1.Организационный момент (1 минута) Мотивация (подведение к теме урока). (2 мин.) | Учитель: -Здравствуйте ребята. Давайте с помощью загадки узнаем, с чем связана тема сегодняшнего урока. Слушайте внимательно и попытайтесь отгадать. На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. Дети: Предполагаемый ответ учащихся (Буквы) Учитель: - Из букв мы составляем слова, из слов предложения и с их помощью общаемся, учимся, развиваемся и передаем свои знания. Кто скажет, что является самым главным источником знаний? Дети: Предполагаемый ответ учащихся (Книга) Учитель: -А всегда ли они выглядели и писались так, как сейчас? Как вы думаете? (ответы учащихся) Учитель: -Давайте отправимся в интересное путешествие в далекое прошлое и глубже изучим древние письмена. А рассмотрим мы их не с точки зрения писателя или историка, а как…? Дети: Предполагаемый ответ учащихся (как художники) | Отгадывают загадку, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: Слушают, извлекая нужную информацию. Осознают учебно-познавательную задачу, отгадывают загадку. Коммуникативные: Отвечают на поставленные вопросы. |
2.Определение темы урока и постановка учебной задачи (5 минуты) | Учитель: - Художник всегда внимателен к деталям. И я хочу проверить вашу внимательность. Уверена, вы все читаете различные сказки и пользуйтесь книгами из библиотеки. Можете ли вы вспомнить книги, в которых заглавная буква в начале рассказа была необычной? (ответы учащихся) Учитель: Ребята! А многим из вас было интересно, почему эта буква так важна, что ее выделяет из всего текста. Дети: Предполагаемый ответ учащихся (Да) Для того чтобы это узнать мы и вернемся с вами в прошлое, когда каждая книга была бесценным источником знаний. И только избранные могли удостоиться чести написать книгу или прочитать ее. Писали их не как сейчас на компьютере, а выводили каждую букву в ручную. Такие книги называют рукописными. Самым главным украшением этих книг были красивые заглавные буквы – буквицы. История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности. Буквица являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Буквицы часто выполняли красной краской (киноварью), отсюда и название "красная строка". Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. Книжник не просто украшал букву орнаментом, он прежде всего передавал и украшал мысль. Конечно, с развитием письменности изменялся и вид оформления буквицы. Сегодня на уроке мы изучим, какие характерные элементы использовали в древности в стилизации буквицы. | Внимательно слушают преподавателя Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт и наблюдательность. | Личностные: Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Выполняют учебно-познавательные действия в устной форме, делают выводы. Самостоятельно выделяют и формулируют тему урока. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. Коммуникативные: Высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3.Презентация «Буквица - как искусство» (5 минут) | Предлагаю вам посмотреть подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Так, например, древнерусский (старовизантийский) стиль оформления буквицы. Буквицы этого стиля построены на сочетании простейших геометрических мотивов (полукругов, кружков, ромбиков) с мотивами растительного царства (ветки, листья, стебли, цветы). В зверином стиле использовались изображения животных или птиц. Буквы украшались звериными головами , изображением двугорбого верблюда, медведей, кошки, собаки, волка, фазана или ястреба и т.д. Буквицы плетеного стиля как бы стянуты в разных частях узлами, переплетаясь друг с другом. В европейских книгах Средневековья буквицы были строго выполнены по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями. Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги. Давайте вспомним, какие мы стили изучили? Дети: Предполагаемый ответ учащихся (древнерусский, звериный, плетеный) Учитель: -С каждым годом буквицы становились все разнообразней. И у каждого художника был свой авторский стиль буквицы. Буква В немецкого художника XVIII века. В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы. А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж! Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные. Буквица Д. Автор Александр Сичкарь. Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова. Позднее стилизация буквицы дошла, конечно, и до Казахстана. Предлагаю вам рассмотреть несколько Казахстанских изданий, которые лежат на ваших столах. В них мы можем увидеть, что и сегодня в современных книгах можно встретить буквицу. В основном она применятся в сказках. Я думаю, вы узнали много всего нового и полезного и сможете сами определить нашу задачу на сегодняшний урок? Дети: Предполагаемый ответ учащихся (Украсить буквицу) Учитель: - Сегодня на уроке будете авторами своей неповторимой буквицы. Как вы могли заметить буквицы могли быть как черно-белыми, так и цветными. И материалы для них использовались разные. Как вы думаете какие, материалы мы можем использовать для изображения и украшения нашей буквицы? (ответы учащихся) | Внимательно смотрят презентацию, воспринимают новую информацию. Изучают наглядный пример в книгах Отвечают на вопросы. Изучают авторские буквицы | Личностные: Желают приобрести новые знания, умения. Познавательные: Извлекают нужную информацию, представленную в наглядной форме (ИКТ) Регулятивные: Принимают учебную задачу, планируют необходимые действия. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. |
4.Практическое задание «Буквица» (20 минут) 5.Упражнение (2 минуты) | Учитель: - Сегодня на нашем уроке мы применим фломастеры и стразы для украшения. Буквица, прежде всего частичка целого рассказа и заглавная буква первого слова в предложении. У вас на столах лежать листы бумаги. Давайте перевернем их, и у каждого из вас будет свое слово. Прочитайте их по очереди и скажите, чего не хватает в слове? Дети: Предполагаемый ответ учащихся( Первой буквы) Учитель: - А что еще общее у этих слов, кроме пропущенной буквы? Дети: Предполагаемый ответ учащихся (Добрые слова, хорошие качества) Примеры: Аккуратный, вежливый, гостеприимный, дружелюбный, жизнерадостный, любознательный, мечтательный, общительный, терпеливый, храбрый. Учитель: - Вы очень наблюдательны! А результатом нашей с вами работы будет книга- «Доброе слово», в которой мы соберем все ваши слова. А теперь найдите на парте шаблон буквы для вашего слова, и правильно размещая на листе, обведите его. Пока вы обводите, давайте, не отрываясь от работы, обсудим слова, которые вам достались. Как вы думаете, вы обладаете всеми теми качествами, которые перечислили? Дети: Предполагаемый ответ учащихся Учитель: - Давайте это проверим. У каждого из вас на столах лежит незаконченное предложение. Прочитайте и закончите его, обращаясь к своему соседу по парте. Мне нравится в тебе... Мне нравится, что ты... Я одобряю тебя зато... Я желаю тебе... Меня радует, что ты... Оставайся таким же… Учитель: Следующим этапом после обводки будет стилизация буквицы, здесь вам поможет ваша фантазия и аккуратность в работе. И не забывайте про теплые и холодные цвета. Чтоб буквица получилась яркой, вы можете применить контрастные цвета. Окончательным штрихом в вашей работе станет оформление стразами. В течение нашей творческой работы мы слушали пьесы из сборника «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского, который он посветил своим племянникам. | Читают слово и находят недостающую букву в виде шаблона Находят связь между словами Приравнивают к себе добрые качества и анализируют Выступают в роли авторов собственного стиля буквицы Озвучивают свое мнение о своих одноклассниках Повторение теплых и холодных цветов | Личностные: Участвуют в творческом созидательном процессе. Осознают себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, дают самооценку своим действиям и поступкам. Познавательные: Выполняют учебно-познавательные действия в практической и умственной форме. Приобретают навыки использования знаний и умений в практической деятельности; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроках знаний, умений, навыков. Слушают, извлекая нужную информацию, систематизируют знания. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют необходимые действия. Коммуникативные: Высказывают и обосновывают свою току зрения, формулируют собственные мысли, осуществляют командную. |
6.Подведение итога урока. (2 мин.) | Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей, украсить буквицу? Дети: Предполагаемый ответ учащихся Учитель: Разве наша работа на этом закончена? Дети: Предполагаемый ответ учащихся Учитель: Правильно! Вам надо собрать книгу, для которой я подготовила обложку. Каждый из вас по очереди прикрепит свою страницу, и работа будет завершена. Сегодня мы совершили с вами путешествие в прошлое и узнали много всего нового. Что такое буквица? Где она находится в тексте? Какие стили мы изучили? | Беседуют с учителем, определяют, как и при помощи каких способностей достигнута цель урока. | Личностные: Проявляют способность к самооценке своих действий, умений. Познавательные: Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков. Регулятивные: Адекватно оценивают свою работу. Осуществляют функции самоконтроля. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |