• использовать в макете объёмные геометрические фигуры, фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности; • использовать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции; • овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов при помощи линий; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности | Познавательные: • выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций; • анализировать композицию объёмов; • сознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки; понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Регулятивные: • планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей) | • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели); • понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели; выбирать свой образ и отвечать за свой выбор; • способность идти на уступки в различных учебных ситуациях; • осознавать целостность мира и разнообразие взглядов; • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности |
I. Органи-зацион-ный момент | Определение цели урока, проблемы деятельности | - Перед вами фотография, на которой вы видите здания, объединённые в единый комплекс. Выполните быстрый чертёж (от руки) этого комплекса (вид сверху). А теперь подберите из объёмов, которые вы принесли, необходимые формы и расставьте их на плоскости, которые вы изобразили. Вот и вырос комплекс, который вы видите на фотографии. Мы с вами совершили работу «наоборот». Кто-то придумал композицию комплекса, а мы скопировали её в технике макета. Я думаю, вам будет гораздо интереснее самим придумать и организовать пространство, расположить объёмы и представить себе, как всё это может стать реальным архитектурным комплексом для комфортного и радующего глаз места проживания человека | Слушают учителя. Выполняют чертёж. Определяют проблему | Фронталь-ная | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; осознают целостность мира и многообразие взглядов | |
II. Изу-чение нового материала | Объяснительно-иллюстратив-ный | - Архитектурная композиция (творение, сочинение) это система создания проекта и самого объекта архитектуры. Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания. Архитектурно-художественная композиция «Сибирские просторы». Презентация «Композиционная организация пространства». (Слайд 2.) Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира. Архитектурный шедевр известного архитектора Антонио Гауди. (Слайд 3.) Основным назначением архитектуры всегда являлось создание необходимой для существования человека жизненной среды, характер и комфортабельность которой определялись уровнем развития общества, его культурой, достижениями науки и техники. Эта жизненная среда, называемая архитектурой, воплощается в зданиях, имеющих внутреннее пространство, комплексах зданий и сооружений, организующих наружное пространство - улицы, площади и города. Площадь Пикадили. (Слайд 4.) Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры. Улицы города Клецка. Площадь Маяковского. (Слайд 5.) Важнейшее композиционное средство - пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Рассмотрим: • пропорции в архитектуре античного храма; • пропорции японской пагоды Якушиджи; • пропорции собора Василия Блаженного. (Слайды 6-7. - Организуя пространство, архитектор, прежде всего, смотрит на него не только сверху, но и с точки зрения человека, идущего среди построек. Композиция воспринимается с разных точек зрения и может быть фронтальной, объёмной и глубинной. Макеты композиций из объёмных геометрических фигур: • фронтальная композиция; • объемная композиция; • глубинно-пространственная. (Слайд 8.) Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах - ширине и высоте. Собор Святого Петра в Ватикане. (Слайд 9.) Объемная композиция рассчитана на видимость с различных сторон и воспринимается при движении вокруг нес. Компактный дом на отдельном участке пример объемной композиции, состоящей из элементов, развитых по всем трем координатам (ширине, высоте, глубине). Выявление трехмерности композиции основная задача проектирования. Храм богини Весты в Греции. (Слайд 10.) Глубинно-пространственная композиция обладает формами, создающими зрительную глубину. Глубинная композиция может быть образована с помощью следующих видов пространств: • закрытого со всех сторон и сверху (интерьер); • ограниченного с одной или нескольких сторон (экстерьер). Крепость Монжуика, Европа. (Слайд 11.) Фортификационное сооружение на горе Монжуик, в черте города Барселона. Первоначально на этом месте находилась сторожевая башня. Определите, к какому типу композиций можно отнести это сооружение | Слушают учителя. Знакомятся с архитектурными композициями. Смотрят презентацию, анализируют памятники архитектуры. Смотрят презентацию, анализируют виды композиций. Смотрят презентацию, анализируют памятники архитектуры. Смотрят презентацию, анализируют, отвечают на вопросы | Фронталь-на: | Познавательные: анализируют композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Регулятивные: определяют проблему будущей практической деятельности. Коммуникативные: понимают материал, изложенный в тексте; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; строят понятные для собеседника высказывания. Личностные: развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия в области архитектуры; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в процессе образовательной. творческой деятельности | |
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность | Частично-поисковый | - Мы приступаем к практической работе. Создайте объёмно-пространственный макет, в котором необходимо продумать и показать взаимосвязь объектов. В практической деятельности используйте объёмные геометрические фигуры, фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. Посмотрите примеры макетов из бумаги. Презентация «Композиционная организация пространства». (Слайды 12-15.) Выполнение заданий: с. 57 учебника | Готовят рабочее место. Знакомятся с композициями, выполненными из бумаги. Самостоятельно создают композицию | Индиви-дуальная | Познавательные: овладевают способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов, используют вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Коммуникативные: самостоятельно определяют цель, задают вопросы, вырабатывают решение | |