Учебно-воспитательные цели и задачи: ознакомить с изобразительными материалами к урокам рисования; формировать у детей навыки владения художественными средствами, напомнить о традиционном и нетрадиционном способах рисования; развивать у учащихся интерес к использованию различных изобразительных материалов и занятиям изобразительным искусством.
Материалы к уроку
Для учителя: листы ватмана, акварель, кисточки, салфетки, посуда с водой.
Для учащихся: мольберты, листы альбомной бумаги, цветные карандаши, акварель, кисточки, салфетки, посуда с водой.
Примерный план урока:
1. Организационный момент.
2. Организационно-познавательная беседа по теме урока.
3. Ознакомление учащихся с видами акварельных красок.
4. Демонстрация приемов рисования.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока
Учитель рассказывает ребятам, что для того чтобы осуществить свой творческий замысел, художник использует верных помощников. И на этом занятии учащиеся познакомятся с ними. Это художественные материалы (альбом, карандаши, кисточки, палитра и др.), которые учитель достает из «волшебного сундучка» с комментариями (к ним желательно привлекать самих учащихся). Из сундучка извлекается еще один помощник художника - красивая коробочка (коробка красок). Педагог говорит, что в этой коробочке живет веселая семья красок (здесь учитель может процитировать стихотворение о красках или рассказать о них сказку) и объясняет, что сегодня дети на уроке будут рисовать красками.
Затем педагог предлагает учащимся рассмотреть репродукции в учебнике и послушать стихи о солнечном лете.
Лето
- Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине.
Сосны, клёны и дубы.
Землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
(В. Орлов)
Обращаясь к ученикам, учитель выясняет, какие чувства у них возникают, когда они разглядывают репродукции, помещенные в учебнике, и слушают стихотворения. Меняется ли у них настроение и почему? Затем учитель предлагает им нарисовать свое веселое настроение как одно из состояний природы. В беседе с учениками учитель спрашивает мнение детей, какими цветами можно нарисовать летний день, как передать в рисунке свое настроение?
Учитель обобщает ответы ребят и демонстрирует приемы и последовательность рисования солнечного дня на доске, попутно поясняя, как использовать в работе тот или иной инструмент (карандаш, ластик, бумагу, палитру, акварель, кисти, тряпочку и т.д.) Он напоминает им цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и предлагает нарисовать ее.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель может включить подходящую музыку, чтобы создать у ребят позитивный настрой.
В конце занятия педагог устраивает выставку детских работ и подводит итог урока.