kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правило золотого сечения при построении композиции в резьбе по дереву».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разрабатывался для  воспитаников "Дома детского творчества" по той причине что в школе не достаточно затрагиваются данные направления на уроках рисования и придя ко мне на занятия дети не все могут составить композицию для резьбы по дереву.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правило золотого сечения при построении композиции в резьбе по дереву».»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Чемальский «Дом детского творчества»









Творческое объединение «Резьба по дереву»

Методическая разработка занятия

«Правило золотого сечения при построении композиции в резьбе по дереву».





Автор: Половников Василий Васильевич,

педагог дополнительного образования.




















с. Чемал, 2016 г.



План – конспект открытого интегрированного занятия.

ТЕМА: «Правило золотого сечения при построении композиции в резьбе по дереву»

Вид занятия: интегрированный.

Тип занятия: комбинированный

Место проведения: МУ ДО «Чемальский ДДТ» , то «Резьба по дереву»

Время проведения: 90 минут

Возраст обучающихся: 9-14 лет

Форма организации обучения: урок-путешествие

ЦЕЛЬ: Ознакомление с основными правилами построения композиции при изготовлении изделий из дерева.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- познакомить детей с видами композиции;

- познакомить с техникой построения золотого сечения;

Развивающие:

- развить творчество и фантазию, наблюдательность и воображение

-развивать моторные и осязательные качества при рисовании;

Воспитательные:

- содействовать воспитанию эстетического вкуса

- привить уважительное отношение к труду.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, практический, эвристический, креативный.

Оборудование: фото, иллюстрации, книги, схемы построения золотого сечения, рисунки, готовые детские изделия из дерева.

Техническое оснащение: ПК, проектор, экран.

Форма организации деятельности обучающихся: коллективная.

Формы контроля: наблюдение педагога, самоанализ, выставка.

Ожидаемые результаты:

• Знание основных законов композиции (центр композиции, равновесие, ритм, статика, динамика).

• Применение этих законов.

• Навыки и приёмы работы с карандашами и красками.

• Навыки и приёмы работы при составлении композиции.

План занятия

Организационная часть: приветствие, сообщение темы и цели занятия, определение формы занятия – 5 минут

Теоретическая часть: путешествие 22 минуты, в т.ч.:

Петешествие с Хоттабычем по древним городам. - 3минуты

Петешествие с Хоттабычем по музеям и картинным галереям - 3 минуты

Композиция и компановка - 4 минуты

Правило золотого сечения- 3 минуты

Правило третей - 3 минут

Правило диагоналей - 3минуты

Золотая спираль - 3 минуты

Практическая часть: творческая мастерская – 58минут.

Итоги занятия: 5 минут

Материалы и Оборудование:

Простые карандаши,

Альбом для рисования

Краски и цветные карандаши

Ластик

Линейка, палитра, стаканчик «Непроливайка».

Ход занятия;

Здравствуйте, ребята, я очень рад вас снова видеть в нашей мастерской. У меня сегодня замечательное настроение, а с каким настроением сегодня пришли вы?

Если кому то грустно давайте вспомним красивую смешную картинку и улыбнёмся друг другу.

Ребята, расскажите мне, что вы любите больше всего на свете? (ребята по очереди называют то, что они любят). А вот я очень люблю красивые добрые сказки, а ещё я люблю путешествовать. А вы любите? А давайте мы с вами попробуем сегодня на нашем занятии объединить их и отправимся в путешествие в античные времена, когда зарождалась великая классическая живопись, а поможет нам в этом интернет и старик Хоттабыч.

Дети: Давайте!

Педагог: Приведу слова великого философа древности Аристотеля и Аврелия Августина .

В наслаждении красотою есть элемент наслаждения.

Аврелий Августин 354—430 — философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик.

«Ничто не нравиться, кроме красоты,

в красоте - ничто, кроме форм,

в формах - ничто, кроме пропорций,

в пропорциях - ничто, кроме числа.» Аврелий Августин.

Мы сегодня с вами не только узнаем названия некоторых из полотен великих живописцев, но и какую хитрость они применяли при написании своих картин.

Но и конечно мы с Вами сами при помощи этих хитростей попробуем составить свою собственную композицию, а может даже и свой шедевр.

Педагог одевает чалму и бороду.

Старик – Хоттабыч ну что отроки моих очей представьте, что мы на ковре самолёте и летим в античную Грецию, к философу и математику Пифагору в те города а верней на те древнейшие развалины что нам достались от потомков великих греков.

Смотрим слайды с архитектурой древней Греции.

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Kорбюзье нашел, что в рельефе из храма фараонa Cети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Pамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.

Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.

Смотрим слайды по архитектуре с применением золотого сечения разных стран и народов.

Парфенон 5 век до н.э.

Пирамиды Хеопса. ~2560 до ~2540 до н. э.



Тадж-Махал. Индия. 1630-1652гг. Покровский собор в Москве.

Хоттабыч: О лучезарные потомки наших предков, я к Вам обращаюсь, ребята видите, что все здания очень красивы и построены по определённому закону, закону золотого сечения.

А теперь о внимательнейшие уши моего голоса перенесёмся в картинные галереи музеев мира и посмотрим работы величайших мастеров карандаша и кисти. Золотое сечение находит применение и в живописи. Его называют исключительным, превосходнейшим, замечательнейшем.

О отроки моего бытия смотрим слайды картин величайших художников и наслаждаемся.

Композиция Леонардо да Винчи основана на золотых треугольниках, которые являются частями правильного звездчатого пятиугольника.

Посмотрим на картину Рафаэля "Избиение младенцев" не знаю, рисовал ли Рафаэль золотую спираль, когда задумывал композицию этой картины, но Раймонде эту спираль увидел, когда завершал эскиз Рафаэля.

Хоттабыч; Ну а теперь отроки моей мастерской поговорим уже серьёзно у нас новая тема занятия «Правило золотого сечения при построении композиции в резьбе по дереву».

Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги другими словами нужно уметь составить или скомпоновать композицию, опираясь на знания наших великих предков которые использовали правило золотого сечения..

Что такое композиция и компановка.

КОМПОЗИЦИЯ (от латинского «componere» — складывать, строить) — термин, употребляемый в искусствоведении.

Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму.

Термин "композиция" применяется в двух аспектах:

1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения. Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Компоновка - составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово "композиция" означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий "композиция" и "компоновка" носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком.

Термин "композиция" употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция" - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают:

• станковые,

декоративные и декоративно прикладные,

• монументально-декоративные,

• монументально-скульптурные,

• театрально-декорационные,

• объемно-пространственные.

Композиции предметов прикладного искусства и дизайна это;

  • К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции.

  • К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое.

  • К монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др.

  • К театрально-декоративным - эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов.

  • К объемно-пространственным - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Ребята заостряю Ваше внимание на то, что мы будем составлять по другому сказать компоновать композиции декоративные и декоративно прикладные, декоративные и декоративно-прикладные композиции включают в себя всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое.

Когда соблюдены все условия построения композиции, рисунок кажется гармоничным и завершенным, в то время как в противном случае взгляду что-то «мешает», или нам кажется что в рисунке чего то не хватает хоть мы можем и не всегда это осознавать. Чтобы избегать таких сложностей, достаточно знать и использовать основные правила.

Правило золотого сечения

Принято считать, что правило золотого сечения вывел Пифагор, он даже создал тайную школу, где изучалась мистическая суть этого явления. Не потерял своей актуальности этот прием и сегодня. Золотое сечение применяется в самых разных видах искусства: архитектуре, живописи, и в фотографии, позволяя сделать рисунки выразительными, притягивающими взгляд.

С точки зрения математики золотое сечение – это такое деление отрезка на части, при котором весь отрезок так относится к большей своей части, как сама большая часть относится к меньшей. a : b = b : c или c : b = b : a.

Когда мы говорим о рисунке, золотое сечение приобретает следующий вид.

Было обнаружено, что точки пересечения линий автоматически привлекают взгляд зрителя, независимо от того, что там изображено. Расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев снимка.

Было обнаружено, что точки пересечения линий автоматически привлекают взгляд зрителя, независимо от того, что там изображено. Расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев снимка.

Правило третей его используют фотографы.

Есть и упрощенный вариант использования золотого сечения – правило третей. В этом случае кадр делится на девять равных частей, а точки пересечения линий сечения расположены на расстоянии 1/3 и 2/3 от края кадра. Не смотря на отличие от золотого сечения, технологическая простота сделали эту схему популярной и часто используемой в современной жизни. Изначально оно применялось в пейзажных картинах, где на одной из осей сечения располагался горизонт.

Однако, некоторые фотографы, такие как Александр Лапин, считали, что «так называемое правило третей придумано для начинающих, которые просто не знают, как скомпоновать кадр». Тем не менее именно эта сетка нанесена на видоискатели большинства современных фотоаппаратов.

Правило диагоналей

Аналогично правилу третей, есть и упрощенный вариант диагонального сечения – правило диагоналей. В этом случае линейные объекты располагаются на диагоналях, придавая снимку динамику. При этом диагональная линия, направленная слева направо снизу вверх подчеркивает движение и делает снимок более энергичным. А линия, проведенная слева направо сверху вниз, используется в более спокойных сюжетах. Связано это со сложившейся в нашей культуре традицией читать слева направо.

Золотая спираль

Эта схема кажется сложной только на первый взгляд. На самом деле тут применяется тот же принцип золотого сечения. Используя эту спираль при построении композиции, главный объект кадра размещается в середине спирали, дополнительные – по линии.

Это лишь малая часть того, что стоит знать о компоновке рисунка и построении композиции. Однако эти несложные методы позволят получать интересные композиции рисунков и развиваться в своем творчестве дальше.

Тайна золотого сечения это плод высшей гармонии, дарующей красоту, проста и недосягаема в одночасье. Его воплощенную суть мы видим в повседневной нашей жизни и в простых естественных вещах, на которые привыкли не обращать внимания. Великие умы, самые ярые искатели тайн бытия, такие как Эйнштейн, разгадывали точное значение золотого деления. Однако далее, чем бесконечное количество цифр после нуля, еще никто не продвинулся... Так какие же выводы делать нам? Как раз те, о которых твердит мудрость веков: ничто не идеально. Но к идеальному нужно стремиться ради создания высшей красоты, раскрытия тайны этого мира и нашего с вами сознания.

Практическая часть.

Приступаем к практической части нашего занятия.

Составляем цветочную композицию.

Я Вам рисую на доске образец.

Вы рисуете у себя в альбоме.

Условие задания Ваш рисунок не должен быть копией моего рисунка.

Приятной Вам работы.



Рисунок для детей на классной доске.





Итог.



Закрепление знаний.

Давай ещё раз повторим .

Для каких целей использовали композицию?

Что полезного в золотом сечении?

Что такое золотое сечение?

Где можно использовать золотое сечение?

Что такое компоновка и композиция?





А теперь выставка индивидуальных работ. Вы ребята большие молодцы!

Рефлексия. Проведём самоанализ своих рисунков и рисунков своих товарищей.

Вам понравились свои рисунки?

Вам понравилось сегодняшнее занятия?

Вы будете применять правило золотого сечения при рисовании?



Уборка Рабочего места.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Правило золотого сечения при построении композиции в резьбе по дереву».

Автор: Половников Василий Васильевич

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377624


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства