kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект учебного занятия по декоративно-прикладному творчеству в группе второго года обучения по теме «Матрёшка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание: Особенности художественного творчества: декоративно-прикладное искусство народных мастеров. Сравнение матрёшек Загорских (Сергиев Посад,  Московская область),   Семёновских и Полхов–Майданских (Горьковская область). Освоение основ рисунка декоративно-прикладного искусства. Последовательность выполнения росписи. Роспись плоских шаблонов по замыслу. Создание творческой группы мастеров по желанию обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект учебного занятия по декоративно-прикладному творчеству в группе второго года обучения по теме «Матрёшка» »

Проект учебного занятия по декоративно-прикладному творчеству в группе второго года обучения по теме «Матрёшка».


Паспорт проекта урока

Педагог

Хайруллова Вера Владимировна

Тема урока

«Матрёшка»

Цель урока:

Знакомство с загорскими, семёновскими и полхов-майданскими матрёшками.

Обучение умению выполнять роспись силуэта матрёшек.

Планируемые ОР


Учебные

Формирование представления о сказочном мире декоративно-прикладного искусства, о его роли в жизни людей.

Обучение умению рисовать цветы, ягоды и листья.

Совершенствование умений применять приёмы работы «тычком».

Развивающие

Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.

Формировать умение работать гуашевыми красками и кистью в определенной последовательности.

Познавательные

Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Загорска (Сергиева Посада), Семёнова, Полховского Майдана.

Воспитательные

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Прогнозировать итог своей работы, моделировать новые формы, использовать своё право выбора формы росписи, прививать аккуратность.

Программные требования


Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование эстетического отношения к миру прекрасного; освоение способов работы с гуашью; развитие потребности в творчестве.






Регулятивные: составление плана и определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; формирование умения удерживать учебную задачу при помощи учителя; сверка своих действий с целью и при необходимости исправление ошибок.

Познавательные: формирование понятия «декоративно-прикладное искусство», знакомство со словами: сувенир, символ России.

Коммуникативные: освоение способов взаимодействия в коллективе; взаимопомощь, определение степени успешности и оценка работе.

Социальные: ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта.

Углубить познания в области народного искусства; продолжить формирование у детей кистевой росписи; знать особенности и приёмы росписи декоративных объектов; уметь работать карандашом; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет; выполнить роспись матрёшки по своему выбору;

Мировоззрен-

ческая идея

Показать особенности русского народного творчества.


Программное содержание

Особенности художественного творчества: декоративно-прикладное искусство народных мастеров. Сравнение матрёшек Загорских (Сергиев Посад, Московская область), Семёновских и Полхов–Майданских (Горьковская область). Освоение основ рисунка декоративно-прикладного искусства. Последовательность выполнения росписи. Роспись плоских шаблонов по замыслу. Создание творческой группы мастеров по желанию обучающихся.

План изучения нового материала

  1. Вводный этап

- Организационно-мотивационный- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок.

- Актуализация знаний- работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, мотивация на целеполагание.

- Целеполагание- формировать умение ставить цели, планировать свою деятельность, и способ достижения цели, фиксация индивидуального затруднения, формулирование собственного мнения и его аргументация.


  1. Обучающий этап

- Открытие нового знания- формировать навык поисковой деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, показать своеобразие декоративно-прикладного творчества, раскрыть красоту узора мастеров Загорска, Семёнова, Полхов-Майдана, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов, дискуссию.

- Закрепление изученного- формировать самостоятельность, ответственность, уверенность в своих силах, положительное отношения к себе; развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, показать возможности использования новых знаний и умений.

- Практическая самостоятельная работа- формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; развивать у обучающихся начальные умения в приёмах рисования кистью декоративных ягод (концом кисти – приём тычка) и декоративных листьев (всей кистью прикладыванием или примакиванием); обеспечить условия для успешного выполнения росписи по плану, дать возможность участия в практической работе, получать при необходимости консультации у учителя и друг у друга.


  1. Заключительный этап

- Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы, вычленения проблем; формирование навыка подвести итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок, если таковые будут.

Основные понятия

Фукурума, декоративно-прикладное искусство, роспись, оживка, сувенир, символ России.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Фронтальная, коллективная (в группах), индивидуальная, дифференцированная, частично-поисковая.

Беседа, чтение, слушание, наблюдение, поиск информации, дискуссия, подводящий диалог, практическая деятельность, самостоятельная работа.

Технология

Эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная.

Мизансцена урока

3 группы по 4 ученика.

Оборудование урока

Иллюстрации, игрушки матрёшек, раздаточный материал с текстом, шаблоны-силуэты матрёшек, альбомные листы, простой, карандаш, ластик, гуашь, палитра, толстая и тонкая кисти, ватная палочка, тряпка, вода.

Домашнее задание

Закрепление пройденного материала.

Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

  1. Вводный этап (10 мин.)

Организационно-мотивационный

Учитель предлагает организовать три творческие группы по 4 человека.

Учитель загадывает загадку:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Какая же это игрушка? (Приложение 1)

Матрёшка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами.

Организовываются в творческие группы (мастерские) по желанию.

Слушание, ответы на вопрос. Это матрёшка.


Познавательные


Актуализация знаний

Беседа с демонстрированием иллюстраций.

Как ни странно, но у русской матрёшки дед – японец. В конце XIX века помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. В Японии деревянную игрушку называли фукурума (Приложение 1, рисунок 4), что означает весёлый складной старичок. Очень понравилась игрушка всем знакомым богатой дамы. Вот тогда и попросили знаменитого мастера из Загорска (ныне Сергиев Посад) Василия Звёздочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, ярком сарафане и с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна очень распространенному в народной среде в те времена (по-церковному Матрона, мать).

Слушание, просмотр иллюстраций, вербальная фиксация информации.

Познавательные

Воспитательные

Целеполагание

Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной игрушки - матрёшки?

Кто уже готов сформулировать тему урока?

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чтобы успешно выполнить роспись матрёшки?

Что надо делать, чтобы достичь цели?


Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в обсуждении.

Надо узнать историю игрушки, сравнить матрешёк разных мастеров, изучить народные росписи.

Познавательные

Воспитательные

  1. Обучающий этап (20 мин.)

Открытие нового знания

Чтение стихотворения Самуила Маршака и одновременная демонстрация матрёшки, которая раскрывается на глазах у детей.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех Матрёшками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой -

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую, -

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая!

А затем будет шестая!

За шестой седьмая!

А восьмая… меньше всех —

Чуть-чуть больше, чем орех!

Матрёшка символизирует материнскую любовь и семейное благополучие. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семёново, Полхов-Майдан.

Тексты на столах у обучающихся.

(Приложение 2)

Слушание стихотворения и рассматривание настоящих игрушек матрёшки, работа в группах в поиске информации и подготовка отвечать на вопросы, вербальная фиксация различных вариантов достижения цели.

Каждая группа получает лист с информацией об отличительных видах росписи и знакомится с текстом.




Познавательные Воспитательные


Закрепление изученного материала

После прочтения детьми ответы на вопросы:

Мастера, какого города расписали матрёшку, которую мы раскрыли? (Приложение 1, рисунок 2)

Какие отличительные приёмы росписи используют мастера загорские, семёновские, полхов-майданские?

Чем похожи и чем различаются игрушки этих мастеров?

Вывод: роспись придаёт индивидуальность!

Роспись матрёшки это не только эстетическое удовольствие, но и умение сделать сувенир в подарок своими руками или заработать деньги Сегодня у вас есть возможность поучиться росписи, побыть настоящим мастером.

У нас раскрыта Семёновская матрёшка.

Ученики приводят доказательства и аргументы по отличительным приёмам росписи Семёновской матрёшки.

Объясняют отличия росписи других мастеров.

У каждой из трех групп свой вид декоративной росписи Загорска, Семёнова или Полхов-Майдана. (Приложение 1)


Познавательные Воспитательные


Практическая самостоятельная работа

Учитель обеспечивает контроль успешного выполнения росписи.

Для полного успеха составим план и не будем забываем отмечать, что сделано и что осталось.

Комментарии учителя к плану по выполнению работы.

Проводим вертикальную линию от макушки до низа, она нам нужна для того чтобы симметрично нарисовать эскиз нашей будущей матрёшки. Самое сложное в матрёшке - это лицо. Лицо – это основная и главная работа. Чтобы правильно расположить элементы лица, осторожно нанесём карандашом на оставленном для лица круге 2 горизонтальные линии. Намечаем линией контуры платка, верхний край платка совпадает с контурами лица, а нижний закрывает шею и спину. Верхнюю часть круга будут занимать волосы, в средней части расположатся глаза, а в нижней части — губы и румянец. На равных расстояниях от центра нанесем 2 точки. Вокруг них тонкой линией нарисуем окружности — глаза. Затем в окружности глаза впишем по окружности меньшего диаметра — зрачки. Проведем линии века. Не надо пытаться нарисовать реалистичный носик. Обозначим его  2 точками, расположив их симметрично на расстоянии примерно 1/3 от нижнего контура лица. Разделим расстояние от носа до нижнего контура лица пополам. На этом уровне нарисуем дугообразную линию. И матрёшка сразу вам улыбнётся. Остаётся только придать форму губам. Румянец наводим на щеки с помощью ватной палочки, смоченной в разведённой красной краске, на одном уровне с линией губ.

Вы можете нарисовать, что ваша матрёшка что-то держит в руках: корзину, букет цветов, петуха, самовар, яблоки. Оживите свою игрушку – прорисуйте чёрным цветом мелкие детали. Творите, фантазируйте!

Каждая группа получает шаблоны (Приложение 3) и должна сделать комплект из 4 матрешек, от большой к маленькой.

Обучающиеся сами предлагают план действий.

1.Перевести выкройку шаблона матрёшки на альбомный лист.

2.Наметить платок.

3.Отметить точками глаза и нос.

4.Обозначить линию рта. Матрёшка должна улыбаться!

5.Нарисовать руки.

6.Прорисовать цветочные мотивы выбранной росписи.

7.Оживка - прорисовывание самых мелких деталей.


Отмечают каждый выполненный пункт плана.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Воспитательные

Развивающие

Учебные

  1. Заключительный этап (10мин.)

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Поднимите руку те, кто успел выполнить все пункты плана.

Чему научились на уроке? Рассказ группы по плану: Я узнал…Я научился…Я смог…

Что помогло вам успешно расписать матрёшку на уроке? Что помешало успеху?

У кого возникло желание свою матрёшку оформить в рамочку и повесить в своей комнате?

СПАСИБО за творческий труд!

Рассказывают по плану, отвечают на вопросы, анализируют, вычленяют проблему, если была и намечают способы исправления ошибок.

На бланке с планом - картой росписи изображают смайликом своё настроение.

Развивающие

Воспитательные


Приложение 1


Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.




Рисунок 4. Фукурума.


Приложение 2.


Материал для деятельности группами:


1 текст. Загорская матрёшка. Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Наряжен а в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы.


2 текст. Семёновская матрёшка – это сочетание красок жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самый главный декор - крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.

Эти же тексты есть и на слайде. Те, кто читают быстро, имеют возможность ознакомиться на экране.


3 текст. Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлинённому силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают её фигурку спереди. Все объединяет чёрный контур. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта. Лицо обрамляют кудри.





























Приложение 3.

Шаблон 1. Загорская матрёшка.


Шаблон 2. Семёновская матрёшка.

Шаблон 3 Полхов-майданская матрешка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Хайруллова Вера Владимировна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 242097


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства