Педагог | Хайруллова Вера Владимировна |
Тема урока | «Матрёшка» |
Цель урока: | Знакомство с загорскими, семёновскими и полхов-майданскими матрёшками. Обучение умению выполнять роспись силуэта матрёшек. |
Планируемые ОР | Учебные Формирование представления о сказочном мире декоративно-прикладного искусства, о его роли в жизни людей. Обучение умению рисовать цветы, ягоды и листья. Совершенствование умений применять приёмы работы «тычком». Развивающие Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ. Формировать умение работать гуашевыми красками и кистью в определенной последовательности. Познавательные Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Загорска (Сергиева Посада), Семёнова, Полховского Майдана. Воспитательные Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Прогнозировать итог своей работы, моделировать новые формы, использовать своё право выбора формы росписи, прививать аккуратность. |
Программные требования | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Формирование эстетического отношения к миру прекрасного; освоение способов работы с гуашью; развитие потребности в творчестве. | Регулятивные: составление плана и определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; формирование умения удерживать учебную задачу при помощи учителя; сверка своих действий с целью и при необходимости исправление ошибок. Познавательные: формирование понятия «декоративно-прикладное искусство», знакомство со словами: сувенир, символ России. Коммуникативные: освоение способов взаимодействия в коллективе; взаимопомощь, определение степени успешности и оценка работе. Социальные: ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. | Углубить познания в области народного искусства; продолжить формирование у детей кистевой росписи; знать особенности и приёмы росписи декоративных объектов; уметь работать карандашом; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет; выполнить роспись матрёшки по своему выбору; |
Мировоззрен- ческая идея | Показать особенности русского народного творчества. |
Программное содержание | Особенности художественного творчества: декоративно-прикладное искусство народных мастеров. Сравнение матрёшек Загорских (Сергиев Посад, Московская область), Семёновских и Полхов–Майданских (Горьковская область). Освоение основ рисунка декоративно-прикладного искусства. Последовательность выполнения росписи. Роспись плоских шаблонов по замыслу. Создание творческой группы мастеров по желанию обучающихся. |
План изучения нового материала | Вводный этап - Организационно-мотивационный- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок. - Актуализация знаний- работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, мотивация на целеполагание. - Целеполагание- формировать умение ставить цели, планировать свою деятельность, и способ достижения цели, фиксация индивидуального затруднения, формулирование собственного мнения и его аргументация. Обучающий этап - Открытие нового знания- формировать навык поисковой деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, показать своеобразие декоративно-прикладного творчества, раскрыть красоту узора мастеров Загорска, Семёнова, Полхов-Майдана, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов, дискуссию. - Закрепление изученного- формировать самостоятельность, ответственность, уверенность в своих силах, положительное отношения к себе; развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, показать возможности использования новых знаний и умений. - Практическая самостоятельная работа- формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; развивать у обучающихся начальные умения в приёмах рисования кистью декоративных ягод (концом кисти – приём тычка) и декоративных листьев (всей кистью прикладыванием или примакиванием); обеспечить условия для успешного выполнения росписи по плану, дать возможность участия в практической работе, получать при необходимости консультации у учителя и друг у друга. Заключительный этап - Рефлексия учебной деятельности (итог урока) Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы, вычленения проблем; формирование навыка подвести итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок, если таковые будут. |
Основные понятия | Фукурума, декоративно-прикладное искусство, роспись, оживка, сувенир, символ России. |
Тип урока | Комбинированный |
Форма урока | Фронтальная, коллективная (в группах), индивидуальная, дифференцированная, частично-поисковая. Беседа, чтение, слушание, наблюдение, поиск информации, дискуссия, подводящий диалог, практическая деятельность, самостоятельная работа. |
Технология | Эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная. |
Мизансцена урока | 3 группы по 4 ученика. |
Оборудование урока | Иллюстрации, игрушки матрёшек, раздаточный материал с текстом, шаблоны-силуэты матрёшек, альбомные листы, простой, карандаш, ластик, гуашь, палитра, толстая и тонкая кисти, ватная палочка, тряпка, вода. |
Домашнее задание | Закрепление пройденного материала. |
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
Вводный этап (10 мин.) |
Организационно-мотивационный |
Учитель предлагает организовать три творческие группы по 4 человека. Учитель загадывает загадку: Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Какая же это игрушка? (Приложение 1) Матрёшка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами. | Организовываются в творческие группы (мастерские) по желанию. Слушание, ответы на вопрос. Это матрёшка. | Познавательные |
Актуализация знаний |
Беседа с демонстрированием иллюстраций. Как ни странно, но у русской матрёшки дед – японец. В конце XIX века помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. В Японии деревянную игрушку называли фукурума (Приложение 1, рисунок 4), что означает весёлый складной старичок. Очень понравилась игрушка всем знакомым богатой дамы. Вот тогда и попросили знаменитого мастера из Загорска (ныне Сергиев Посад) Василия Звёздочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, ярком сарафане и с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна очень распространенному в народной среде в те времена (по-церковному Матрона, мать). | Слушание, просмотр иллюстраций, вербальная фиксация информации. | Познавательные Воспитательные |
Целеполагание |
Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной игрушки - матрёшки? Кто уже готов сформулировать тему урока? Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чтобы успешно выполнить роспись матрёшки? Что надо делать, чтобы достичь цели? | Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в обсуждении. Надо узнать историю игрушки, сравнить матрешёк разных мастеров, изучить народные росписи. | Познавательные Воспитательные |
Обучающий этап (20 мин.) |
Открытие нового знания |
Чтение стихотворения Самуила Маршака и одновременная демонстрация матрёшки, которая раскрывается на глазах у детей. Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут. Всех Матрёшками зовут. Кукла первая толста, А внутри она пуста. Разнимается она На две половинки. В ней живет ещё одна Кукла в серединке. Эту куколку открой - Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притёртую, - И сумеешь ты найти Куколку четвёртую. Вынь ее да посмотри, Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая Куколка пузатая! А затем будет шестая! За шестой седьмая! А восьмая… меньше всех — Чуть-чуть больше, чем орех! Матрёшка символизирует материнскую любовь и семейное благополучие. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семёново, Полхов-Майдан. Тексты на столах у обучающихся. (Приложение 2) | Слушание стихотворения и рассматривание настоящих игрушек матрёшки, работа в группах в поиске информации и подготовка отвечать на вопросы, вербальная фиксация различных вариантов достижения цели. Каждая группа получает лист с информацией об отличительных видах росписи и знакомится с текстом. | Познавательные Воспитательные |
Закрепление изученного материала |
После прочтения детьми ответы на вопросы: Мастера, какого города расписали матрёшку, которую мы раскрыли? (Приложение 1, рисунок 2) Какие отличительные приёмы росписи используют мастера загорские, семёновские, полхов-майданские? Чем похожи и чем различаются игрушки этих мастеров? Вывод: роспись придаёт индивидуальность! Роспись матрёшки это не только эстетическое удовольствие, но и умение сделать сувенир в подарок своими руками или заработать деньги Сегодня у вас есть возможность поучиться росписи, побыть настоящим мастером. | У нас раскрыта Семёновская матрёшка. Ученики приводят доказательства и аргументы по отличительным приёмам росписи Семёновской матрёшки. Объясняют отличия росписи других мастеров. У каждой из трех групп свой вид декоративной росписи Загорска, Семёнова или Полхов-Майдана. (Приложение 1) | Познавательные Воспитательные |
Практическая самостоятельная работа |
Учитель обеспечивает контроль успешного выполнения росписи. Для полного успеха составим план и не будем забываем отмечать, что сделано и что осталось. Комментарии учителя к плану по выполнению работы. Проводим вертикальную линию от макушки до низа, она нам нужна для того чтобы симметрично нарисовать эскиз нашей будущей матрёшки. Самое сложное в матрёшке - это лицо. Лицо – это основная и главная работа. Чтобы правильно расположить элементы лица, осторожно нанесём карандашом на оставленном для лица круге 2 горизонтальные линии. Намечаем линией контуры платка, верхний край платка совпадает с контурами лица, а нижний закрывает шею и спину. Верхнюю часть круга будут занимать волосы, в средней части расположатся глаза, а в нижней части — губы и румянец. На равных расстояниях от центра нанесем 2 точки. Вокруг них тонкой линией нарисуем окружности — глаза. Затем в окружности глаза впишем по окружности меньшего диаметра — зрачки. Проведем линии века. Не надо пытаться нарисовать реалистичный носик. Обозначим его 2 точками, расположив их симметрично на расстоянии примерно 1/3 от нижнего контура лица. Разделим расстояние от носа до нижнего контура лица пополам. На этом уровне нарисуем дугообразную линию. И матрёшка сразу вам улыбнётся. Остаётся только придать форму губам. Румянец наводим на щеки с помощью ватной палочки, смоченной в разведённой красной краске, на одном уровне с линией губ. Вы можете нарисовать, что ваша матрёшка что-то держит в руках: корзину, букет цветов, петуха, самовар, яблоки. Оживите свою игрушку – прорисуйте чёрным цветом мелкие детали. Творите, фантазируйте! | Каждая группа получает шаблоны (Приложение 3) и должна сделать комплект из 4 матрешек, от большой к маленькой. Обучающиеся сами предлагают план действий. 1.Перевести выкройку шаблона матрёшки на альбомный лист. 2.Наметить платок. 3.Отметить точками глаза и нос. 4.Обозначить линию рта. Матрёшка должна улыбаться! 5.Нарисовать руки. 6.Прорисовать цветочные мотивы выбранной росписи. 7.Оживка - прорисовывание самых мелких деталей. Отмечают каждый выполненный пункт плана. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Воспитательные Развивающие Учебные |
Заключительный этап (10мин.) |
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) |
Поднимите руку те, кто успел выполнить все пункты плана. Чему научились на уроке? Рассказ группы по плану: Я узнал…Я научился…Я смог… Что помогло вам успешно расписать матрёшку на уроке? Что помешало успеху? У кого возникло желание свою матрёшку оформить в рамочку и повесить в своей комнате? СПАСИБО за творческий труд! | Рассказывают по плану, отвечают на вопросы, анализируют, вычленяют проблему, если была и намечают способы исправления ошибок. На бланке с планом - картой росписи изображают смайликом своё настроение. | Развивающие Воспитательные |
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4. Фукурума.
Приложение 2.
Эти же тексты есть и на слайде. Те, кто читают быстро, имеют возможность ознакомиться на экране.
Приложение 3.
Шаблон 1. Загорская матрёшка.
Шаблон 2. Семёновская матрёшка.