, как она скачет по вашему листу.
Подберите цвет для прыгучей линии.
Подумайте и подберите нужный цвет.
Третья линия — волнистая. (Волнистая линия знакома и понятна большинству детей, но как она вольется, будет сочетаться с другими линиями?)
Четвертая линия—ленивая. Как нарисовать ленивую линию? Как будет теперь двигаться ваша рука?
Где ленивая линия будет располагаться на листе?
С кем будет рядом и почему?
Пятая —радостная, веселая линия.
Последняя наша линия в отличном настроении. Ей сегодня очень хорошо, ей все нравится, она со всеми
хочет дружить и общаться.
- Какие ручейки можно ими нарисовать?
Они прозрачные, но в их отражении мы можем увидеть деревья, облака, небо, солнце. Весенние ручьи очень красивые, они мерцают в лучах солнца.
Быстрые, стремительно извиваются змейками. Бегут наперегонки, шумные, говорящие, а иногда задумчивые, молчаливые и тихие, ручьям рады не только небо, земля, солнце, но и лес, птицы, люди.
Нарисуем ручейки, чтобы они не были скучными, а были веселыми и в них отражалось солнышко, небо, веселые птички
Про ручейки
линией
линии бывают разные: короткие и длинные, толстые и тонкие,
спокойные, шустрые, ленивые, шумные, тихие
выполняют упражнения
Рисуют линии
выполнение работы
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:
Отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Словесный: опрос
Динамическая пауза
Самостоятельная работа
итог
выставка работ
дети демонстрируют свои работы
Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме;
Слушать и понимать речь других
демонстрация
рефлексия
-с каким выразительным средством изображения мы сегодня познакомились?
-как вы думаете, у всех получились веселые ручейки?
-А какое настроение у вас?
-Ритм линий
-Нет
-Веселое
Личностные: способствовать к самооценке, формированию нравственных качеств.
опрос
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Технологическая карта нетрадиционного урока изобразительного искусства «Линии создающие деревья»
Камышлов, 2016
Линии как средство выражения. Характер линий
Урок ИЗО 2 класс
Тема: « Линии создающие деревья»
Тип урока: экскурсия
Цель:
-познакомить с понятиями « графика», «линия»
Задачи:
-формирование умения изображать линии на плоскости , создавать образ деревьев;
- закрепление умения пользоваться графической техникой , линией как средствами художественной выразительности;
-развитие эстетического отношения к действительности и умение творчески передавать формы реального природного мира;
-формирование бережного отношения к природе .
Планируемый результат:
Личностные УУД:
Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
Иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной творческой деятельности;
Способствовать к самооценке, формированию нравственных качеств.
Познавательные УУД:
Овладеть умением творческого видения с позиции художника, те умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Стремиться к освоению новых знаний и умений, достижению более высоких и оригинальных творческих результатов Коммуникативные УУД:
Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя
Регулятивные УУД:
Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Оборудование: гуашь, тушь, уголь, сангина, кисти, альбом, баночка непроливашка
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Формы приемы
Орг мом
Основная часть экскурсии
физминутка
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию. Для начала приготовьте все для работы.
Ребята, нам пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, и пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам прийти!»
Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны выполнить все задания Зимы. А конверты с заданиями мы должны найти в парке по стрелкам-указателям.
Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями?
Тогда отправляемся искать конверты с заданиями.
Посмотрите, вот стрелка, а вот и первый конверт с заданием. 1 задание:
-Ребята, наш парк- это маленький лес.
- Какой же признак леса- главный?
-что значит лес для человека?
Идем по стрелке ко 2 заданию
Самые высокие обитатели леса- это деревья. Назовите, пожалуйста, признаки дерева.
Признаки кустарника
Идем к 3 заданию
Отгадайте загадку
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
Найдите это дерево
Мы пришли к 4 заданию
Еще одна загадка
Белоснежные красавицы
Дружно встали у дорожки
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки
В парке множество кустарников. Какие кустарники вы нашли?
Чем кустарники отличаются от деревьев?
Рассмотрите деревья и кустарники. Обратите внимание, в природе разные по характеру линии.
Одна веточка березы печальная, так как движение линий направлено вниз. Вторая – нежная, тонкая, ласковая.
У тополя ветви устремляются в высь, они резкие, могучие
От чего еще может зависеть характер линий?
По направлению линии различаются –гориз, вертик. Наклонные, диагональные;
Имеют разный начертательный характер –прямые, кривые, ломанные, зигзагообразные.
В зависимости от этого все линии несут свою образно- эмоциональную нагрузку. Так прямые горизонтальные л.- ассоциируются с горизонтом, вызывают чувство покоя, устойчивости. Прямые вертикальные л.- передают стремление вверх, динамичность; Прямые наклонные л.- ощущение неустойчивости, постепенного движения. Ломанная л.- самая напряженная, агрессивная.
Ребята вы справились со всеми заданиями Зимы и теперь Весна расколдована! нам пора возвращаться
А теперь представим детки, будто руки наши ветки. Покачаем ими дружно, словно ветер дует южный. Ветер стих.Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись ,тихо сели и на доску посмотрели.
Подготавливаются к уроку
Дети отправляются в школьный парк
Слушают учителя
-Находят конверты с заданием
-Главный признак леса- это ярусность.
Это еда, древесина, кислород
-Признак дерева - толстый стебель, который называется стволом.
-Клён
-береза
Шиповник, сирень
У кустарников ветви отходят от земли, также у них нет толстого ствола.
Возвращаются в класс
Выполняют разминку
Коммуникативные УУД:
Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя
Регулятивные УУД:
Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Познавательные УУД:
Овладеть умением творческого видения с позиции художника, те умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Стремиться к освоению новых знаний и умений, достижению более высоких и оригинальных творческих результатов
Личностные УУД:
Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
Иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной творческой деятельности;
Словесный: рассказ, обьяснение, опрос
Наглядность: показ
Коллективния форма работы
Динамическая пауза
Садимся за парты
-Как называются материалы которые сегодня лежат перед вами
-А что такое графика?
-Вы сегодня художники-графики и будете изображать деревья
-Итак ,вы знаете, что деревья бывают могучими, сильными, а бывают нежными, ласковыми. У них тоже есть характер.
-Какими линиями вы будете пользоваться
На доске картины с деревьями
Садятся за парты
-графические
-Черчу. Пишу. Рисую
-тонкие, толстые, прямые ломаные
Личностные УУД:
Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
Иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной творческой деятельности;
Словесный: опрос, фронтальная работа
Наглядность: показ
практический
Приступаем к работе
1ряд.
-Раскидистый, могучий. Поднялся к самой туче
2ряд.
-Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой стоит под горой
3 ряд
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует
-Дуб
-Береза
-Сирень
Личностные УУД:
Уметь наблюдать и фантазировать при создании
образных форм;
Регулятивные УУД:
Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
1.2.Предлагает рассмотреть и оценить, выбрав наиболее выразительные и интересные.
1.3.Предлагает оценить собственную (личную) работу Использует алгоритм -самооценки.
Обсуждают работы
Познавательные УУД:
Овладеть умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Коммуникативные УУД:
Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы
Наглядность: показ,
Словесный: беседа
рефлексия
Что тебе нужно было сделать
--Удалось тебе сделать работу
-Ты справился с работой или есть недочеты
--Что получилось лучше всего
-Как ты бы оценил свою работу
Отвечают на вопросы учителя
Личностные: способствовать к самооценке, формированию нравственных качеств.
Словесный: беседа
1 задание
-Ребята, наш парк- это маленький лес.
- Какой же признак леса- главный?
-что значит лес для человека?
2 задание
Самые высокие обитатели леса- это деревья.
Назовите, пожалуйста, признаки дерева.
Признаки кустарника
3 задание
Отгадайте загадки
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
Найдите это дерево
Мы пришли к 4 заданию
Еще одна загадка
Белоснежные красавицы
Дружно встали у дорожки
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережк
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Технологическая карта нетрадиционного урока изобразительного искусства «Летящие птицы»
Камышлов, 2016
Ритм пятен.
Урок ИЗО, 2 класс
Тема: «Летящие птицы»
Тип урока: урок – путешествие
Цель: изображение птиц: общие и характерные черты
Задачи:
Умение передавать расположение (ритм) пятен в композиции;
Расширение знаний о средствах художественной выразительности;
Формирование умения наблюдать и фантазировать;
Развитие навыков творческой работы в технике обрывной аппликации
Оборудование: белая и темная бумага, клей
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: творческое видение с позиций художника, т е умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Коммуникативные УУД: вести диалог, владеть навыками коллективной деятельности;
Личностные УУД: иметь эстетическую потребность в общении с природой, понимать роль культуры и искусства в жизни человека, самооценка
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Формы методы приемы
Орг мом
Приветствие и визуальная проверка готовности учащихся к уроку.
актуализация
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
Какие средства выразительности мы использовали?
Сегодня познакомимся со следующим средством выразительности – ритм пятен
Характер линий
линии
Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Коммуникативные УУД: вести диалог, владеть навыками коллективной деятельности;
Опрос
Фронтальная работа
Тема урока
физмин
Сегодня на уроке мы совершим полет на воздушном шаре, это будет путешествие в мир птиц.
Что нам понадобится, чтобы воздушный шар поднялся высоко в небо, где летают птицы?
Все готовы? Зажигаем огонь, полетели!
Посмотрите, какими разными могут быть ритм и движение пятен в рисунке.
-Здесь птицы летят спокойно, ровно.
-Вдруг одна птица вылетела. Ритм нарушился.
-А вот птицы в беспорядке слетаются на корм.
-Или разлетаются в страхе от опасности.
-А вот птица у нижнего края листа, и, кажется, ей стало тяжелее «лететь».
На картине А. Рылова птицы парят высоко под облаками. Они создают торжественное движение и ритм.
А на рисунке Е. Чарушина ритм и движение пятен совсем другие. Может быть, эти воробьи слетелись на день рождения к своему другу? Или это их вожак, которого они слушают? Главный герой в центре, а гости окружили его хороводом.
Е. Чарушин. Воробьи. Акварель
Ритм пятен является выразительным средством в изобразительном искусстве, от изменения положения на месте даже одинаковых пятен, силуэтов изменяется и содержание композиций.
Ритм, ритмичность (греч. rhythmos) - в области изобразительного искусства: повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения (при строгой их соподчиненности). В более широком значении оно указывает на особую соразмерность частей, ведущую к строгой, закономерной слаженности целого. Ритм может проявляться через контрасты группировок, фигур, предметов, линий, движений, светотеневых и цветовых пятен и пр.
Зажечь огонь, он поднимет воздушный шар в небо
Рассматривают иллюстрации
Слушают учителя
Познавательные УУД: творческое видение с позиций художника, т е умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Коммуникативные УУД: вести диалог, владеть навыками коллективной деятельности;
Личностные УУД: иметь эстетическую потребность в общении с природой, понимать роль культуры и искусства в жизни человека
Фронтальная работа
Опрос
Демонстрация
Динамическая пауза
Практическая часть
Итог урока
Мы выполним с вами птиц и выпустим их в небо
Выполняют аппликацию
Дети прикрепляют своих птиц на изображенное на доске небо
Оценка и обсуждение работ
Регулятивные УУД: грамотно осуществлять действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Практическая работа
рефлексия
Вам понравился урок?
Что интересного вы узнали?
Ответы детей
Личностн понимать роль культуры и искусства в жизни человека, самооценка
самооценка
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Технологическая карта нетрадиционного урока изобразительного искусства «Смешные человечки».
Камышлов, 2016
Пропорции выражают характер
Класс: 2
Тема урока: «Смешные человечки»
Тип урока: Театрализованный
Цель: познакомиться с понятием пропорции, изобразить человечка в смешной пропорции
Задачи:
Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого;
Создание выразительного образа с помощью изменения пропорций.
Планируемый результат:
Познавательные УУД: творческое видение с позиций художника, т е умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Коммуникативные УУД: вести диалог, владеть навыками коллективной деятельности;
Личностные УУД: понимать роль культуры и искусства в жизни человека, самооценка своих действий
Наш класс это дом моды, а вы- модельеры. Модельеры-это люди которые придумывают новую одежду.
-Посмотрите ребята! Мальвина сшила для Пьерро рубаху
Учитель:
-что же ты смеешься, Буратино?
Ребята показывают сценку
Учитель:
Ребята! Скажите, можно ли носить такие длинные рукава.
-А почему?
-Как же должно быть?
