kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по рисунку "Портрет - зеркало души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХПИ урока - идея личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская). Цель данного урока: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и  внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка,   обучению и полноценного развития личности.

Цель урока – Создать условия для:

- поиска способов  материализации замысла в практической работе. Направить детей на поиск наиболее выразительных средств (материал, техника) для создания художественного образа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по рисунку "Портрет - зеркало души"»

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»



Методическая разработка открытого урока

«Портрет – зеркало души»

3 класс

Выполнила: Сорокина Ю.В.


















2012г.

г. Шемонаиха


Урок рисунка «Портрет – зеркало души»

3 класс


ХПИ урока - идея личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская). Цель данного урока: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка, обучению и полноценного развития личности.


Цель урока – Создать условия для:

- поиска способов материализации замысла в практической работе. Направить детей на поиск наиболее выразительных средств (материал, техника) для создания художественного образа.

Задачи:

Организация художественно-эстетической деятельности учащихся:

  1. Учебные:

Стимулировать творческую и поисковую работу. Создать условия для закрепления и формирования знаний и умений учащихся в течение урока.

2. Развивающие:

Способствовать развитию творческих способностей, умений анализировать и синтезировать объект или форму; любознательности, воображения, памяти, через объединение знаний и умений работать в определенной технике (сухая кисть).

  1. Воспитывающие:

Создать условия для развития эмоций и интеллекта, расширения кругозора, в процессе ознакомления и повторения изученных тем.

Дальнейшее изучение выразительных возможностей изобразительного языка пластических искусств.




Методы обучения: Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Форма обучения: Фронтальная, индивидуально-коллективная.

Тип урока: Урок проблемный - обобщающего повторения по темам «портрет, его виды, история возникновения как жанра».


Оборудование для учителя: презентация, бумага и сангина, наглядные пособия (рисунки графики).

Оборудование для учащихся: бумага разных форматов, соус, уголь, сангина, ластик




Этапы урока. Цель.

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Предполагаемые результаты

1











Вход в класс

Настрой учащихся на позитивное отношение к уроку.








Учитель: Приветствие учащихся:

- Здравствуйте, мои дорогие ученики. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь, довольны, проделанной творческой работой на уроке. Желаю вам бурной фантазии, мастерства и успехов.


Дети: входят в класс, приветствуют учителя. Присаживаются на места










Возникновение интереса, подготовка к восприятию урока









2.


















Возникновение проблемной ситуации

















Учитель: Тема сегодняшнего урока «Портрет – зеркало души». Сегодня мы с вами посмотрим презентацию по теме «портрет», вспомним изученный материал на уроках изобразительного искусства. Изучем новую технику работы сухой кистью. Я покажу вам, как я работаю новым художественным материалом – углем, сангиной и пастелью и вы самостоятельно создадите портрет построенный вами на прошлом занятии, применяя новые выразительные средства.


Дети: Восприятие детьми целей и задач урока.

















Дети выходят на идею урока - познать себя, самоопределиться и самореализоваться.















3












Поиск новой информации












Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим презентацию, а вы постарайтесь найти ответы на вопросы:

  1. Что такое портрет.

  2. Виды портрета.

  3. Предназначение портрета

Показываю презентацию по теме «портрет». В ходе показа делаю комментарии.


Дети: Восприятие детьми информации.













Учащиеся осмысливают новый материал. Ищут и находят ответы на поставленные вопросы, добывают новые знания, опираясь на уже известные. Обучение проходит в разумной форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний.


4




































Восстановление имеющихся знаний




































Учитель:

Прежде чем мы с вами обсудим полученную информацию, давайте вспомним, какие виды и жанры искусства вы знаете?

Вопросы:

  1. Изображение художником человека это…

  2. Виды портрета…














  1. Где зародился портрет

  2. Самый известный портрет

  3. Какие материалы относятся к сухой живописи

  4. Техника сухая кисть это









Есть ли вопросы по данной теме?



Дети: по желанию включаются в диалог.

Свободное высказывание детей.




-портрет


  • Автопортрет

  • Портрет – картина, жанровый портрет

  • Парадный портрет

  • Камерный (психологический портрет)

  • Семейный портрет

  • Исторический портрет

- Египет

- Леонардо да Винчи «Джоконда»

- пастель, соус, сангина


- технический прием, граничащий с живописью и графикой, работа жесткими кистями, слабо насыщенными оттенками красок (черный, серый, коричневый)


Дети:


Свободное высказывание детей

Дети анализируют увиденный материал.


Дети находятся в ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических знаний.






















Дети задают вопросы учителю, товарищам, выясняют непонятное, углубляются с их помощью в процесс познания, рецензируют ответы товарищей, вносят коррективы, делятся своими знаниями с другими.




5













Просмотр видео материала….












Учитель: Сейчас вы просмотрите мастер класс работы художника в технике сухая кисть

Задание:

Внимательно просмотрите как художник работает в данной технике, и определите. Какие выразительные средства, и художественные материалы использовали художник в своем творчестве?

Показ видео

Вам нравятся эти работы?


Дети: Свободное высказывание, рассуждения детей.


Дети самостоятельно определяют жанр. Анализируют технику исполнения. Определяют художественные материалы графики.






Высказывают свое мнение.

Дети знакомятся с техникой сухая кисть виртуально.


6.




















7.
































8.














9.

























10.



Самостоятельная работа

25 мин.


















Формулировка и задание для самостоятельной работы.





























Анализ работ

2 мин.













Подведение итогов
























Выход из класса

Учитель: А теперь я покажу вам на доске, как я буду работать новым материалом – углем, создавая художественный образ

Делаю набросок, и затем прорабатываю детально. Использую карандаш-уголь, мелок – уголь, при этом работаю как линией, так и плоскостью уголька, Размазываю пальцами, придавая тон бумаге, использую штрих, пятно, контур). На завершающем этапе подчеркиваю освещенность белым мелом, также для осветления работаю ластиком.


Учитель: Вот таким образом я воплотила свой художественный замысел и вы сейчас попробуете реализовать свой творческий потенциал.

И приступайте к творческой работе, к созданию своего шедевра. А я для вас включу музыку, чтобы создать ритм, и вы смогли спеть на листе бумаге.

(играет музыка для релаксации)


Учитель:

В ходе практической деятельности, работаю с детьми индивидуально.

Учитывая индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности.











Учитель: Выключаю музыку.

- И так, друзья, давайте, организуем выставку нашего творчества (вывешиваем работы на доску). Чья работа вам нравится больше всего?

Почему?








Учитель: Мы оформили небольшую выставку работ, и у нас получилась небольшая художественная галерея.


Учитель: А теперь скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке.

- Чем они вам понравились?

- Какой новый художественный материал мы использовали в творчестве?

- Понравилось ли «творить» в новом материале?

- Будите ли вы использовать полученные знания и умения с этого урока в дальнейшем?

- Что произвело на уроке наибольшее впечатление.

- Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?

- За всю вашу фантазию, за ваше богатое воображение благодарю!


Всего вам доброго!

Дети: наблюдают за техникой исполнения.


















Дети: самостоятельно додумываются, как действовать дальше, находят оригинальные творческие решения практического задания.

Учащиеся развивают навыки рисования углем по памяти и представлению, Научаются правильно передавать формы, пропорции и тон изображений.

Дети: самостоятельно осваивают новую технику исполнения углем, путемпроб и ощибок. Самостоятельно определяют, какой художественный образ будут воплощать



Дети: Ребята продемонстрируют свои работы. Говорят свое мнение.










Дети: Выводы делались отдельными учениками, затем выбрали наиболее правильный ответ.


Переживание учащимися субъективного открытия

(“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон…”);











Познавательная потребность активизируется при неполном знании о предмете или явлении, но достаточным для того, чтобы восстановить его до целостного образа. Интеллектуальные возможности и творческие способности ребёнка при этом активно развиваются.





































Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности.





Заключительный этап - подведение итогов работы: выводится и формулируется результат решения, анализируются действия с помощью которых ученики добились разрешения задачи.















































Самонализ урока «Портрет – зеркало души»


“Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - тот истинно велик!”

(Пьер Гренгор )


Я выбрала и разработала этот урок, как урок повторение и закрепление. Основанием такого выбора послужило: пройденные уроки по изучению видов изобразительного искусства, конкретно изучение портрета и новой техники сухая кисть.

