Применение личностно-ориентированной технологии на занятиях по Прикладному творчеству в 3 классе(при изучении темы «Монотипия")»
Применение личностно-ориентированной технологии на занятиях по Прикладному творчеству в 3 классе(при изучении темы «Монотипия")»
Творческий проект на тему "Применение личностно-ориентированной технологии на занятиях по Прикладному творчеству в 3 классе (при изучении темы: Монотипия). Теория и практика, которая обозначена названием «личностно- ориентированное обучение», имеет давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание: это гуманистическая педагогика, неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы, СССР).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение личностно-ориентированной технологии на занятиях по Прикладному творчеству в 3 классе(при изучении темы «Монотипия")» »
29
ТВОРЧЕСКИЙ проект
Тема
«Применение личностно-ориентированной технологии на занятиях по Прикладному творчеству в 3 классе(при изучении темы «Монотипия")»
Выполнил:
Учитель художественного отделения
МКОУ ДОД ДШИ п. Жигалово,
Сафонова А.Ф.
2015 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………..с.3-6
Глава 1.Научно-методические основы личностно-ориентированного обучения
Раздел 1.1 Историческая справка о формировании личностно-ориентированной технологии……………………………………………………………. с.7-9
Раздел 1.2 Теория, понятия ,классификация личностно-ориентированной технологии……………………………………………………………….с.10-14
Глава 2 Использование личностно-ориентированной технологии
Раздел 2.1 Общая характеристика личностно-ориентированной технологии………………………………………………………………..с.15-19
Раздел 2.2Применение технологии личностно-ориентированного обучения на конкретном примере занятия в ДШИ……………….………………….….с.20-23
Заключение………………………………………………………………..с.24-25
Список литературы…………………………………………………………с.26-27
Приложение………………………………………………………………….с.28-36
Введение
Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Образовательный процесс строится на диалоге «ученик-учитель». Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.
В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.
Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.
Основной задачей занятий изобразительного искусства и мировой художественной культуры является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.
Творчество- высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.
Естественной основой развития творческих способностей человека является возможности его физического развития, развитость психических функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.
Развитие творческих способностей в нашей школе осуществляется на уроках технологии, уроках по развитию речи, музыки, факультативных занятиях по хореографии, вокалу, внеклассных мероприятиях чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят, и соответственно на уроках МХК и ИЗО.
Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на занятиях в ДШИ, школа тем самым вооружает школьников представлениями, знаниями и навыками о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.
На занятиях ИЗО учитель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что «… детский рисунок научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием».
Глава 1
«Научно-методические основы личностно-ориентированного обучения»
Раздел 1.1 Историческая справка о формировании личностно-ориентированной технологии
Теория и практика, которая обозначена названием «личностно- ориентированное обучение», имеет давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание: это гуманистическая педагогика, неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы, СССР).
Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. В 30-50-е гг. отечественные психологи разрабатывали основы формирующего (обучающего) эксперимента как важного метода решения проблем развивающего обучения (Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.). В 60-80-е гг. аспекты развивающего обучения исследовались в области дошкольного воспитания, начального и среднего образования (Л.А. Венгер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер и др.).
С конца 50-х гг. гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным совместно с Давыдовым. Отличительными чертами этой системы являются: направленность на высокое общее развитие школьников; высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала, резкое увеличение теоретических знаний.
В основе развивающего обучения по В.В Давыдову - Б. Д. Эльконину лежит теория формирования учебной деятельности и её субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии. Осуществление детьми учебной деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Овладение учебными действиями формирует умение учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют школьника как субъекта учебной деятельности.
Сухомлинский - педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. У него была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Он считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл - «содружество семьи и школы».
В целом педагогика сотрудничество советских учителей (70-80-е годы) очень близка гуманистической, педацентристской педагогики Запада. Идеи учителей - новаторов содержали следующее: смена позиции учителя с авторитарной на демократическую (сотрудничество); Опыт отечественных учителей показывает продуктивность сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика, воли учителя с гуманной установкой на важнейшую ценность - личность ребенка.
Основу либерального подхода в образовании США и Европы составили идеи Д. Дьюи и других реформаторов в педагогике ещё в начале XX-го века, а затем с середины века направление в психологии - гуманистическая психология. Она первая критиковала традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные словесные методы обучения, рассчитанные на память и зубрёжку, пренебрежение личностью ученика. Д. Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика все свои категории должны определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Представители гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, программированного обучения и педагогической технологии за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Представители гуманистической психологии предлагают строить обучения на иных принципах. Главным среди них можно считать принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы.
В традиционной школе, считает К. Роджерс, проходит авторитарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обучения - «опытное учение». Нужно сменить позицию учителя; создать атмосферу «свободы учения» в классе, использовать методы, стимулирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя - это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществляющего «развивающую помощь».
Раздел 1.2 Теория, понятия, классификация личностно-ориентированной технологии
Личностно-ориентированные технологии:
ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.
характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я» - концепции.
Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности:
Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления учащегося. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня:
содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель.
обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин.
достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода.
активно используется положительная стимуляция учения.
На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Преподаватель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
Классификация личностно-ориентированных педагогических технологий показана на схеме № 1.
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:
1. повысить мотивированность учащихся к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
8. отследить динамику развития учащихся;
9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Раздел 2.1 Общая характеристика личностно-ориентированной технологии
Личностный подход в образовательной технологии
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно - ориентированной образовательной парадигмы.
Осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
- Наличие комфортных и безопасных условий обучения;
- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;
- Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.
Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.
Существует мнение, что процесс интеллектуальных изменений учеников сводится к простому количественному накоплению особенностей, которые заложены уже в мышлении трёхлетнего ребёнка, к дальнейшему, чисто количественному росту, к которому само слово «развитие» уже не применимо. Наиболее последовательно эту точку зрения выразила Ш. Блюмер в теории переходного возраста, где также констатируется дальнейшее равномерное развитие интеллекта в период полового созревания.
Развитие мышления ребёнка невозможно без участия учителя. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого урока в отдельности следует считать когнитивное развитие личности. Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.
Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.
В детском возрасте часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: ученики уклоняются от ответов, не проявляют инициативы.
Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков (например, проводить регламентированные дискуссии) в целях повышения продуктивности учебной деятельности.
Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.
Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д.
Важным является ещё один фактор - оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока.
Таблица. Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.
Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель.
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми.
Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле.
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных.
Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.
Раздел 2.2 Применение технологии личностно-ориентированного обучения на занятии в ДШИ
Занятие должно носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, где, кроме прочего, важен талант и эстетический вкус, уже заложенные генетически, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта, которые знакомы им. Поэтому начальной точкой организации занятия является актуализация субъективного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Так как центром всей образовательной системы при личностно-ориентированном подходе является индивидуальность ребенка, что особенно ярко выражено на занятиях, то методической основой данного подхода можно считать индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, отсюда и основными организационными формами будут классно-урочная и индивидуально-дифференцированная. Но, так как я применяю личностно ориентированный подход на занятиях ИЗО, а не в индивидуальной работе, то основным видом деятельности на моих занятиях является система малых групп. На занятиях ИЗО нужно стараться инициировать субъективный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки, особенно у них. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», « я не люблю рисовать» и т.д. ведь ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать или же свои фантазии изобразить на бумаге в таких случаях очень помогает личностно ориентированный подход.
В 1 классе в третьей четверти на нескольких уроках ребята знакомятся с темой «Фигура человека, портрет». Тема довольно сложная, требующая наблюдательности, внимания и, конечно, усердия. Сначала они учатся изображать портрет человека в соответствии с пропорциями, затем на основе полученных навыков рисуют графический портрет, пишут живописный этюд. Разделим ребят на несколько групп:
- уличные художники;
- художники-мультипликаторы;
- косметологи-визажисты;
- реставраторы.
Естественно, самая сложная работа была у уличных художников, которым пришлось создавать портреты с натуры (модель они выбирали сами). Работали они углем или пастелью.
«Мультипликаторам» пришлось пофантазировать, так как сложно в наши дни создать новых «мультяшек», не похожих на уже известные образы. Эти ученики работали гуашью, цветными карандашами или фломастерами.
«Косметологам» предлагалось создать эскиз макияжа для маскарада. Материалы для работы они выбирали сами.
А вот «реставраторам» пришлось дорабатывать портреты кисти известных мастеров (заранее подготовленные мною черно-белые ксерокопии с «испорченными» чертами лица).
Ребята очень быстро могут выбрать для себя вид работы, так как на предыдущих занятиях уже каждый уже смог определиться в каких видах деятельности он сильнее, что ему интереснее.
Занятие получится ярким, веселым. Каждый ученик сможет самореализоваться. «Неужели это я сам нарисовал!» Ради таких слов, ради заметно появляющегося чувства уважения к своей работе, к её результатам у ребят метод личностного ориентирования важно применять его на уроках, в том числе, на уроках эстетического воспитания.
Заключение
К достоинствам личностно ориентированного обучения относится, прежде всего, внимания к внутреннему миру ребенка, развитию личности школьника посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка - это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения, что отмечает сами западные педагоги. Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентированный тип обучения.
Важно с самого начала для каждого ребенка создать не изолированную, а разностороннюю школьную среду, чтобы дать возможность проявить себя. Когда учитель выявит эту возможность, тогда можно рекомендовать или давать выбрать благоприятные для развития ребенка дифференцированные формы обучения. Мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации позволяют фиксировать избирательные предпочтения ребенка, активность и самостоятельность ученика.
Сложная технология личностного ориентирования состоит в том, что она предполагает специальное составление учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в процессе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса в целом. В наши дни, к сожалению, образование обособлено, закостенело, направлено скорее на расширение объема знаний, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, а не на преобразование личного опыта каждого ученика. Поэтому применение личностного ориентирования как основы пока невозможно, скорее, только частично, избирательно, в качестве педагогического подхода, а не системы. Я стараюсь на занятиях, использовать этот метод почти на каждом занятии. Да, это сложно и требует дополнительных затрат времени и сил, кроме того, особенность этого метода состоит в необходимости контроля и оценки не только результата, но, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик (в математике – выбор решения; в литературе – выбор вида работы (анализ, ответы на вопросы, выразительное чтение, иллюстрирование) над произведением; а на занятиях ИЗО – процесс работы, индивидуальность, творчество, использование различных материалов и методов). Результат субъективной деятельности ребенка на занятии, а в особенности на уроке изобразительного искусства превосходит все границы: работы детей настолько индивидуальны, красочны, значимы, что каждую такую работу можно назвать произведением детского творчества.
В наши дни мы, учителя, не должны давить на детей. Обучая их, мы должны помочь им развить их собственный опыт, это и будет личностно ориентированное обучение, которое является составляющей частью педагогики сотрудничества.
Список литературы
Основные источники:
1.Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с.
2.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2007. – 96с.
3.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2008. - 176с.
4. Бондаревская, Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.- Ростов н/Д. : Ростиздат, 2006. - 236 с.
5. Бондаревская, Е. В. Учителю о личностно-ориентированном образовании / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.- Ростов н/Д. : Ростиздат, 2006. - 176 с.
6. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А. В. Хуторской. - М. : ВЛАДО-ПРЕСС, 2009. - 178 с
Дополнительные источники
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. С. А. Смирнова. - Москва, 2009. - 2-е изд., испр. и доп.
2.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. / Под ред. В.А. Сластенина. - Москва, 2007.
3. . Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Москва, 1990. - 2-е изд., испр. и доп.
4. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. - Москва, 2008.
5. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, педагогов, психологов. / Под ред. В. А. Петровского. - Москва, 2006.
6. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. - Москва, 2009.
Конспект занятия по Прикладному творчеству в 3 классе
по теме "Монотипия как основа изображения пейзажа"
Цели:
сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;
Задачи:
познакомить с одним из видов оформления интерьеров - монотипией.
развивать художественные навыки при выборе цветового решения в технике монотипия.
формировать у учащихся положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать;
расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя;
воспитывать патриотическое отношение к деятельности художников в окружающей жизни.
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, беседа, беседа, рассказ.
Оборудование:
Для учителя: образцы изделий современного декоративного искусства.
Для учащихся: стекло, кисти, акварельные краски, баночки с водой.
Оформление доски: тема урока. Слова: интерьер, живопись, пейзаж, цвет, монотипия, силуэт. Образцы изделий современного декоративного искусства, инструктаж выполнения практической работы.
Ход урока
1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2. Повтор пройденного материала
3 Изложение нового материала
3.1. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством. Монотипия.
3.2. Показ образцов изделий современного декоративного искусства.
- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.
- Что означает слово "интерьер"?
(Внутреннее убранство здания, помещения.)
- А люди, какой профессии занимаются интерьерами?
(Художники и дизайнеры.)
В отличие от народных мастеров, которые связаны в своем творчестве традициями, передаваемыми из поколения в поколение, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
3.3. Что такое живопись, цвет
Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Живопись означает писать жизнь. Писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность.
Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Когда будете выполнять работу, придерживайтесь принципа цветовой гармонии, и ваши рисунки получатся действительно красивыми. Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только черно-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели. Даже воздух по-разному окрашивает, дали лесов или гор, помогает нам ориентироваться в пространстве. В различное время дня в зависимости от цвета освещения изменяются оттенки неба, земли и воды. В сумерки наиболее яркими кажется зеленый цвет. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено- голубые цвета светлеют. Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.
С древних времен цвет тесно связан с жизнью человека. К примеру, в Древней Греции была разработана целая система, в которой гласные звуки древнегреческого языка и ноты соответствовали определенным цветам:
альфа-до-красный
эпсилон - ре-оранжевый
эта-ми-желтый
иота-фа-зеленый
омикрон-соль-голубой
ипсилон-ля-синий
омега-си-фиолетовый
Писатель Владимир Набоков даже каждую букву алфавита соотносил с определенным цветом.
Наука о цвете возникла очень давно. Еще в 4 веке до н.э ученый Аристотель в Древней Греции пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления.
3.4. История создания техники монотипия
Монотипия (от греч. monos - один и typos - отпечаток) - вид печатной графики, в которой краски наносятся от руки на совершенно гладкую поверхность металлической доски; единственный уникальный отпечаток получается под давлением станка. Монотипия отличается тонкостью цветовых соотношений и напоминает акварель.
Одной из простейших графических техник считается монотипия. На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое.
Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советуем использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Попробуйте нарисовать и отпечатать осенний или летний пейзаж, букет цветов в вазе...
Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге - ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной писчей бумаги.
Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Малышам доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщатся к "таинству" работы с красками, водой, бумагой - основными орудиями труда художника-графика.
Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.
Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью или масляной краской на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните... Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.
Показ последовательности выполнения осеннего пейзажа методом "монотипия".
Нанести рисунок на одну половину листа, осторожно свернуть лист пополам и разгладить его. Открыв лист, дети увидят, что все их изображение "окунулось" в воду, отразилось в ней.
- Вот какие чудеса встречаются в природе. Вода, как зеркало. Когда работа подсохнет ее нужно дописать техникой письма по сухому (деревья, кустарники)
4. Практическая работа.
4.1. Инструктаж безопасности при работе.
4.2. Предупреждение ошибок.
4.3. Работу можно выполнять в пар или самостоятельно.
4.4. Получение фона при помощи техники монотипия. Выбор основной гаммы цветов. На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года".
Прижми и отпечатай
Основные приемы работы в этой технике монотипия.
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Можно прокатать и фотоваликом. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Отсюда и название - монотипия (от греческих слов monos - один, единый и typos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое. И не гонитесь сразу за многоцветьем. Лучше сначала поработать двумя или даже одной краской.
Влажный оттиск оставьте просыхать на столе. Его можно прикрепить кнопками, к специальной деревянной доске или же повесить сохнуть на веревку, прикрепив прищепкой. Так сушат фотоотпечатки.
Постарайтесь вглядеться в оттиск увидеть в них звезды и цветы. Узоры могут вызвать ассоциации с диковинными глубоководными рыбами или моллюсками, с причудливыми созвездиями на ночном небе, облаками, кристаллами или раковинами.
Физминутка. Ремонт дома использование техники монотипия.
4.5. Рисование пейзажа (силуэт)
Пейзаж (фр. Местность, страна, родина)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида , местности.
Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи. Картины, в которых главным было изображение природы, стали создавать в Голландии в 17 веке. Жанр пейзажа не только говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещение, но и передать чувства и настроение. В основе любого пейзажа лежит реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное-это индивидуальность художника. Он рисует не всегда так, как в натуре, а передает свое внутреннее ощущение состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.
Мы будем рисовать пейзаж при помощи силуэта. Силуэт- плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики .Силуэт подобен тени объекта. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.
5. Итог урока. Обсуждение выставочных работ.
- О каких видах современного декоративного искусства вы узнали впервые?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?
(Для оформления интерьеров здания.)
Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно, какие были разногласия при работе в паре.
- Как изменилось бы помещение?
Лучшими работами ребята украшают свой кабинет, коридоры школы.