Просмотр содержимого документа
«Проект -методическая разработка урока "Натюрморт на контрастные цвета"»
Презентация проекта
Методическая работа по изобразительному искусству «Натюрморт на контрастные цвета» в начальной школе.
Актуальность творческой работы : Выбрав тему «Натюрморт на контрастные цвета» обуславливается тем , что младший школьник прикоснулся к удивительному миру «мертвой природы» изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. Тем самым развивая у младшего школьника чувство прекрасного, гармонии цвета ,любви к обычным предметам с которыми он сталкивается каждый день , творческое воображение через контрастные цвета , воспитать интерес окружающему миру .
Цель: На основе теоретического анализа литературы и творческо- практической работы разработать методическое обеспечение кружковых занятий наглядным материалом при работе над « Натюрмортом на контрастные цвета»
- выполнить самостоятельную творческую работу по данной теме;
- разработать и внедрить этапы цветового решения «Натюрморта на контрастные цвета»
Практическаязначимость:
- разработан конспект кружкового занятия
- выполнена работа натюрморт на контрастные цвета которая может быть использована в практической деятельности учителями начальных классов, руководителями кружков, и студентами педагогических Вузов в процессе их профессиональной подготовки.
Основная часть.
Теоретическаячасть.
Натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы натюрморта, в которых можно видеть композиционно-тематические прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с 1 в. Применительно к классическому восточному, в частности китайскому и японскому, искусству трудно говорить о собственно натюрморте: форма художественного видения и система жанров существенно отличались здесь от европейских. Отчасти с жанром натюрморта сопоставимы произведения так называемого жанра "цветы и птицы", а также отдельные изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я половина 11 в., Му-ци, 13 в. - в Китае; Огата Корин, 2-я половина 17 - начало 18 вв. в Японии).
Рождение натюрморта как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к конкретно-чувственной красоте вещей, образы которых вместе с тем порой сохраняют символическое значение, часто присущее изображению предметов в средневекового искусстве. Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompel'oeil" ("обманка"), открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако распространение жанра натюрморта приходится на 2-ю половину 16 - начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира. В картинахнидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари. Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в. - эпоха расцвета натюрморта. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных школ живописи. Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, "низким" мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Излюбленные темы мастеров итальянского Н. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.) - цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому натюрморту присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Традиции караваджизма ощутимы и в испанском натюрморте с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте.
Натюрморт, жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,- рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ - насекомых, птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с др. жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения. Цели натюрморта как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных
задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. В историческом развитии натюрморта, в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически отражается социальная обусловленность искусства в целом.
“Контрастный натюрморт по цвету” – это натюрморт в котором цвета , взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый. - Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
а) При изучении теоретического материала: были рассмотрены работы натюрмортов на контрастные цвета выдающихся художников (А. Матисс « Красные рыбки», Пьер-Огюст Ренуар «Натюрморт с южными плодами» Густав Олоф Олле «Маки» )
б) Оборудования для кружковых занятий :
Простой карандаш , стерка ,краски, кисточки, палитра, бумага и баночка с водой.
в)Методика ознакомления младших школьников о цветовом контрасте на кружковом занятии (использовать план-конспект кружкового занятия )
(раскрыть методы , приемы, формы организации данного занятия, раскрыть единую цель занятия)
г)Основные этапы выполнения работы
Основной этап:
а ) линейно –конструктивный рисунок карандашом на бумаге;
б) поэтапная заливка фона ;
в) одновременная заливка кистью всех предметов в натюрморте ;
г) передача контрастных цветов в натюрморте ;
д) прорисовка рефлексов на кувшине , свето- теней на фруктах ;
е) детализация ;
ж) завершение работы.
Заключительный этап:
Выполняя эту работу мы не только учились писать контрастный натюрморт ,но и поэтапному ведению работы, правильным акварельным приемам заливки цвета .
Рекомендую использовать данный «Натюрморт на контрастные цвета» полученные знания в работе развивают у младших школьников творческое воображение , расширяют знания о «цветовом контрасте , мыслительные способности, воспитывает интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”
Рекомендации: Обучение учащихся выполнению работ в «цветовом контрасте» в системе дополнительного образования, в процессе обучения у младших школьников развиваются творческие способности, внимание ,аккуратность, эстетические качества , творческое мышление. Тема «Натюрморт на контрастные цвета» представляется перспективным в обучении младших школьников, познавая новое в жанре живописи как «натюрморт» где новые задачи и решения могут дать огромный скачек в творчестве и развитии младших школьников.
Аннотация:
В этом проекте описана методика изучения «Натюрморта на контрастные цвета»
Материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов, руководителями кружков и студентами педагогических Вузов.
Список использованных источников:
1.“Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф; 2.“Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова; 3.“Полный курс рисунка и живописи”, ав. Хейзл Гаррисон; 4. “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян. 5. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов. 6. “Уроки живописи для школьников ”, ав. М. Михейшина.