Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по изобразительному искусству «Пейзаж-большой мир».»
МКОУ «Сулейбакентская СОШ»
Разработка открытого урока по изобразительному искусству
«Пейзаж-большой мир».
Учитель: Гаджиомаров М. О.
Цель урока: - расширить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства;
- познакомить с видами пейзажного жанра; - формировать умения видеть прекрасное в явлениях окружающего мира; - выполнять свои жанровые пейзажи. Задачи: - формировать новые навыки работы в различных художественных техниках; - развивать творческую активность, воображение, память, пространственное мышление;
- воспитывать интерес и уважение к творчеству отечественных художников, в т.ч. – местных;
- прививать любовь и бережное отношение к природе. Планируемые результаты: Предметные: - содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления, строить логические обоснования, рассуждения; упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности. Метапредметные: - научиться определять цель, участвовать в учебном диалоге, излагать свое суждение, создавать устные тексты для решения учебной задачи, планировать деятельность, работать по плану, определять способы достижения цели, излагать свое мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные: - проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои эмоции, аргументированно оценивать свои работы и работы товарищей. Методы и формы обучения:
Введение в тему урока: «В очаровании русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой Трудом лесов, заботами полей Природа смотрит как бы с неохотой На нас, не очарованных людей…» Вот так поэт Н. Заболоцкий в стихотворении «Вечер на Оке» задал тему нашего урока.
Так что же мы будем сегодня изучать? (пейзаж) Что такое пейзаж? (жанр в живописи, изображающий природу, окружающий нас ландшафт).
Жанр пейзажа появился в 6 веке в Китае, но свое развитие получил в 17 веке в Западной Европе.
Природа – это книга мудрости, огромная и необъятная и это многообразие породило различные виды пейзажного жанра. Обращаю внимание детей на стенд, где представлены различные виды пейзажа. Как будет называться тема нашего урока? (Пейзаж – большой мир).
Учащиеся определяют цель и задачи урока, используя вопросы-подсказки. Основная часть.Знакомство с различными видами пейзажного жанра (соотносим название жанра и представленное на доске изображение): - Б.Яковлев «Транспорт налаживается» - производственный, или индустриальный;
- Ф. Васильев «Мокрый луг» - ландшафтный, панорамный; - М. Сарьян «Горы» - горный, панорамный; - В. Сибирский «1 Мая 1978г».- городской, исторический, героический, панорамный;
- А. Куинджи «Вечер на Украине» - сельский; - И. Айвазовский «Море» - морской; - А. Пластов «Сенокос» - панорамный ландшафтный пейзаж соединяется с бытовым жанром;
- И. Левитан «После дождя» - речнойпейзаж.
Основатель картинной галереи Павел Третьяков говорил: «Мне не нужно ни богатой природы, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязи, да чтобы в ней природа была, поэзия, а поэзия – дело художника».
В нашем селе Хороль,жил художник, который всю свою жизнь посвятил изображению неброской красоты малой Родины. Это Дмитрий Васильевич Власов. (сообщение и презентацию подготовила Морозова Варвара.(данное сообщение выполнено по итогам исследовательской работы учащихся нашей школы.)
«Власов Дмитрий Васильевич родился под Воронежем в 1908 году. Его отец был хорошим маляром и когда мальчик подрос, стал помогать отцу в его работе. Так закладывался талант будущего художника. В 1938 году Дмитрий Васильевич был призван в армию и попал служить на Дальний Восток, вприморский город Сучан. Здесь он женился. В 1972 году семья переезжает в Хороль. Дмитрий Васильевич работает в различных организациях (в ПМК-7, в автоколонне 1886) художником – оформителем, а в свободное время пишет на заказ картины. Это были в основном пейзажи с изображением приморской тайги окрестности речки Мельгуновки, водопады Черниговского района, побережье Японского моря. Часто в пейзажи художник включал различных животных – лосей, оленей, лошадей.
Умер художник в 1999 году, оставив после себя богатое культурное наследие - свои картины, которые находятся в районном краеведческом музее, в домах жителей села Хороль.»
Физминутка (выполняем упражнение для глаз).
Практическая часть. Творческая работа выполняется в различных группах, в различных художественных техниках.
1 – индивидуально (пейзаж в графике);
2 – парами (коллаж, тампонирование);
3 – группы ( моделирование и конструирование: 1 группа – макет фантастического города; 2 группа – современный город у моря; 3 группа – макет детского городка в парке). Таким образом, ребята выполняют разные виды пейзажа : сельский, ландшафтный, городской (фантастический, парковый и морской). Учитель напоминает о важности соблюдения правила композиции в любом пейзаже. Осуществляется контроль и коррекция деятельности школьников в ходе выполнения задания.
Заключительная часть. Момент «любования», ребята смотрят и оценивают свои работы и работы товарищей, высказывают свое мнение. Оценивание работ учителем. Домашнее задание.