-Правильно! Во всем должна соблюдаться пропорция.
трое учеников переодеваются в Буратино, Мальвину и Пьерро (инсценировка)
Мальвина одевает рубаху с длинными рукавами на Пьеро, а Буратино в это время хохочет- заливается
Буратино не переставая смеется и показывает на Пьерро.
Мальвина:
- ребята! Как вы думаете, что же так рассмешило Буратино?
Посмотрите как одет Пьерро, у него висят рукава.
Мальвина:
-А что я сделала не правильно?
Дети:- рукава слишком длинные
Мальвина:
- Я думала так будет красивее.
нет
они мешаются
рукава и вся одежда должны соответствовать размеру.
дети переодеваются и садятся за парты
Познавательные УУД: творческое видение с позиций художника, т е умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Коммуникативные УУД: вести диалог, владеть навыками коллективной деятельности;
Личностные УУД: понимать роль культуры и искусства в жизни человека, самооценка своих действий
Наглядность: демонстрация
Опрос,
Рассуждения
Динамическая пауза
Практическая деятельность
Сегодня мы будем лепить из пластилина смешных человечков. Для театра кукол.
Давайте вспомним приемы лепки из пластилина.
Приступайте к работе
Пластилин можно вытянуть, вдавить, расплюснуть, размазать, скатать
Лепят из пластилина
Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Самостоятельная работа
Итог урока
Выставка работ
У кого самый смешной получился человечек?
Обсуждают свои работы
Личностные УУД: самооценка своих действий
Выставка работ
рефлексия
Понравился ли вам поход в театр?
С каким настроением закончим наш урок?
На партах у вас лежат маски смешного и грустного вражения, наденьте на себя ту которая вам больше нравится.
Опрос: почему надели такие маски?
Отвечают на вопросы
Личностные
саморегуляция
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Технологическая карта нетрадиционного урока изобразительного искусства «Панно «Весна. Шум птиц».
Камышлов, 2016
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции. 2 класс
Тема: Панно «Весна. Шум птиц»
Тип: комбинированный
Цель: Создать коллективное панно на тему «Весна. Шум птиц»
Задачи:
Повторение и закрепление полученных знаний и умений;
Развитие чувства цвета;
Развитие самостоятельности и умения строить, сопоставлять, компоновать в процессе творческой работы.
Планируемый результат:
Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, стремиться к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
Коммуникативные УУД: вести диалог, владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь организовать место занятий;
Личностные УУД: понимать роль культуры и искусства в жизни человека, самооценка своих действий, уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы
Оборудование: бумага цветная и белая, краски, кисточки, пластилин, стеки, клей
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Формы методы приемы
Орг мом
Здравствуйте ребята!
Как ваше настроение! Сегодня наш урок пройдет не в классе.
Вам интересно?
Мы открываем дизайн-студию.
Приветствие учителя. Готовность к уроку.
А где же?
Да!
Коммуникативные УУД: вести диалог
словесный
Творческая деятельность
физмин
Урок начинается с рассматривания наиболее удачных работ по темам четверти.
-Ребята, посмотрите, мы рисовали на темы: ритм пятен и линий, цвет и пропорции. Благодаря средствам выразительности, вы постарались уловить движение в природе и показать ее в цвете, ритме, композиции.
На прошлом уроке вы разделились на три группы.
( на прошлом уроке дети разделились на три группы, каждой группе было дано задание, придумать вопросы для другой группы по темам:
Художеств
Аппликация
скульптура
Объявляю блиц- турнир!
Молодцы! С заданием справились на отлично!
Вы подтвердили право на выбранную профессию.
Я получила заказ от нашего директора школы!
Ольга Валентиновна выделила для нашей творческой студии пустую стену.
Мы изготовим коллективное панно на тему весна.
художники- оформители,
флористы,
скульпторы
Детьми задаются вопросы для группы художников, затем флористам по теме аппликация, скульпторам на тему скульптура
Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, стремиться к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
Коммуникативные УУД: вести диалог, владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Игра
Групповая работа
Динамическая пауза
Практическая деятельность
-Переходим на отведенное для творчества место.
-Ребята вы знаете, что такое панно?
Панно-поверхность на стене, потолке, обрамленная орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями.
Вот здесь будут творить художники, флористы и скульпторы.