Содержание программы представляет собой блок под названием «Изобразительние человека». В течение трех лет школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный язык, жанры.

Этот урок непосредственно связан с программным обеспечением, является дополнительным материалом к пройденным темам. Разработка этого урока связана с материалами предыдущих занятий, опирается на них.

Знания и умения полученные на этом уроке, учащиеся смогут применять в дальнейшей творческой деятельности.

Специфика этого урока видится в нестандартности его проведения (мастер-класс), его предназначение, показать ребятам возможности использования разных художественных средств, в поиске творческого замысла.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Формы данного типа урока:

повторительно-обобщающий урок; урок-совершенствование; урок-анализ

Структура урока строится на сочетании этапов

этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.


Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.


Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы, такие как портрет.


Задачи:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.


воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.


развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности: анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.


В проведении этого урока, я ставила задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Разный возраст учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. На этом уроке восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

Форму занятия я выбрала не случайно, так как, за короткий

отрезок времени на этом уроке совершился полноценный завершенный цикл

педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала по отдельной теме «портрет». Урок построила с таким расчетом, чтобы у детей были задействованы все каналы восприятия: визуальный, слуховой, тактильный. Урок проходит в едином сюжете, переходит от одного этапа урока к другому.


Особенности детей в классе, которые были учтены при подготовке к уроку.

В классе 7 учеников, в классе присутствует благоприятный психологический климат, царит атмосфера доброжелательности. Ребята уверены в себе, открыты, терпимы к чужому мнению. Межличностные отношения в классном коллективе хорошие.

Они увлекаются рисованием, при этом используя полученные знания, умения, навыки не только на уроках, но и в разнообразных конкурсах, проводимых в школе.

Данный тип урока предполагает следующие этапы.

Планируя этапы урока, мною были определены дидактические задачи и спрогнозированы результаты каждого этапа.

1. Организационный этап.

На данном этапе была проведена подготовка учащихся к уроку.

2. Сообщение темы. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности

На этом этапе была проведена минутка ориентации учащихся.

3.Повторение -2 мин.

На данном этапе повторение пройденного материала. На данном этапе использовался словесный метод, прием беседы.

  1. Новый материал (презентация)

На этом этапе была организована работа учащихся с просмотром учебно-познавательным ресурсом. В ходе просмотра, поэтапно демонстрируется новый материал.

  1. Показ работы художественным материалом с использованием художественного средства

На этом этапе мастер-класс с комментариями

  1. Обобщение и систематизация знаний

На этом этапе вместе с детьми систематизируем полученные данные, делаем выводы. Мобилизация учащихся на осмысление своих действий, поиск замысла.

  1. Практическая работа

На данном этапе учащиеся работают самостоятельно, (делятся на группы), находя композицию, тему, жанр, воплощают свой замысел

  1. Подведение итогов

Дидактической задачей данного этапа являлось обеспечение понимания цели, содержания и способов подведения итогов. Провести анализ, и самоанализ.

9. Рефлексия

Главной задачей данного этапа являлось оставить хорошее впечатление от урока.

Выполняя на уроке все эти этапы, учащиеся расширяли кругозор, используя материал из разных источников информации, работая по группам, всем классом или индивидуально, а так же получали возможность с различными интересами и способностями выбрать нужный мотив, сюжет, композицию и наконец, активизировали познавательную деятельность, получая как можно больше информации за меньшее время.

Поставленные цели и задачи на данном уроке были решены. Результаты урока видны в творчестве учащихся. Быстрый темп работы, и смену действий по этапам, выбрала не случайно, чтобы избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, хорошего самочувствия. Урок детям понравился.

Я сама разрабатываю наглядные пособия и конкретно к данному уроку, так же разрабатываю презенции.

Я использую ИКТ в своей школе для того, чтобы детям было интересно учиться, чтобы лучше учить детей.

Увлекаюсь освоением компьютера, использование интернета в работе.


Мои цели: сделать всё зависящее от меня, чтобы ребёнок с желанием ходил в школу, чтобы понял, что учиться – это интересно, а чтобы успешно учиться, надо много трудиться.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка урока по рисунку "Портрет - зеркало души"

Автор: Сорокина Юлия Валерьевна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325787


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства