№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационно-мотивационный | Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, в окно. Насладитесь весенним пейзажем, ярким солнышком и стихотворением Владимира Панкова «Моя земля» Мы с вами продолжаем серию уроков, посвященных родной природе. Урок этот мы, как и все остальные проводим в рамках объявленного года Экологии. | Чтение стихотворения подготовленным учащимся «В какой бы ни был я заречной…». |
2 | Постановка целей и задач урока | Мы продолжаем изучение замечательного раздела «Содружество искусств». Расскажите, пожалуйста, как вы понимаете фразу «Содружество искусств». Какие виды искусства вы можете назвать? Сегодня давайте попробуем в одном уроке соединить два искусства: литературу и ИЗО. К.Г.Паустовский писал: «знание соседних областей искусства – поэзии, живописи, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт высокую выразительность прозе. Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, свойственной поэзии, ритмом и мелодичностью музыки». Сказанное Паустовским о прозаике, может относится и к поэту, и к живописцу, и к музыканту, и к скульптору, и к артисту. Чем лучше они знают соседние области искусства, тем шире их кругозор, тем полнее и легче развивается их талант. А можно адресовать эти слова читателю? Как вы думает, зачем нам с вами нужно изучать литературу и ИЗО? Как мы можем связать эти три науки: литературу, Изобразительное искусство и экологию. В центре нашего внимания сегодня замечательное произведение К.Г.Паустовского «Исаак Левитан». С какими ещё произведениями Паустовского мы с вами знакомы (Сказка «Тёплый хлеб», «Корзина с еловыми шишками», «Мещёрская сторона»). К.Г.Паустовский говорил: «Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей. Я пытался найти общие черты их характеров — те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества». В конце 30-х годов Паустовский написал несколько биографических книг о художниках и писателях: «Орест Кипренский» (1936), «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1938), Паустовский написал также рассказы и очерки о Максиме Горьком, Петре Ильиче Чайковском, Антоне Павловиче Чехове, Александре Сергеевиче Пушкине, Хансе Кристиане Андерсене, Эдварде Григе, Аркадии Петровиче Гайдаре, Михаиле Михайловиче Пришвине, Михаиле Юрьевиче Лермонтове и многих других. Паустовского волновала тема судьбы художника, ответственности таланта перед людьми. Давайте запишем дату и тему урока «Мастер пейзажа в рассказе К.Г.Паустовского «Исаак Левитан»» Давайте вспомним, что такое пейзаж. Пейзаж - 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении". К сегодняшнему уроку вы прочитали отрывок из книги Паустовского «Исаак Левитан». И сегодня мы познакомимся с репродукциями картин пейзажиста, поговорим о том, каким показан художник в книге Константина Георгиевича, попробуем проанализировать произведение Паустовского, пейзажи Левитана и сделать выводы о мастерстве художника и писателя. | Отвечают на вопросы, формулируют свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Записывают тему, формулируют цель урока. Запись термина «пейзаж» |
3 | Актуализация знаний. | Сообщение об И.Левитане. Левитан Исаак Ильич родился в Литве. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец. В 13 лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ещё в школе проявил себя талантливым пейзажистом. Как и многие другие его сверстники, Левитан учился на медные гроши, ночевал под скамьями в классах и кормился на 3 копейки в день. Но, испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно трудится. Левитан занимался в мастерской Саврасова, известного вам по картине «Грачи прилетели». Он был любимейшим учеником Саврасова, но из училища его выпустили лишь с дипломом учителя чистописания, который давал право работать только учителем рисования. Левитан вновь вернётся в училище уже известным художником и будет руководителем мастерской. Саврасов всё внимание учеников направлял на изучение природы. Не просто изучение - он призывал любить природу, без этого нельзя стать пейзажистом. | Заранее подготовленный учащийся представляет учебный материал. |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Найдите и прочитайте, что Паустовский рассказывает об учёбе Левитана в училище живописи и ваяния. Какими словами Паустовский характеризует Левитана, как бы ставя их в противовес тому, о чём писал раньше? ( Паустовский называет Левитана тончайшим художником своего времени, первым и ещё робким певцом русской природы.) Расскажите, как складывались отношения между Н. Чеховым и Левитаном? Что выражает собой слово «левитанистый»? (Оно выражает особое обаяние пейзажа Средней России, которое тогда умел передать на полотне один Левитан.) Друг Левитана по Училищу живописи говорил: «Пойдем мы компанией на этюды в окрестности Москвы, бродим и ничего интересного, а Левитан сядет у первой попавшейся лужицы и приносит домой прекрасный мотив для пейзажа». Найдите в тексте строки, подтверждающие эти слова? О каких «дождливых работах» художника рассказывает Паустовский? Рассмотрите картину Левитана «После дождя». Попробуйте описать её. Прочитайте, как описывает эту картину Паустовский. Над приволжским городом только что прошумел ливень, и солнечный свет начинает пробиваться сквозь тучи. Мокрые рыжевато-зелёные кусты, блестящие от дождя крыши домов, потемневшие лодки и баржи объединены в единый серебристо-серый тон. Пропитанный влагой воздух как бы окутывает тонкой пеленой притихший город, смягчает очертания предметов. Но уже светлеет небо, светлеет Волга. Лёгкая рябь на воде, стекающие к реке из лужиц ручейки, быстро идущий вдали пароход оживляют природу. Левитан создал правдивый и поэтичный образ типичного приволжского городка с приметами современной художнику жизни. | Ищут в тексте ответы на вопросы, формулируют свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Ищут в тексте ответы на вопросы, формулируют свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Заранее подготовленный учащийся читает отрывок из книги. |
| Первичное усвоение новых знаний | А вот ещё одна «дождливая работа» Левитана - «Над вечным покоем» Краткий рассказ ученика о том, почему картина имеет такое название. Прочитайте, как описывает эту картину Паустовский? Какие эпитеты он использует? Никто из художников до Левитана не передавал с такой (грустной, печальной) силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно, что ощущается как величие. | Ищут в тексте ответы на вопросы, формулируют свои мысли в соответствии с поставленной задачей. |
| | Когда смотришь на эти картины, то соглашаешься с Паустовским, который называет Левитана «художником печального пейзажа». Каких пейзажей у Левитана больше всего? Какое время года было любимым? У Левитана есть несколько превосходных весенних вещей. Вспомните, что говорит о весенних картинах Левитана Паустовский? (Все они похожи на осень) Рассмотрите репродукции картин с весенними пейзажами Левитана. Согласны ли вы с Паустовским? | Заранее подготовленный учащийся читает отрывок из книги. |
| Актуализация знаний. | Рассказ о картине «Большая вода». | Заранее подготовленный учащийся читает отрывок из книги. |
| Первичное усвоение новых знаний | Крамской писал: « Есть вещи, которые слово выразить решительно не может… Если всё можно сказать словом, то зачем тогда искусство, зачем музыка?» В самом деле, как опишешь словами левитановский «Март»? Прочитайте, как это делает Паустовский. Снег, деревья, дом, лошадёнка, впряженная в сани… Но как передать ту «весну света», тот живой трепет пробуждающейся природы, то предчувствие перемен, каким полна эта картина? Чтобы рассказать всё это, нужны не слова, а краски. Этим-то орудием владел Левитан, как Чайковский - звуками, как Чехов – словом. | Ищут в тексте ответы на вопросы, формулируют свои мысли в соответствии с поставленной задачей. |
| Актуализация знаний. | Послушайте ещё один отрывок из книги Паустовского «Исаак Левитан», которого нет у вас в учебнике. Лето кончилось… Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Её узкие руки белели из-под черных кружев. Мягкая туча закрыла небо. Шёл редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелках зажгли фонари. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он подался, и дождь зашуршал по его шёлковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел её лица – оно было закрыто зонтиком. Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он различал бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым. Левитан вернулся в свою каморку и лёг. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни. Этой же осенью Левитан написал « Осенний день в Сокольниках. Это была его первая картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце. По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в чёрном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало её ощущением грусти и задумчивости. «Осенний день в Сокольниках» - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на полотнах Левитана. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласые и одинокие. Эту картину девятнадцатилетнего художника с ученической выставки приобрёл П.Третьяков для своей галереи. Это было первым признанием таланта художника. | Заранее подготовленный учащийся читает отрывок из книги. |
