ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: демонстрационные образцы. Образец в деталях. Изображения на экране: презентация по теме. Таблица «правила работы». Предметная инструкционная карта, листочков клетку, ножницы.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: паста (красная и зеленая), ножницы, рушники (семейные), доклады
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Орг. момент. Проверка готовности к занятию.
Глубокой старины приданье
Давно - давно минувших лет
Несет традиций нам сказанья
Как принимали в дом гостей.
Теперь же это все забылось,
Ушло корнями в старину.
И мы одни пока решились
Создать легенды красоту.
Ребята, знайте - буду рада
Свои секреты вам раскрыть:
Рушник и ль полотенце вышить
И как крестом и гладью шить.
- сценка
2. Повторение изученного материала:
- назовите главный атрибут сказки
-какие виды полотенец вы знаете?
3. Изучение нового материала
Свою особую роль полотенце играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенцем повязывали ему на шею и вкладывали край в правую руку, покрывали им гроб и опускали ими в могилу. В течении 40 дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные березки, обетные, придорожные и намогильные кресты.
Особая роль принадлежала свадебному рушнику. Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, «рукобитное»- жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак. Ими одаривала невеста женихову родню, и украшали свадебный «поезд»: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены». Жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест- накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты свидетелям.
Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными «благословенными» рушниками. На венчании молодые становятся у аналоя на «венчальный» белый рушник, а руки им перевязывают «союзным» рушником. После венчания родители встречают молодых караваем на свадебном «хлебосольном» рушнике.
Виды полотенец:
- Полотнянка
Прямая, простая ткань с основой или утком, в кружевах или ручной вышивкой.
- Божник
Вешался на икону, его длина была от 2.5 до 3.5 метров, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном углу». Божницы вышивались 2
видов- праздничные и будничные. Были также специальные божники в которые заворачивали Библию, т.к. ее никогда не брали без рушника. На
нем вышивались 2 конца, к которым пришивалось вязанное крючком кружево. Чаще всего вышивались на выбеленном полотне. Основными цветами вышивки были красный и черный. Мотивы брались со
старых рушников, которыми пользовалось старшее поколение.
- Утиральник
Кусок белой холщевой ткани для вытирания лица и рук после умывания, а также для вытирания после мытья в бане.
-Рукотерка
В отличие от полотенца, рукотерка была короткой (60*40 см.) и мало украшенной. Узкими красными полосками на концах ткани вышивались праздничные рукотерки для гостей. В будни, для вытирания рук, часто использовалась старая ткань, кусок выношенной рубахи или сарафана. Рукотерка висела возле рукомойника на специальном крючке или гвозде. Каждая хозяйка считала необходимым менять рукотерник через 1-2 дня. Чистоплотность считалась главным достоинством женщины-хозяйки дома.
- Рушник
Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Ширина рушника была36-40 см. в длину мог достигать 1.8- 3.5 метра.
4.АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ
Составление рисунка по нескольким предложенным примерным вариантам схем и рисункам.
-Назовите виды переплетений
- понятно, что ткань должна быть полотняного переплетения, где нити основы и утка одинаковой толщины, т.к. по ходу движения стежков мы должны постоянно считать выбираемые иглой нити. Нитка должна быть толстой. Если это мулине, то лучше хлобчатобумажное и брать его следует в 2 сложения, т.к. в стежке будут 12 нитей. Еще лучше ложится в набранный орнамент слабо скрученная шерстяная нить.
- Рисунки
Узоры русской народной вышивки, это молчаливые свидетели прошлого, на протяжении многих веков, а то и тысячелетий, сохраняли свои исконные черты и эта обрядовая роль заставляет нас с большим вниманием отнестись к их узорам, придающим этим вещам более глубокий смысл.
Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским уделом. Лет с8-9 крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие и уже с детства готовили себе приданое к свадьбе. Женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. Вышивать узорочье начинали, когда позади было прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней. Это время нетерпеливого ожидания прилета птиц, которые, как верили, приносили «тепло летушко», а с ним и новый урожай, бывший основой благополучия крестьянской семьи. И когда в пору грядущего воскресения природы, под лучами весеннего солнца, девушка или женщина шила по серебристой холстине огненно- красные узоры, она непременно верила в их благодатную силу.
В начале 19 века создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Но во второй половине прошлого- начале начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться. Вышивальщицы не всегда могли дать правильное понимание исполненных украс, зная лишь, что в них заключена сила добра, и передавали уже свое толкование древнего орнамента.
В изобилии встречались изображения растений, птиц, животных, людей. Узоры поражают разнообразием геометрического и растительного орнаментов. Одни из них отличаются крайней простотой формы, другие - наоборот, сложным построением. Но все вместе они образуют группу «родственных мотивов», восходящих к единым прототипам.
Большое количество вариантов вышивок, богатство и разнообразие мотивов орнамента и его композиционных решений дают бесценный материал для понимания путей развития славяно - русского орнамента.
Женское изображение - отождествляет мать - сыру землю, поклонение женскому божеству земли и плодородия.
Солнце – богиня - дева, - «рожать», «творить», «оживлять». «лето родит, а не поле»,- говорили в народе. Чтобы изобразить наглядное движение солнца, вышивали полукругом 3 сияющих диска: солнце утреннее, дневное, вечернее.
Жаворонки, голуби - символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви.
Цветы - олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Пожелание молодоженам «процветания», здоровья, богатства, рождения детей.
Конь- птица.Славянское придание гласит, что солнце разъезжает по небу на подобных птицам крылатых конях. Конь с птицей часто изображались вместе.
Цвет
Белый - воспринимали как символ красоты.
Красный - символизирует огонь, зарю и солнце. Означал воскресение, оживление, начало жизни. В народе верили, что он обладает чудотворным действием.
5. ОБСУЖДЕНИЕ ВАРИАНТОВ заготовки прямоугольников для плетения: разметка, составление схемы и вырезание краев;
6. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ Т/б
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СБОРКА по примерной инструкционной карте.
- Индивидуальное консультирование тех, кто не смог составить рисунок.
8. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
- Определить и разложить полотенца и рушники по видам: утерка, рушник, божник, полотенце.