конспект урока предназначен для учащихся 6 класса. по предмету изобразительное искусство по программе Б.М. Неменского. раскрывает суть понятий "воздушная перспектива", "законы воздушной перспективы"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Построение протсранства в пейзаже»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №38» г. Белгорода
Конспект урока
по теме: «Построение пространства в пейзаже»
(для учащихся 6-х классов)
учитель изобразительного искусства
Енина Елена Ивановна
Белгород 2017 г.
Тема: «Построение пространства в пейзаже».
Цель: познакомить учащихся с возможностями передачи пространства в пейзаже, расширить и обобщить знания в области воздушной перспективы, сформировать навыки в передаче образа пейзажа.
Задачи:
образовательные:
расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства;
показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа;
2. развивающие:
- развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства;
- овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;
- совершенствовать технику работы с красками;
- развивать сенсорную сферу учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
- формировать познавательный интерес учащихся к предмету;
- развивать творческую фантазию;
3. воспитательные:
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
- формировать нравственные качества личности;
-воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: для учителя: конспект занятия, наглядный материал, ИКТ
для учащихся: альбомные листы, простой карандаш, резинка, краски или цветные карандаши.
Ход занятия.
Организация занятия.
- установление в классе должной дисциплины
- регистрация отсутствующих в журнале
- проверка готовности учащихся к занятию.
- проверка домашнего задания.
2. Сообщение темы урока.
Основные законы линейной перспективы мы уже знаем. А сегодня на уроке наша цель: узнать законы воздушной перспективы и используя их построить пространство в пейзаже.
Строить пространство в пейзаже мы уже учились, используя линейную перспективу. Мы знаем, что важно определить положение линии горизонта на листе бумаги. Сегодня мы попробуем создать композицию-пейзаж «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти».
Композиция в пейзаже.
Одним из выразительных средств создания пейзажа является пространство. В построениипространства на плоскости важно учитывать множество аспектов. Формат картины, положении линии горизонта, композиция, воздушная перспектива.
Формат картины выбирается в соответствии с основной формой предметов. Для изображения высокого предмета выбирают вертикальный формат, для длинного – горизонтальный. Важно и положении линии горизонта в пейзаже. Оно должно соответствовать замыслу художника. Низкий уровень горизонта подчеркнет мощь и величие предметов, изображенных на переднем плане. Высокий горизонт подойдет для панорамной композиции, так же он может передавать эффект тяжести и тревоги.
3.Формирование новых знаний.
Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы.
Запись в тетрадь:
«Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства».
Давайте последовательно разберемся в ее законах на примере работ художника Шишкина.
Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из - за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид.
Шишкин в рисунке «Дубы» изображает старый дуб. Его кора испещрена глубокими трещинами, ветви широко раскинутые, закрыли небо на коре, ветвях и листьях играют мелкие пятна света и тени, дробя и оживляя их.
Поодаль художник изображает группу деревьев. Он очерчивает всю из массу и закрывает темно – зеленым тоном. Не видно деталей, все дается цельно, большими пятнами.
Еще обобщеннее показывают самые дальние деревья, слившиеся в одну зелено – серую полосу.
Если в средней группе деревьев светом и тенью выявлены самые крупные ветви, то здесь мы не видим ни стволов, ни ветвей, ни, тем более листьев. Вся глубина пространства разделилась на три плана – ближний, средние и дальний.
Из сказанного можно вывести первый закон воздушной перспективы. (на листе отпечатанный закон помещается рядом с картиной).
Первый закон: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщено; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.
В другом рисунке «Опушка лиственного леса» Шишкин изображает лиственный лес, перед ним опушку с разными цветами. Художник тщательно прослеживает, как по мере удаления теряется четкость контуров травы, кустов.
Из этих наблюдений можно вывести второй закон.
Второй закон:Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удаленных – мягче.
Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Если сравнить освещенные солнцем камни первого плана с деревьями на дальнем плане, в картине Шишкина «Лесные дали» можно заметить, как велика разница в их яркости. Цвета дальнего леса точно померкли, потемнели из- за мутной толщи воздуха. Темные или затемненные части, напротив на большом расстоянии светлеют. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь замутненные воздух, отражается во все стороны от мутящих его частиц. Образуется светлая завеса, которая прикрывая темные предметы и тени, делает их светлее. Из этих наблюдений можно вывести третий закон.
Третий закон:Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветлять.
В картине Шишкина «Перед грозой» мы видим, как солнечный свет, выделяет каждую травинку, цветочек и вызывает густые темные тени, падающие от высоких деревьев. Здесь возникает светотень контраста светлого и темного, но на большом расстоянии контрастность между светом и тенью исчезает. Освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененными, что делает дали почти одинаково серыми. На этом примере мы видим четвертый закон.
Четвертый закон:Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.
Как бы чист и прозрачен не был воздух, он содержит мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей.
Воздушная синяя и голубая дымка окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки. Это изменение цвета предметов по мере их удаления от наблюдателя наглядно выражено в картине Шишкина «Лесные дали», Где пространство как бы делится на несколько цветовых зон.
На первом плане ярко – зеленая группа деревьев; на втором такие же деревья кажутся менее зелеными; на третьем – синими, на дальних планах – голубыми разной насыщенности.
Наблюдения этих явлений позволяют сформулировать пятый закон воздушной перспективы.
Пятый закон:Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый, для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.
Рассмотрим еще картину Шишкина «Уголок заброшенного сада». Мы увидим, что изображение ближних предметов осуществляется богатством оттенков, а дальних предметов – скудной цветовой гаммой.
Так в траве на первом плане мы видим различные оттенки зеленого желтоватые в освещенных местах листья и бело – желтые соцветия.
Посмотрим теперь живописное состояние удаленных предметов. Художник использует всего лишь два – три оттенка зеленого цвета для обобщенного изображения травы и кроны деревьев.
Это особенность нашего видения формулируется в шестой закон воздушной перспективы.
Шестой закон:Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.
Зная и применяя перечисленные законы перспективы, вы сможете грамотно и эмоционально передать пространство пейзажа.
4. Закрепление знаний
Перечислите законы воздушной перспективы, рассмотренные на уроке ( на доску вывешиваю лист бумаги формата А-3, имитирующий пространство, небо и землю.
Зная законы линейной и воздушной перспективы из картинок-призов мы сейчас составим свой пейзаж. Приклейте свои картинки на листе, соблюдая законы перспективы. ( Учащиеся составляют пейзаж).
5. Практическая работа.
Выполнение композиции на тему: «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти», «Пейзаж, который хотел бы видеть вокруг себя».
Материалы: акварель, гуашь, цветные карандаши, бумага, простой карандаш, кисти.
6. Анализ работы: Учащиеся вывешивают работы на доске. Один из желающих анализирует.