На панно наклеиваются изготовленные цветы, птицы, бабочки. Для этого каждый ребенок наносит клей на изделие и сам определяет место для своего изображения. Предварительно педагог дает рекомендации, где выразительнее может выглядеть тот или иной силуэт, напоминает, что надо создать настроение птичьего ликования. что некоторые силуэты могут загораживать друг друга. Окончательное оформление панно заключается в дорисовывании отдельных веток, находящихся на них некоторые силуэты птиц, в уточнении форм отдельных веток (утолщения, дополнительные изгибы и.т.д)
Флористы изготавливают цветы из бумаги методом вырывания, аппликацией
Скульпторы изготавливают из пластилина птиц, бабочек
Коммуникативные УУД: вести диалог, владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь организовать место занятий;
Личностные УУД: понимать роль культуры и искусства в жизни человека
Итог
Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
Все ли мы их выполнили
Если возможно, приглашаю директора школы, для оценивания работы
Отвечают на вопросы
Личностные УУД: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы
рефлексия
Посмотрите какую красоту мы с вами создали.
Вам нравится?
Личностные УУД: самооценка своих действий
Коммуникативные УУД: умение вести диалог
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Технологическая карта нетрадиционного урока изобразительного искусства «Обобщающий урок».
Камышлов, 2016
Обобщающий урок года. 2 класс
Тема: обобщающий урок
Тип: урок – викторина
Цель: повторить изученное за год
Задачи:
Планируемый результат:
Личностные УУД: понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной творческой деятельности; способствовать к самооценке, формированию нравственных качеств.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию); учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД :находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других.
Оборудование: карточки с заданиями, купоны, карточки с загадками, ребусы, геометрические фигуры, наборы цветов
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Формы методы приемы
Орг мом
В классе выставлены наиболее удачные работы детей за прошедший год.
Здравствуйте ребята!
Как ваше настроение? на улице солнце, тепло, хочется гулять.
Сегодня у нас завершающий урок. Урок – викторина. И проведем мы его весело и интересно, с разными заданиями, которые помогут вам вспомнить, чему же вы научились за прошедший учебный год. За правильные ответы командам будут вдаваться купоны, которые вы подсчитаете в конце урока, подведем итоги викторины и выявим команду – победителя. Победитель получит призы. Участники других команд получат поощрительные призы.
Готовность к уроку
коммуникативные
Словесный: объяснение
основной этап
физмин
Итак! Разделимся на 2 команды
Та команда, которая знает ответ на задание, поднимает руки. С места кричать нельзя, за нарушение дисциплины дается штрафное очко.
1.Выбираются капитаны команд, придумывают название команды.
2.Разминка.
Перечислите принадлежности и материалы художника.
(за правильный ответ – 1 купон)
Перечислите виды
3. «Реши пример»
К + Ж =(ОР)
К + С = (Ф)
Ж + С = (З)
К + Б = ( Р)
4. « Из геометрических фигур составь человечка»
(У каждой команды различные фигуры. Купон получает та команда которая первая справится с заданием)
5. «Ребусы»
(отгадываются слова, зашифрованные в ребусах. За каждый правильно отгаданный ребус выдается купон)
6.Конкурс капитанов. «Запоминайка»
Внимательно рассмотри картину и запомни все предметы, которые на ней изображены, перечисли все, что запомнил.
7.Загадки.
8. «Знатоки искусства»
У каждой команды набор цветов, команда выбирает нужные цвета, после сигнала учителя называют, какие выбрали.
команда выбирает нужные цвета, после сигнала учителя называют, какие выбрали.
Коммуникативные
познавательные
регулятивные
Работа в группах
Коллективная работа
Индивидуальная работа
Динамическая пауза
Итог урока
Подсчет купонов. Определение победителей.
Награждение.
Подсчитывают результат
Личностные
коммуникативные
поощрение
рефлексия
С каким настроением мы закончим наш последний звонок?
Мне было приятно с вами работать. Вы очень веселые, дружные ребята. Желаю вам успехов.
личностные
опрос
Список литературы
1.Изобразительное искусство . Искусство и ты. 2 класс_ под редакцией Б.М. Неменского- Москва «Просвещение» 2011
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с.;
4.Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с.;
5. Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с.