| Первичная усвоение новых знаний | Прочитайте, как критики отзывались о картинах художника. Паустовский иронизирует над хозяйкой квартиры и критиками, которые «требовали, чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастуха и женщин». Вы увидели сегодня много репродукций картин Левитана, попробуйте возразить на эти пожелания не понимавших Левитана людей. (Природа Левитана не нуждается в оживлении, она жива своей неповторимостью. Левитан видит красоту в том, где не замечают её ни хозяйка, ни критики. Недаром Левитан думает о великолепном солнце, которое должно придать каждой берёзке весомость и блеск драгоценного металла, т.е. берёзка, освещённая солнцем, ценна для Левитана не менее, а может быть и более, чем любой драгоценный металл.) Картина «Озеро» стала лебединой песней художника, то есть последней написанной им картиной. Полотно пронизано солнечным светом, на картине изображен величавый разлив озера с деревней на берегу, несущиеся по небу облака. Левитан хотел назвать этот пейзаж «Русью». «Озеро» - обобщённый образ русской прекрасной и светлой природы. Русь, Родина – последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел, потому что 22 июля 1900 года Левитана не стало. Прочитайте, как пишет Паустовский о смерти Левитана. Каким настроением проникнуты эти строки? (Строки проникнуты настроением грусти, печали.) Каким описан вечер, в который умер художник, прочитайте ещё раз. Что напоминают вам эти слова? (Описание природы: поздние сумерки, листва деревьев, погружённая в желтую пыль, отсветы гаснущего солнца – всё такое же, как на картинах художника.) Вернёмся к тексту К.Г.Паустовского. Подумайте, каково отношение Паустовского к художнику, в каких словах это выражается? Какой образ художника создаёт Паустовский в своей книге? Каким вы представили себе художника после прочтения отрывков из книги о нём? (Паустовский создаёт образ талантливого художника-пейзажиста, судьба к которому не всегда была благосклонна, человека впечатлительного, творческого, любящего Россию и выражающего эту любовь в своих картинах.) | Ищут в тексте ответы на вопросы, формулируют свои мысли в соответствии с поставленной задачей. |
| | А Энгр, французский художник, говорил: « Искусство только тогда достигает высшей степени совершенства, когда оно до такой степени похоже на природу, что его можно принять за самую природу». Можно с уверенностью сказать, что искусство Левитана достигло высшей степени совершенства. А Паустовскому талантливо удалось в своей книге раскрыть образ величайшего художника-пейзажиста., умеющего находить в повседневной жизни, вокруг себя необычное, удивительно красивое и умел передавать это на своих полотнах. Так же, как и сам К.Г.Паустовский, мастер литературного пейзажа. | |
5 | Первичное закрепление новых знаний. Творческая деятельность учащихся. | Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию пейзажей. Можно предложить учащимся создать словесный пейзаж или написать небольшое сообщение о прошедшем уроке по предложенному клише. | |
6 | Первичная проверка понимания | Представление работ учащихся. | Представляют свою работу. |
7 | Контроль усвоения учебного материала | Давайте подведём итоги нашего урока. Какова была тема нашего урока? Кого бы вы назвали истинным пейзажистом? Какого художника представил в своей книге Паустовский? Каким должен быть настоящий художник, по его мнению? | Высказывают свои впечатления об уроке. |
8 | Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению | А чтобы впечатления не пропали и не улетучились, надо выполнить домашнее задание: подготовьте устное описание одной из картин И.И.Левитана. Спасибо вам за урок! До новых встреч! | Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают домашнее задание в дневник |
9 | Рефлексия | Поделитесь своими впечатлениями об уроке. | |