Разработка урока по изобразительному искусству "Посуда в твоем доме".
Разработка урока по изобразительному искусству "Посуда в твоем доме".
План-конспект урока изобразительного искусства. 3 класс
Тема урока: «Посуда в твоем доме»
Дидактическая цель урока:
Помочь детям осознать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет и познакомить с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.
Задачи урока.
Личностные:
-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные:
-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.
-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
- Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.
-Формирование регулятивных компетенций – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.
Предметные:
Сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по изобразительному искусству "Посуда в твоем доме". »
18.09.2014
План-конспект урока изобразительного искусства. 3 класс
Тема урока: «Посуда в твоем доме»
Дидактическая цель урока:
Помочь детям осознать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет и познакомить с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.
Задачи урока.
Личностные:
-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные:
-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.
-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
-Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.
-Формирование регулятивных компетенций – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.
Предметные:
Сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды.
Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды.
Создаватькомпозицию росписи в процессе практической творческой работы.
Характеристика видов деятельности учащихся:
В ходе урока обучающиеся получат возможность:
-Рассуждать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет, в том числе и посуда.
-Приобретать представления, что конструкция, форма и украшение посуды зависят от её назначения и от материала.
-Овладевать навыками и техникой гжельской росписи.
-Импровизировать по мотивам гжельской росписи посуды.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Образовательные ресурсы:
-компьютер, мультимедийная приставка, экран, презентация к уроку «Посуда у тебя в доме», музыкальный центр;
- гжельская посуда, таблицы с изображением предметов посуды, таблицы с элементами росписи «под Гжель»;
- детские работы на тему;
- кисти, синяя и белая гуашь, палитры, карандаш, альбом для рисования, вода, трафареты посуды;
- стихи «Чудо – наша Гжель».
Практическая работа: Изобразить и украсить по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
«Создание каждой вещи – это большая работа.
Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,
как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».
Б.М.Неменский.
1.Организационный этап (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку:
- наличие инструментов и материалов (альбомы, карандаш, ластик, вода, синяя краска, 2 кисти).
2. Этап мотивации и актуализации знаний.
Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Искусство в твоём доме».
Русский художник Б.М. Неменский говорил:
«Создание каждой вещи – это большая работа.
Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,
как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».
Посмотрите на предметы зрительного ряда.
- Кто догадался, о чем пойдет речь?
3. Постановка учебной задачи. (3мин.)
- Как вы думаете, что вам предстоит узнать о посуде?
Сообщение темы и цели урока.
У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. И сегодня мы поговорим с вами о посуде. Тема нашего урока так и называется «Посуда у тебя в доме».
4.Открытие обучающимися нового знания. (16 мин.)
- Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме.
-Рассматриваются предметы посуды, выставленные для обозрения на выставочном столике. Посуда бывает разной.
- А из каких материалов делают посуду? (Ученики называют - дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.)
- Какой материал на Руси был самым подходящим для изготовления посуды?
В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома.
- Что напоминает вам этот ковш? (Утку).
Действительно – это красивый ковш-утица из дерева. Такие ковши на свадьбу дарили как пожелание мирной, долгой жизни, добра и достатка в семье.
- Это керамическая посуда.
-Из какого природного материала она сделана?
Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью.
- А бывает металлическая посуда: алюминиевая, чугунная, серебряная и даже золотая. Перед вами предметы царской посуды, выполненной из золота. Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув.
Рассмотрим 2 чашки для чая.
Обратите внимание на форму, силуэт, украшения.
-Какая чашка подойдёт для праздничного стола?
Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда.
-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды? (Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная).
- А кто из вас знает, как называется набор посуды?
Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права?
- Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения.
- Какие бывают сервизы по назначению? (Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные).
- Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера.
- Назовите их (Мастер Изображения, Украшения, Постройки).
-Кто придумает рассказ, как был создан чайник?
-Мастер Изображения помогает увидеть природный мотив.
- Мастер Постройки помогает создать форму.
- Мастер украшения придумывает узор (демонстрируется чайник в форме арбуза).
- Ребята, как вы думаете, где производят посуду?
Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А мы сегодня познакомимся с посудой из города Гжель.
Стих.
Ах, ребята, верь - не верь, Есть в России город Гжель.
Привезла я вам оттуда…
Посмотрите, вот так чудо!
В белом небе, словно птицы, Всем на загляденье Голубых цветов поляна –
Дивных рук творенье.
Здесь и кружки, и кувшины, Как весной капель, С красотою несравненной
Чудо – наша Гжель.
Рассмотрим гжельскую посуду.
Посуда Гжели кажется воздушной – в ней синь рек и неба с облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает неожиданной формы и с украшениями.
- Гжелью исстари называлась местность богатая залежами глин, из которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе.
Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым цветом. Постепенно мастера пришли к росписи изделий только кобальтом – это синий цвет и его оттенки.
- Рассмотрим технику гжельской росписи. Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии.
-Что является излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели? (цветы, травы, птицы).
Цветы можно изобразить, используя оттенки синего цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)
Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы).
Элементы гжельской росписи – «бордюры».
- Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?
(демонстрируются приемы)
4.Первичное закрепление материала.
- Гжельская посуда будничная или праздничная?
-Назовите предметы чайного сервиза
Динамическая пауза.
5. Творческая практическая деятельность. (16 мин).Изобразить и украсить
по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.
а) Перед учениками право выбора:
Можно воспользоваться шаблоном, можно форму чайной посуды придумать и нарисовать самостоятельно. Затем украсить синей краской без предварительной прорисовки карандашом.
в) Индивидуальная работа с учениками.
-Контроль правильности выполнения рисунка.
-Контроль организации рабочего места.
- Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.
Фоном звучит песня в исполнении Леонида Утесова «У самовара»
6. Рефлексия деятельности.(3мин)
А) Выставка работ учащихся.
Б) Рефлексия.
-Какие 3 мастера участвуют в создании посуды?
-Как называют полный набор посуды?
- Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную посуду.
- Как называются элементы гжельской росписи?
Закончите фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю….
-Для меня было открытием…
-Мне понравилось…
В) Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. А без участия наших Братьев Мастеров не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная.