«Рисование с натуры натюрморта. Беседа "Натюрморт в русской живописи". Средства художественной выразительности: пропорции, объем, форма, линия горизонта»
«Рисование с натуры натюрморта. Беседа "Натюрморт в русской живописи". Средства художественной выразительности: пропорции, объем, форма, линия горизонта»
Данный конспект урока предназначен для учпщихся 6 класса. Задачи урока: повторить знания учащихся видов изобразительного искусства и жанров живописи; расширить знания учащихся о натюрморте; познакомить с галереей натюрмортов русских живописцев, дать учащимся понятия - средства художественной выразительности: пропорции, объем, форма, линия горизонта; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, пропорции и формы предметов; воспитывать чувство красоты окружающего мира; любовь к Родине, в том числе и малой Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Рисование с натуры натюрморта. Беседа "Натюрморт в русской живописи". Средства художественной выразительности: пропорции, объем, форма, линия горизонта» »
Конспект урока в 6 классе по теме «Рисование с натуры натюрморта: блюдо, чайник, яблоко на мелкой тарелке. Беседа "Натюрморт в русской живописи". Средства художественной выразительности: пропорции, объем, форма, линия горизонта»
Задачи урока: образовательные – повторить знания учащихся видов изобразительного искусства и жанров живописи; расширить знания учащихся о натюрморте; дать учащимся понятия - средства художественной выразительности: пропорции, объем, форма, линия горизонта; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, пропорции и формы предметов;
развивающие - развитие образного и пространственного мышления; восприятия произведений натюрморта, с его многообразием форм изображения мира вещей в истории искусств;
воспитательные - воспитывать чувство красоты окружающего мира; любовь к Родине, в том числе и малой Родины.
Оборудование к уроку для учителя: компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, словарик, подборка книг по изобразительному искусству, предметы натурной постановки натюрморта.
Для учащихся: альбом, простой карандаш.
Используемая литература:
Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство в 3 классе», 1985 г.;
С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство. Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина», 2004 г.;
Н. Платонова энциклопедия «Искусство», Москва, 2003 г.;
А. Новгородова энциклопедия для детей «100 русских художников», Москва,2002 г.;
Н. Ермильченко энциклопедия для детей «Знаменитые полотна русских живописцев», Москва, 2005 г.;
3. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
Тема урока «Натюрморт в русской живописи. Рисование с натуры натюрморта». Перед нами стоят несколько задач урока:
расширить свои представления о натюрморте;
познакомиться с галереей натюрмортов русских живописцев;
узнать о средствах художественной выразительности при создании натюрморта (пропорции, объем, форма, линия горизонта);
выполнить самостоятельно натюрморт из трех предметов в карандаше.
II. Повторение пройденного материала.
Сначала давайте вспомним, к какому виду изобразительного искусства относится натюрморт? (к живописи).
Совершенно верно. А какие еще жанры живописи вы помните? (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр, батальный жанр, анималистический жанр).
Хорошо.
Помимо живописи, какие еще существуют виды изобразительного искусства? (Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
Молодцы.
III. Изучение нового материала.
Итак, поговорим о натюрморте.
Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни.
Изображение неодушевленных предметов, вещей окружающих человека, предметы быта, цветы, плоды – называется натюрмортом (натюрморт от франц. nature morte — буквально «мертвая природа»).
«Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией
тех вещей, оригиналами которых не любуешься»
Так размышлял великий физик Паскаль, образно выражая почтительное недоумение человечества перед тайной искусства. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта.
Как жанр, натюрморт сформировался в XVII веке в искусстве Голландии и Испании. Обычно различают два типа натюрмортов. Один исходит от традиции голландского натюрморта, где вещи говорят не только о себе, но и своем хозяине.
Ж.Б. Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств», 1766 г.;
«Натюрморт с атрибутами искусств» был написан художником по заказу российской императрицы Екатерины II. Мастер колорита Шарден создает полотно в красно коричневых тонах, рельефно выписывая предметы. Трудно точно определить, в чем конкретно кроется очарование, оно разлито повсюду. На переднем плане мы видим орденский крест Святого Михаила, как символ труда художника, отмеченного людьми.
Петр Петрович Кончаловский «Сухие краски», 1913 г. – русский художник создал свыше пяти тысяч произведений (картин, портретов, натюрмортов, рисунков). Любовь к натуре во всем многообразии ее форм и красок отражена в натюрмортах Кончаловского.
Другой тип натюрморта предлагает нам полюбоваться вещами, их красотой, формой, цветом цветов и плодов. Композиция таких картин строго продумана, они нарядны и декоративны. (В. Ярцов. Натюрморт. Ягоды и фрукты)
А какие художники писавшие натюрморты известны Вам?
Хорошо. В творчестве талантливого русского художника Ивана Фомича Хруцкого преобладает жанр натюрморта. В центре внимания художника чаще всего оказывались пышные букеты, овощи, фрукты в окружении подсвечников, ваз, кувшинов. Художник внимателен в деталях, он точно передает оттенки нежного винограда, шершавую кожицу персиков, световые блики на кувшине.
Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины (Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 г.; Б.М. Кустодиев «Извозчики», 1920 г.) или составной частью портрета (З.Е Серебрякова, групповой портрет «За обедом»).
Нам необходимо с вами создать натюрморт. Создание натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура.
Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.
Композиция должна выглядеть естественной. Рассмотрим примеры композиционного расположения предметов натюрморта:
Рассмотрим примеры компоновки предметов натюрморта на месте. Найдите неверное изображение предметов натюрморта.
Не менее важным является расположение предметов натюрморта по отношению к линии горизонта. Рассмотрите и определите, какие предметы находятся выше, а какие ниже линии горизонта и почему.
Вывод. При составлении композиции натюрморта необходимо помнить основные правила:
Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.
В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.
IV. Закрепление новых знаний (практическая работа).
Постановка задачи этапа.
Сегодня на уроке мы с вами должны нарисовать натюрморт, состоящий из трех предметов в карандаше, а в цвете вы выполните рисунок на следующем уроке.
Подготовительная работа.
Перед Вами представлен натюрморт, состоящих из трех предметов.
Все предметы постановки натюрморта имеют разную форму, цвет.
1 этап. Анализ. Давайте проведем анализ пространственного положения предметов.
Какой предмет в натюрморте стоит ближе всего к нам?
Какой предмет в натюрморте стоит дальше? Как вы это определили?
Какой предмет в натюрморте самый высокий? Какой предмет самый низкий? Что можно сказать о ширине или длине предметов в натюрморте? Проанализируйте пропорции предметов данной композиции.
2 этап. Линейно-конструктивное построение формы предметов с учетом перспективных сокращений. Конкретизация формы. Разбор и прорисовка деталей.
(Форма кувшина, объяснение и показ на доске)
Теперь вы можете приступить к работе. Необходимо помнить, что предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, замечаем все подробности и детали. Предметы, не попадающие в центр поля зрения, воспринимаются менее четкими. Этот закон зрительного восприятия следует учитывать в процессе выполнения ваших рисунков.
3. Самостоятельная работа учащихся.
( Уч-ся выполняют работу, я им помогаю)
Во время самостоятельной работы учащихся обращаю их внимание на правильную последовательность рисования — от общего к деталям; на роль вспомогательных, тонких линий для определения пропорций предметов по высоте, ширине; на значение вертикальной осевой линии при построении предмета быта симметричной формы (в данном задании — кувшинчик). Напоминаю учащимся о необходимости сравнить свой рисунок с предметами натурной постановки.
V. Итог урока.
Анализ работ учащихся.
Рефлексия.
Я предлагаю Вам проанализировать свою работу на уроке, и поставить соответствующую отметку на карточке самоанализа лежащей на Вашем столе.
(Учащиеся отмечают уровень выполненной работы на карточках и объясняют свой выбор.)