kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия с использованием технологии интеллект – карт. «Урок овощи и фрукты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с помощью рисунка новой технологии интеллект-карт. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия с использованием технологии интеллект – карт. «Урок овощи и фрукты»»













Автор: Задоенко Дарья Валерьевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДОД

Методическая разработка занятия по изобразительному искусству

для обучающихся 10-12 лет центра дополнительного образования детей 1 года обучения изо студии «Клякса»


Технология интеллект - карт

Майнд - менеджмент



Как успешно справляться с потоком поступающей информации? Как тратить на обработку, анализ и принятие решения по полученной информации минимум времени и сил? Как превратить умение быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию (и принимать на ее основе правильные решения) в свое главное конкурентное преимущество в век агрессивно атакующей нас со всех сторон информации?

Ответ на этот вопрос дают современные технологии майнд-менеджмента, которые начали набирать популярность в современном мире в 70-е годы XX века.



История появления интеллект-карт

Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.

Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания своего метода интеллект-карт.

Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!»1

Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.

Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для их построения в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и решения бизнес-задач. Творческие способности людей, применявших этот метод, стали раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их результативность. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь — и в России.



Правила построения интеллект-карт

Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью... самой интеллект-карты .









Прокомментируем представленные правила более подробно.


1. Главное!

1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.

1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.


2. Центральный образ

Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.


3. Оформляйте!

Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Вы можете придумать свои обозначения или воспользоваться нижеприведенной трактовкой автора.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.

Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Связи главного топика показывайте с помощью линии, утолщая ее у основания и постепенно сужая у подчиненного топика.

Если топики из соседних веток связаны друг с другом, соединяйте их стрелками.

Используйте группировку для обозначения односмысловых групп.

Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.



Разработка занятия с использованием технологии интеллект – карт.

«Урок овощи и фрукты»


Данная разработка рассчитана на два занятия по 45 минут.

Для детей в возрасте10-12 лет.

Реализовывывает: педагог.

Технические средства: Компьютер, ватман , бумага А2,карандаши,краски,маркеры, текстовыделители, фломастеры.


Цель : Познакомить детей с помощью рисунка новой технологии интеллект-карт.

Задачи:

1.Научить составлять интеллект- карту

2. Научить групповой работе : коллективное творчество, мозговой штурм.

3. Стремиться воспитать дисциплинированности.

4. Способствовать развитию памяти обучающихся.

5. Сформировать цель задания, с помощью анализа выявить свойства основного и распределить на вспомогательные.


План урока


1.Организационный момент

1.1 Проверка готовности группы к уроку

2. Объяснение нового учебного материала

2.1. Вступительная беседа

2.2 Показ иллюстраций .

2.3 Объявление темы урока

3. Практическая работа учащихся

4. Итог урока


1.Организационный момент

1.1 Проверка готовности группы к уроку

2. Объяснение нового учебного материала

2.1. Вступительная беседа

Сегодня я хочу познакомить вас с одной достаточно интересной и эффективной технологией –интеллект-карт. 
“Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. 
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации и наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. 
При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). 

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.






2.2 Показ иллюстраций на заданную тему.





2.3 Объявление темы урока

Наша задача сделать такую интеллект карту. Мы возьмем за основную тему овощи или фрукты.

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, ФРУКТЫ).

Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы (например: бананы, апельсины, ананас, яблоки, вишня).

Каждая ветвь рисуется определенным фруктом или овощем и подписывается. Для того чтобы нарисовать и назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. (например: БАНАН).

На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова. Например Банан: желтый, калий, энергия, Африка, Карибское море. Ананас: тропический, колучий, сочный, коктель.

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста. 
Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами . Различными стрелочками показываются связи между различными идеями. 


3. Практическая работа учащихся

Итак, как вы уже поняли сегодня тема нашего занятия это фрукты и овощи. Это и будет являться вашей целью.

Сейчас мы разделимся на 4 группы, каждая группа возьмет один лист бумаги размером А2,и все что посчитает нужным для рисования нашей с вами карты. Краски, фломастеры, карандаши, маркеры, текстовыделители. Группа выбирает одну цель или ФРУКТЫ или ОВОЩИ и уже развивает ее как ранее я вам объясняла

Итак, работа в группах. 

Итог урока.

Давайте, посмотрим, что у нас с вами получилось. По одному  представителю от каждой группы с листочком, на котором вы  работали, выходите в центр, перед зрителями. 
Итак, вот такая интеллект-карта у нас с вами получилась. 
А теперь, посмотрите, работы детей по группам и результат их работы в группах. 
Ещё хочу добавить, что интеллект-карты можно использовать  на всех уроках и на любом этапе урока. 

Спасибо всем за урок.

До свидания!














Заключение.


Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия. 
Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость. 
Рисование интеллект-карт - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. 


От других методов интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства: 
• Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом. 
• Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. 
• Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. 
• Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. 
• Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. 
• Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. 
Главное достоинство метода - его универсальность, и то, что методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
























Использованная литература:


1. Бьюзен Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М. : Росмэн, 2007.

2. Бьюзен Тони. Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М. : Росмэн, 2007.Гальскова Н. Д.

3. Современная методика обучения ИЯ [Текст] / Н. Д. Гальскова. — М. : Аркти-Гласа, 2000.

4. Шареев И. Г. Интеллект-карты [Текст] / И. Г. Ша- реев // Физика : метод. газ. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. — 2011

5. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников [Текст] / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и по- сле. — 2012г.


Интернет ссылки:


1. http://ppt4web.ru/tenologija/szdanie-intellektkart.html

2. http://festival.1september.ru/articles/602963/










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка занятия с использованием технологии интеллект – карт. «Урок овощи и фрукты»

Автор: Задоенко Дарья Валерьевна

Дата: 19.06.2016

Номер свидетельства: 335337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Разработка занятия с использованием технологии интеллект – карт. «Урок овощи и фрукты»"
    ["seo_title"] => string(82) "razrabotkazaniatiiasispolzovaniiemtiekhnologhiiintielliektkarturokovoshchiifrukty1"
    ["file_id"] => string(6) "335338"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466367023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства