kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по МХК для 8 класса "Мифология Древнего Египта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представлений о многообразии богов древних египтян и показать связь искусства с мифологией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по МХК для 8 класса "Мифология Древнего Египта"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.А.Араканцева

















Конспект урока по МХК с использованием ИКТ

Тема: «Мифы Древней Греции»

8 класс









Подготовил учитель МХК

Готфрид Т.В.







Г. Семикаракорск

2014 год

Актуальность использования ИКТ на уроках МХК

Использования ИКТ на уроках МХК позволяют акцентировать внимание на практических, творческих, проектных работах учащихся. Экскурсии в электронные музеи и библиотеки различных стран мира, предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов, проектируемые на большой экран с помощью LCD-проектора позволяют обогатить урок нестандартными и новыми формами работы, которые способствуют развитию познавательного интереса и формированию художественной культуры.

Пояснительная записка.

Цель электронного приложения - создание условий для формирования художественной культуры учащихся посредством использования ИКТ на уроках МХК. Презентация используется весь урок.

Рабочая тетрадь направленна на формирование у учащихся умений самостоятельного овладения знаниями, развитие умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы.

Методические рекомендации к использованию электронного приложения

  • Навигация по слайдам по щелчку

  • Навигация внутри слайда объекты появляются автоматически

















Урок в 8-м классе по теме "Мифология Древнего Египта"

Цель:Формирование представлений о многообразии богов древних египтян и показать связь искусства с мифологией.

Задачи:Расширение кругозора учащихся; развитие умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы; развитие образного мышления и формирование эмоциональной сферы личности.

Методическое оснащение урока:

Зрительный ряд: Презентация на тему «Мифология Древнего Египта»

Литературный ряд:

Тексты мифов: “О сотворении мира”, “Борьба Ра с Апопом”, “Возвращение Тефнут в Египет”, “Сказание об Осирисе”

Содержание урока

Исторические условия и духовная атмосфера.

Формирование мифологических представлений древних египтян и закрепление их в “Текстах пирамид”, “Текстах саркофагов” и “Книге мертвых”.

Местные культы и первые боги.

Основные мифологические циклы в древнем Египте.

Пантеон богов с объединением Египта. Их родственные связи и особенности изображения.

Культ Осириса и распространение земледелия в Египте.

Египетская мифология в наши дни.















ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА



Демонстрация слайда № 1

Египет – древнейшее государство мира, об истории которого сохранилось немало исторических интересных сведений.

Демонстрация слайда № 2

Египет расположен на узкой полоске плодородной земли вдоль течения Нила между Сахарой и Красным морем.

Ежегодные разливы реки превратили каменистую пустыню в цветущую долину.

Демонстрация слайда № 3-4

Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с природой. Поклонение стихиям (ветру, воде, солнцу, земле) – черта всех древнейших верований человека.

Демонстрация слайда № 5

Египетская мифология начала формироваться в VI-IV тысячелетии до н.э. В отличие от других культур, египетская довольно долгое время не записывала рассказы о своих богах. Отсутствие связной письменной мифологии наводит на мысль, что эти сказания в большинстве своем передавались изустно, предоставляя рассказчику свободу их толкования. При отсутствии канонов, мифы могли использоваться в различных целях, будь то ритуалы, молитвы или магические заговоры. Сохранение мифов в таком изменчивом виде соответствовало особой египетской форме религиозного синкретизма, при котором происходило смешение функций и могущества двух или более божеств.

Большая часть свидетельств о них дошла до нас в кратких косвенных упоминаниях в религиозных текстах, начертанных на стенах гробниц, саркофагов, храмов и из “Книги мертвых”

Демонстрация слайда № 6

Рис.1 Рис.2

Сложностью изучения египетской мифологии является то, что на протяжении многих столетий египтяне жили в отдельных областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Позднее, учитывая природу той или иной области, историю и местные потребности ее жителей, местные “номовые” божества сгруппировались в триады во главе с богом - покровителем нома (демиургом).

Демонстрация слайда № 7-8

Так, в Мемфисе богом-демиургом считался Птах – создатель всей Вселенной. Его изображали ремесленником и расписывали как мумию. Его женой была Сохмет – богиня войны в образе свирепой львицы. Их сын – дитя Солнца и бог Лотоса – Нефертум (Рисунок3).

Рис.3 Рис.4

Птах Сохмет Нефертум Амон Мут Хонсу

С эпохи Среднего царства все большее завоевание получил фиванский бог Амон(“сокрытый”, “потаенный”). Супругой Амона была богиня неба Мут. У них был сын – лунный бог – ребенок Хонсу( Рисунок 4).

Демонстрация слайда № 9

Древнеегипетская мифология отличается большим разнообразием священных животных.

Демонстрация слайда № 10

Вопрос: Как вы думаете, какие мифологические темы (циклы) особенно популярны были в Египте?

В древнеегипетской мифологии было 3основных мифологических цикла:

Демонстрация слайда № 11



1 Мифы о сотворении мира (космогонические);

Демонстрация слайда № 12-13



Космогонические мифы

В мифах о сотворении мира первоначально представлялось, что мир это Хаос. Из Хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животные и растения. Первым богом было Солнце. Но космогонических мифов у египтян было много. Возможно, в каждой местности существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству.

В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя – Солнце (Ра). В других мифах появление Солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей Гоготун.

Существовал миф, согласно которому Солнце было рождено в виде теленка огромной коровой – небом. Наряду с этим, существовали представления о богине неба – женщине, которая утром рождает Солнце, вечером проглатывает его – в результате наступают день и ночь.

В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. Так, в гелиопольском мифе таким прародителем является бог Атум, впоследствии отождествленный с богом Солнца Ра.

2 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа в группах.(Обсуждение детьми в группе прочитанного мифа “Как был сотворен мир” по вопросам).

Демонстрация слайда № 14

Группа №1. Расскажите, что изменилось с появлением бога Солнца Ра? (Он дал миру долгожданный свет, а его слезы радости превратились в людей)



Группа № 2.В начале творения, согласно египетскому мифу, небо и земля были слиты воедино. Какая причина их разъединила? (Дети Шу иТефнут Геб (бог Земли) и Нут (богиня Неба) появились на свет крепко обнявшимися и очень любили друг друга. Но ссора по поводу того, что Нут постоянно пожирала своих детей – звезд, внесла разлад в их отношения. Чтобы положить конец их разладу, Ра велел богу ветра разлучить их, вызвав ураган и страшную бурю)


Группа №3.Каким событием закончился миф о сотворении мира? (Небо отделилось от земли; зачернели острова, появились горные хребты, возникли материки и потекли реки; люди покинули холм Бен-Бен и разбежались по долинам, они построили города, храмы для богов, стали обрабатывать земли; наступил золотой век – когда люди и боги жили на земле совместно).



После обсуждения продолжить работу в тетради над заданием № 1.



Демонстрация слайда № 15

В мифологических олицетворениях явлений природы у египтян одно из первых мест занимает солнце. Солярные мифы египтян были очень разнообразны. Они отражают две группы представлений:

О смене времен года;

О смене дня и ночи.

Демонстрация слайда № 16

Существовала легенда, что однажды богиня влаги Тефнут поссорилась со своим отцом, владыкой всего сущего Ра и, приняв облик львицы, покинула Египет, уйдя на юг в нубийскую пустыню. Тогда на Египет обрушилось страшное бедствие – засуха и начало песчаных бурь. Люди стали умирать от жажды и голода. Тогда Ра велел богу Шу найти Тефнут и вернуть ее обратно в Египет. Когда они вернулись, великая река Нил сразу разлилась и напитала водой луга и пашни, а на землю хлынул живительный дождь.

Вопрос: Как вы думаете, какое явление природы описывается в мифе “Возвращение Тефнут в Египет”? (Этот миф дает преставление о смене времен года)

Демонстрация слайда №17-18

В солярных мифах также отражена борьба Солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и различных страшных животных. Одним из наиболее страшных врагов Ра является владыка подземного мира огромный змей Апоп.

Работа в тетради над заданием № 2.

Демонстрация слайда № 19

Ученик с опережающим выступлением.

Третий основной цикл мифов древнего Египта связан с Осирисом.

Демонстрация слайда № 20

Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он – бог производительных сил в природе (В “Книге мертвых” назван зерном, в “Текстах пирамид” - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности.

Осирис – самый популярный бог в религии древних египтян.

Существовал миф о смерти и воскресении Осириса. По этому мифу бог Осирис был царем Египта. Он установил для людей законы и научил их поклоняться богам. Он показал египтянам, как выращивать хлеб, плоды и делать виноградное вино, добывать золото и серебро.

Был у Осириса младший брат Сет – бог пустыни и песчаных бурь, который очень завидовал Осирису и ненавидел его. Замыслил Сет погубить старшего брата и захватить власть над Египтом. Тайком измерив тело Осириса и изготовив красивый, отделанный резьбой и позолотой роскошный саркофаг, он явился на пир в царский дворец (Рисунок 5)

“Кому придется впору, тому и достанется!” - сказал он. Гостей не удивил подарок: египтяне верили в загробную жизнь и смолоду готовились к ней. Но саркофаг был велик. Настала очередь Осириса. Едва он лег, как слуги сета захлопнули крышку и залили ее свинцом. Они подняли саркофаг и бросили его в воду Нила (Рисунок 6)







Демонстрация слайда № 21

Рис.5 Рис.6

Сундук не утонул, потому что вода не могла причинить вреда тому, кто был богом природы и дальним потомком водной глади Нун. Море выбросило сундук на берег в стране Библ. Вокруг него вырос вереск, из которого царь страны Библ велел сделать колонну для своего дворца. Исида при помощи своих чар нашла уже умершего Осириса внутри колонны и похоронила его в тайном месте. Но Сет обнаружил гроб Осириса. Увидев мертвого Осириса, Сет пришел в ярость и разрубил тело своего брата на 14 частей, разбросав по всему Египту. Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков супруга и, плавая в папирусной лодке, собрала части тела Осириса. Исиде во всем помогала расставшаяся с Сетом Нефтида. Богини сложили части Осириса и смазали его тело божественными маслами при помощи бога Анубиса – знатока секретов бальзамирования, обмотали льняными лентами.

С помощью бога Ра и богини неба Нут Осирис ожил, а его тело проросло колосьями. Вот почему каждую весну, когда появлялись побеги, египтяне праздновали возрождение Осириса. Согласно другому мифу, после своей смерти Осирис ушел править в подземное царство. Вот почему на статуях и фресках Осирис всегда изображается в виде мумия.

Уже после смерти Осириса Исида родила сына и растила втайне от Сета в непроходимых болотах младенца Гора – будущего мстителя за погибшего отца (Рисунок 7). Вырос и возмужал сын Осириса и Исиды бог Гор. Вступил в борьбу со злым и коварным Сетом. В жестоком бою победил бога пустыни (Рисунок 8)

Демонстрация слайда № 22

Рис.7 Рис.8





Работа в группах ( обсуждение детьми Мифа об Осирисе)

Вопросы: демонстрация слайда №23

Группа №1Какая борьба описывается в “Мифе об Осирисе”? (борьба за царскую власть как конфликт между законным и противозаконным правлением, между принципами наследования, в центре которого вопрос, кому наследовать трон, сыну или брату умершего фараона)

Группа №2Какие представления о загробной жизни раскрыты в “Мифе об Осирисе” (Работа по рисунку 9)

Демонстрация слайда№24

Рис.9. Суд в загробном царстве. Перед верховным судьей стоит недавно умерший; на весах взвешивают его добрые и злые дела.

Египтяне верили, что после смерти человека его душу взвешивают на весах, на второй чаше которых лежит перо истины, правды и справедливости. Церемонию совершает ибисоголовый бог мудрости, счета и письма Тот и шакалоголовый бог бальзамирования – Анубис, а Осирис ожидает результатов суда и приветствует тех, кто прошел испытание.

Группа №3Как царь богов, Осирис изображается в облике фараона с высокой короной на голове, с жезлом и плетью в руках? (Как владыка душ умерших – в виде мумии)

После обсуждения продолжить работу в тетради над заданием №3.



3. ВЫВОД УРОКА УЧАЩИЕСЯ ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДИ

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ В НАШИ ДНИ(Некоторые из древнеегипетских обычаев и верований сохранились в Египте и соседних странах до сих пор. Так, каждую пятницу женщины в Нижней Нубии (Судан) совершают возлияния на могилы родственников. В этом немусульманском ритуале воспроизводится поклонение умершему Осирису).





Демонстрация слайда №25

Каждый год статую святого Абу-эль-Хаджага выносят в барке, подобно изображениям древнеегипетских богов, и несут по городу в сопровождении уличных танцоров и комедиантов.

Символика египетской мифологии оказала влияние на такие шедевры западного искусства, как опера В.А.Моцарта “Волшебная флейта”. Она продолжает вдохновлять воображением многих деятелей искусства – художников и архитекторов, кинорежиссеров и мультипликаторов, а также рекламных агентов.

4. ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Составить иллюстрации к мифу “Сказание об Осирисе”.

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по МХК для 8 класса "Мифология Древнего Египта"

Автор: Готфрид Татьяна Васильевна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая тетрадь и презентация для урока МХК в 8 классе "Мифология Древнего Египта" "
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-tietrad-i-priezientatsiia-dlia-uroka-mkhk-v-8-klassie-mifologhiia-drievniegho-ieghipta"
    ["file_id"] => string(6) "143605"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418563272"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства