Русские народные промыслы. Самостоятельное выполнение росписи игрушки-матрешки
Русские народные промыслы. Самостоятельное выполнение росписи игрушки-матрешки
Тема урока: «Русские народные промыслы. Самостоятельное выполнение росписи игрушки-матрешки»
Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.
Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.
Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
Таймер, игрушки матрешки, презентация
Изобразительный ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхов-Майдана);
Музыкальный ряд: песня «Матрешки»
Литературный ряд: загадки, стихотворения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока: «Русские народные промыслы. Самостоятельное выполнение росписи игрушки-матрешки»
Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.
Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.
Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
Таймер, игрушки матрешки, презентация
Изобразительный ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхов-Майдана);
Музыкальный ряд: песня «Матрешки»
Литературный ряд: загадки, стихотворения
Ход урока
Организационный момент.
-Друг мой!
Посмотрите, все ли у вас готов на урок?
Карандаш, альбом, краски
Все ли на месте?
Проверили? Садитесь!
Актуализация знаний учащихся.
Структура «Конэрс»
Берут карточку, который лежат на столе, ручку, чтобы писать, о чем идет речь. Читают, и пишут, о каком декоративно-прикладном искусстве идет речь и стоят на этот угол. Найдите себе пару, и начинает тот, у кого рост больше.(15 сек), потом у кого меньше (15 сек), А теперь поменяйтесь парами из другого угла. Расскажите ему о своем искусстве. Начинает тот, у кого больше пуговиц. (15 сек). Чтобы получше узнать об этих искусствах, куда бы ты пошел? (в магазин, музей, на выставку рисунков и др.)
- Придя сюда, больше что о декоративно-прикладном искусстве вы узнали?
- Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами.
Творческая минутка.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- О ком так говорят? (слайд)
III. Вступительная беседа об истории русской матрёшки.
- Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде.
- В стариной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие замечательные русские художники. Попала как-то к ним японская деревянная игрушка-кокэси. Это была фигурка японца, а в ней мал-мала меньше – фигурки всех членов ее семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку похожую на эту, но только свою, русскую матрешку. Потом матрешку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась первая русская матрешка.
IV. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.
- Если сопоставить несколько матрешек из разных центров современных народных художественных промыслов, то получится следующий ряд: загорская, семеновская, полхов-майданская матрешки.
- Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга. (слайды)
Семёновская матрёшка.
- Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.
Загорская матрёшка.
- Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
Полхов-майданская матрёшка.
- Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.
- Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.
Структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН
- Теперь я вам прочитаю предложения, если вы согласны с моей точки зрения, то встаньте, если не согласны, сядьте.
- Давайте побываем в гостях у народных умельцев.
- Представьте, что мы сейчас находимся у мастера по деревообработке (слайд). Прежде чем выточить матрешку, мастер ищет подходящее дерево, найдя распиливает его на чурбаки, и из них делает заготовку. Затем на токарном станке вытачивается фигурка необходимого размера. Разрезается пополам, протачивается изнутри. Мастеру нужно быть очень точным, чтобы половинки подходили друг к другу.
- А теперь отправляемся к мастеру по художественной росписи(слайд). Для того чтобы краска хорошо ложилась на дерево, белую без росписи матрешку грунтуют: покрывают слоем крахмала, намечают черной тушью окружность лица, контуры платка, сарафана, платка, кофты, рисуют лицо матрешки, Особое внимание уделяется прорисовки узора фартука. На заключительном этапе матрешка покрывается несколькими слоями бесцветного лака.
V. Подготовка к выполнению работы в альбомах. Этапы росписи матрёшки.
VI. Практическая работа.
- А сейчас представим, что мы мастера по художественной росписи. Нам нужно расписать матрешку. Ваша матрешка должна получиться яркой, веселой, радостной.
Дети рассматривают элементы росписи разных умельцев, выбирают «украшения» для создания образа своей матрёшки. Выполняют творческие задания в парах на альбомных листах
YII. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Вопросы для самопроверки.Узнай матрешку.(слайд)
Оформляется выставка рисунков детей.
- Давайте придумаем название нашей выставки.
Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда. Делают анализ работ, оценивают.
- В начале урока мы говорили, о том, что матрёшка необыкновенная игрушка. Она желанная гостья в каждом доме.
- В чем секрет такого успеха и долго жития? Почему она всем нравится? Почему стала русским сувениром за рубежом?