kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Рушник, рукотерник, полотенце»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект разработан в соответствии с ФГОС для 3 класса.

ЦЕЛИ:

Обучающая:

- совершенствовать полученные знания по рукоделию родного края;

- составлять симметричный узор для вышивки крестом;

- аккуратно работать со схемами;

- закрепить и отработать технику - вышивка крестом;

- повторить полученные знания из раздела - материаловедение.

Развивающая:

-  развивать творческое воображение;

- эстетическое восприятие;

- наглядно - образное мышление;

- умение анализировать, сравнивать,      обобщать;

- продолжать развивать умение работать по образцу.

Воспитываюшая:

- развитие эстетического восприятия;

- воспитывать бережное отношение к ручному труду;

ЗУН: УДЗ:- последовательность анализа изготовления     изделия;

-приемы работы с предметной инструкционной картой;

-порядок изготовления изделия.

УДУ:

- соблюдать правила безопасной работы;

- читать эскиз вышивки;

-уметь составить и перенести рисунок на ткань;

-правильно произносить слова: полотенце, полотнянка,  рукотерка, рушник, божник,  утерка, полотно, полотнянщица.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Рушник, рукотерник, полотенце» »

Внеклассное занятие

Учитель: Останина Наталья Олеговна

ТЕМА: «Праздничное полотенце»

«Рушник, рукотерник, полотенце»

Самым высоким видом искусства,

Самым талантливым,

Самым гениальным - является

Народное искусство,

То есть то, что запечатлено

народом,

Сохранено, что народ пронес через

столетия.

М.И Калинин


ЦЕЛИ:

Обучающая:

- совершенствовать полученные знания по рукоделию родного края;

- составлять симметричный узор для вышивки крестом;

- аккуратно работать со схемами;

- закрепить и отработать технику - вышивка крестом;

- повторить полученные знания из раздела - материаловедение.

Развивающая:

- развивать творческое воображение;

- эстетическое восприятие;

- наглядно - образное мышление;

- умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- продолжать развивать умение работать по образцу.

Воспитываюшая:

- развитие эстетического восприятия;

- воспитывать бережное отношение к ручному труду;

ЗУН: УДЗ:- последовательность анализа изготовления изделия;

-приемы работы с предметной инструкционной картой;

-порядок изготовления изделия.

УДУ:

- соблюдать правила безопасной работы;

- читать эскиз вышивки;

-уметь составить и перенести рисунок на ткань;

-правильно произносить слова: полотенце, полотнянка, рукотерка, рушник, божник, утерка, полотно, полотнянщица.


ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: демонстрационные образцы. Образец в деталях. Изображения на экране: презентация по теме. Таблица «правила работы». Предметная инструкционная карта, листочков клетку, ножницы.


ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: паста (красная и зеленая), ножницы, рушники (семейные), доклады



ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Орг. момент. Проверка готовности к занятию.


Глубокой старины приданье

Давно - давно минувших лет

Несет традиций нам сказанья

Как принимали в дом гостей.

Теперь же это все забылось,

Ушло корнями в старину.

И мы одни пока решились

Создать легенды красоту.

Ребята, знайте - буду рада

Свои секреты вам раскрыть:

Рушник и ль полотенце вышить

И как крестом и гладью шить.


- сценка


2. Повторение изученного материала:

- назовите главный атрибут сказки

-какие виды полотенец вы знаете?

3. Изучение нового материала

Свою особую роль полотенце играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенцем повязывали ему на шею и вкладывали край в правую руку, покрывали им гроб и опускали ими в могилу. В течении 40 дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные березки, обетные, придорожные и намогильные кресты.

Особая роль принадлежала свадебному рушнику. Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, «рукобитное»- жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак. Ими одаривала невеста женихову родню, и украшали свадебный «поезд»: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены». Жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест- накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты свидетелям.

Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными «благословенными» рушниками. На венчании молодые становятся у аналоя на «венчальный» белый рушник, а руки им перевязывают «союзным» рушником. После венчания родители встречают молодых караваем на свадебном «хлебосольном» рушнике.

Виды полотенец:

- Полотнянка

Прямая, простая ткань с основой или утком, в кружевах или ручной вышивкой.

- Божник

Вешался на икону, его длина была от 2.5 до 3.5 метров, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном углу». Божницы вышивались 2

видов- праздничные и будничные. Были также специальные божники в которые заворачивали Библию, т.к. ее никогда не брали без рушника. На

нем вышивались 2 конца, к которым пришивалось вязанное крючком кружево. Чаще всего вышивались на выбеленном полотне. Основными цветами вышивки были красный и черный. Мотивы брались со

старых рушников, которыми пользовалось старшее поколение.

- Утиральник

Кусок белой холщевой ткани для вытирания лица и рук после умывания, а также для вытирания после мытья в бане.

-Рукотерка

В отличие от полотенца, рукотерка была короткой (60*40 см.) и мало украшенной. Узкими красными полосками на концах ткани вышивались праздничные рукотерки для гостей. В будни, для вытирания рук, часто использовалась старая ткань, кусок выношенной рубахи или сарафана. Рукотерка висела возле рукомойника на специальном крючке или гвозде. Каждая хозяйка считала необходимым менять рукотерник через 1-2 дня. Чистоплотность считалась главным достоинством женщины-хозяйки дома.

- Рушник

Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Ширина рушника была36-40 см. в длину мог достигать 1.8- 3.5 метра.

4.АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ

Составление рисунка по нескольким предложенным примерным вариантам схем и рисункам.

-Назовите виды переплетений

- понятно, что ткань должна быть полотняного переплетения, где нити основы и утка одинаковой толщины, т.к. по ходу движения стежков мы должны постоянно считать выбираемые иглой нити. Нитка должна быть толстой. Если это мулине, то лучше хлобчатобумажное и брать его следует в 2 сложения, т.к. в стежке будут 12 нитей. Еще лучше ложится в набранный орнамент слабо скрученная шерстяная нить.


- Рисунки

Узоры русской народной вышивки, это молчаливые свидетели прошлого, на протяжении многих веков, а то и тысячелетий, сохраняли свои исконные черты и эта обрядовая роль заставляет нас с большим вниманием отнестись к их узорам, придающим этим вещам более глубокий смысл.

Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским уделом. Лет с8-9 крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие и уже с детства готовили себе приданое к свадьбе. Женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. Вышивать узорочье начинали, когда позади было прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней. Это время нетерпеливого ожидания прилета птиц, которые, как верили, приносили «тепло летушко», а с ним и новый урожай, бывший основой благополучия крестьянской семьи. И когда в пору грядущего воскресения природы, под лучами весеннего солнца, девушка или женщина шила по серебристой холстине огненно- красные узоры, она непременно верила в их благодатную силу.

В начале 19 века создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Но во второй половине прошлого- начале начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться. Вышивальщицы не всегда могли дать правильное понимание исполненных украс, зная лишь, что в них заключена сила добра, и передавали уже свое толкование древнего орнамента.

В изобилии встречались изображения растений, птиц, животных, людей. Узоры поражают разнообразием геометрического и растительного орнаментов. Одни из них отличаются крайней простотой формы, другие - наоборот, сложным построением. Но все вместе они образуют группу «родственных мотивов», восходящих к единым прототипам.

Большое количество вариантов вышивок, богатство и разнообразие мотивов орнамента и его композиционных решений дают бесценный материал для понимания путей развития славяно - русского орнамента.


Женское изображение - отождествляет мать - сыру землю, поклонение женскому божеству земли и плодородия.

Солнце богиня - дева, - «рожать», «творить», «оживлять». «лето родит, а не поле»,- говорили в народе. Чтобы изобразить наглядное движение солнца, вышивали полукругом 3 сияющих диска: солнце утреннее, дневное, вечернее.

Жаворонки, голуби - символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви.

Цветы - олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Пожелание молодоженам «процветания», здоровья, богатства, рождения детей.

Конь- птица. Славянское придание гласит, что солнце разъезжает по небу на подобных птицам крылатых конях. Конь с птицей часто изображались вместе.


Цвет

Белый - воспринимали как символ красоты.

Красный - символизирует огонь, зарю и солнце. Означал воскресение, оживление, начало жизни. В народе верили, что он обладает чудотворным действием.


5. ОБСУЖДЕНИЕ ВАРИАНТОВ заготовки прямоугольников для плетения: разметка, составление схемы и вырезание краев;

6. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ Т/б

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СБОРКА по примерной инструкционной карте.

- Индивидуальное консультирование тех, кто не смог составить рисунок.


8. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

- Определить и разложить полотенца и рушники по видам: утерка, рушник, божник, полотенце.


9.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТ. САМОАНАЛИЗ.

Уборка рабочего места.


10. ИГРА с полотенцами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Рушник, рукотерник, полотенце»

Автор: Останина Наталья Олеговна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138136


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства