kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Портрет-зеркало души Методическая разработка открытого урока по истории искусств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача современного учителя состоит в том, чтобы научить детей самим и постоянно, в течение всей жизни формировать свои умения и знания в соответствии с потребностями изменяющегося мира. И не только обладать необходимой информацией, но и уметь ей пользоваться. Данный урок предполагает связь как предметов изобразительного искусства: прикладной композиции и истории искусств, так и русской литературы. Учащимся дается возможность применить знания, освоенные на предыдущих уроках и закрепить их в различных учебных ситуациях. Выбор данной темы связан не только с тем, что тема портрет ежегодно просматривается в календарно-тематических планах отделения, усложняясь от года в год, но  и с тем, что знания и умения, приобретенные на данном уроке, могут пригодиться за пределами школы. Развиваясь на подобных уроках как художник, и приобретая дополнительный багаж знаний, учащиеся смогут применить их в различных ситуациях: на олимпиадах, в беседе, занимаясь с младшими братьями и сестрами. И пусть учащиеся не станут художниками и литераторами, но данная форма работы им поможет блеснуть в нужной ситуации своими умениями и знаниями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Портрет-зеркало души Методическая разработка открытого урока по истории искусств»

Согласовано

Завучем по УМР

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

___________Росина Е.А.

« » ноября 2019 г.



Подготовила

Преподаватель ИЗО отделения

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

______________ Журавлева И.Б.

« » ноября 2019 г.




Портрет-зеркало души

Методическая разработка

открытого урока

по истории искусств

3 класс

Преподаватель: Журавлева И.Б.

г. Шемонаиха

2017-2018 учебный год




Портрет-зеркало души

Методическая разработка открытого урока


Предмет: прикладная композиция, история искусств

ФИО преподавателя: Журавлева Ирина Борисовна.

У ровень образования учащихся: 3 класс.

Методическое обоснование урока:

Задача современного учителя состоит в том, чтобы научить детей самим и постоянно, в течение всей жизни формировать свои умения и знания в соответствии с потребностями изменяющегося мира. И не только обладать необходимой информацией, но и уметь ей пользоваться. Данный урок предполагает связь как предметов изобразительного искусства: прикладной композиции и истории искусств, так и русской литературы. Учащимся дается возможность применить знания, освоенные на предыдущих уроках и закрепить их в различных учебных ситуациях. Выбор данной темы связан не только с тем, что тема портрет ежегодно просматривается в календарно-тематических планах отделения, усложняясь от года в год, но и с тем, что знания и умения, приобретенные на данном уроке, могут пригодиться за пределами школы. Развиваясь на подобных уроках как художник, и приобретая дополнительный багаж знаний, учащиеся смогут применить их в различных ситуациях: на олимпиадах, в беседе, занимаясь с младшими братьями и сестрами. И пусть учащиеся не станут художниками и литераторами, но данная форма работы им поможет блеснуть в нужной ситуации своими умениями и знаниями.


Тип урока: Комбинированный, интеграционный урок


Цель: Систематизация ЗУН по предметам прикладная композиция и история искусств, в процессе создания автопортрета.


Задачи:

Образовательные: 
- закрепить знания по предметам прикладная композиция и история искусств;
- закрепить знания о разновидностях портретов;

- сформировать базу знаний по истории развития портретного жанра.

Развивающие: 
- развить образное и логическое мышление, речь, память;

- развить практические умения по прикладной композиции и истории искусств;

- развить умение применять свои знания на практике.

Воспитательные: 
-содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям;

-повысить мотивацию в развитии своих творческих способностей.


Планируе

мые результа

ты:

Предметные:

- знать способы построения и композиционного решения, терминологию, известных художников-портретистов.

-уметь рисовать, отвечать на поставленные вопросы, излагать свои мысли в устной форме.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению и применению способностей в области прикладной композиции и истории искусств;

- проявлять уважительное отношение к своим одноклассникам;


Метапредметные:

- иметь возможность глядя на художественное произведение (портрет), сформировать собственное мнение, поделиться своим восприятием мира ;

- осознавать, что знания одного предмета, могут применятся на другом;

- уметь самостоятельно формулировать вопрос на основе собственных знаний и умений.

Основные понятия: портрет, художник, рисунок, композиция, история, техника исполнения, средства художественной выразительности, сфумато

Межпредметные связи: прикладная композиция, история искусств, рисунок, литература

Технологии: Здоровьесберегающие, личностно-ориентированный подход, ИКТ, проектная метапредметные (технология деятельностного метода, технология проблемного диалога).

Методы: Наглядный метод, практический метод, познавательный метод – восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала по теме урока, преобразовательный метод – усвоение и творческое применение учащимися знаний, умений и навыков, метод проектной деятельности, театрализации.

Форма урока: Индивидуальная, групповая

Ресурсы

Литература:

- Азимбаева К.М., Арсабиева Л.А., Бутакова И.А. «Демократизация содержания образования в сфере художественно-эстетического развития учащихся». Усть-Каменогорск «Медиа-Альянс»2007г;

- Одноралов Н.В. «Материалы в изобразительном искусстве». Москва «Просвещение» 1983г;

- Орловский Г.И. «Учитель изобразительного искусства и его работа». Москва «Просвещение» 1987г;

- Суворова Г.Ф. «Средства обучения и методика их использования в школе». Москва «Просвещение» 1990г.

Интернет-сайты:

- http://videouroki.net.;

- http://urok-izo.narod.ru/;

- https://sites.google.com/a/labore.ru/;

- http://veniedruzaj. ucoz.ru/load/.

Наглядно-демонстра

ционный материал

Музыкальный материал:

Ванесса Мей Призрак оперы

Музыка ангелов

Скрипка

Звезда

Дьявольские трели

Ромео и Джульетта

Оформление:

Репродукции картин (портреты);

Стенд с основными терминами;

Образец для выполнения практического задания.


Оборудова

ние

Для учащихся:

-Заготовки для выполнения задания (выполненные на предыдущем уроке автопортреты в виде силуетов, элементы для композиции);

-Образцы;

-Чистая бумага формата А№;

-Акварельные краски;

-Палитра;

-Ножницы;

-Клей;

-Лист с заданием;

-Тетрадь


Для учителя:

-Образцы;

-Компьютер;

-Стенд с репродукциями картин известных художников-портретистов;

-Музыкальное сопровождение;

-Значки для рефлексии.




Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности). (5 мин.)





Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок прикладной композиции и истории искусств одновременно. А начать его я хочу с притчи о художнике. Но прежде всего, ответьте мне на вопрос: Что такое притча?

(При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне).

А теперь внимательно слушаем. В конце, мне бы хотелось услышать ваше мнение.


Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я… 
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, – 
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал! 
Теперь живи, её от мира не тая. 
Твоя душа – подобна красоте утренней зари! 
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»

-Ребята, скажите пожалуйста, почему художнику удавалось обратить внимание в людях на то, что они сами не замечали? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?»

(ответы учащихся)

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные:

Имеют мотивацию к учебной деятельности.


Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Думают, формулируют ответ.




Регулятивные:

Слушают, понимают, делают выводы.



























Коммуникативные:

Отвечают на поставленные вопросы.


2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (2 мин.)


Учитель: Вы можете мне сказать, чем мы займемся сегодня на уроке? Какую цель мы должны достичь в конце?

(ответы учащихся)

Мы познакомимся с историей возникновения портрета, сформируем своё отношение к портрету, выразим своё отношение к увиденному.
Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.
– Что означает слово «портрет»?

- Каких художников-портретистов вы знаете?
- Определите по репродукциям представленным на доске разновидности портрета.
- Определите, какая репродукция здесь является лишней.

(ответы учащихся)

Вспоминают определение портрета, фамилии известных художников-портретистов, отвечают на вопросы, опираясь на ранее приобретенные знания.

Личностные:

Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в устной форме.


Самостоятельно выделяют и формулируют тему урока.


Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.


Коммуникативные:

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Учатся слушать других.


3. Беседа с учащимися о разновидностях портрета. Проверка домашнего задания (5 мин.)


Учитель: Вашим заданием с прошлого урока было подготовить репродукцию известного портрета и рассказать о разновидностях портрета.

ответы учащихся:

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

Автопортрет – портрет, написанный художником с самого себя.

Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне.

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Учитель: Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Рассказывают о разновидностях портрета, показывают примеры на репродукциях, которые подготовили сами

Личностные:

Совершенствуют имеющиеся знания и умения.


Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в практической и умственной форме, рассказываю домашнее задание.


Приобретают навыки использования знаний и умений в практической деятельности; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроках знаний, умений, навыков.


Слушают, извлекая нужную информацию, систематизируют знания.



Регулятивные:

Осознают проблему.


Планируют необходимые действия.



Коммуникативные:

Высказывают и обосновывают свою току зрения, формулируют собственные мысли.

3. Объяснение новой темы. (10 мин.)


Учитель: Для того что бы подробнее углубиться в нашу тему урока. Я расскажу вам о истории портрета.

– Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра давайте попробуем определить не только эпоху, но ответить на вопрос: почему же портрет называют «зеркалом души».

Древний Египет

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.  Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). 
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Древняя Греция

Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных  деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека  (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

Средневековье

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных). Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев,  сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

Возрождение

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Тогда же впервые появляется автопортрет.

Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

Учитель: Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? Что вы можете мне о нем рассказать? (ответы учащuхся.)

Джоконда! Это имя стало нарицательным. 
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной? 
В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет супруги Франческо дель ДЖокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет. 
Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А. К. Джи­вигелов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека». 
Что же такое «сфумато»? 
Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяю­щийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, вве­денный в живопись Леонардо. 
Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и, видимо, этого не­достаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы. 
Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется! 
Следовательно, в лице Джоконды – движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична ­она запечатлела какое-то мгновение! 
Незадолго до смерти очень больной и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь, изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени. 
И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется! 
Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.

Современное искусство

Портрет в современном искусстве более многообразен. От реалистического изображения до кубизма и компьютерной графики. Среди современников хочется выделить

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока: «Портрет – зеркало души».

Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека? (ответы учащихся) Внимание на стенд.

Техника исполнения:

– выбор характерной позы;  
– четкость  рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.

Приобретают новые знания, по ходу рассказа отвечают на вопросы, беседуют с учителем, высказывая собственное мнение

Личностные:

Оценивают усвоенное содержание.


Совершенствуют ранее приобретенные знания.



Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников и учителя, систематизируют знания.



Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.


Действуют по плану.


Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
























Познавательные:

Делают открытия.


















































Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

Задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса.


4. Практическое задание «Автопортрет» (15 мин.)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение. Мы с вами выполнили линейный рисунок автопортретов и заготовки для создания композиции. Напомните мне, что у нас должно получиться?

(ответы учащихся)

-Внимание на стенд – в какой технике изображен портрет на образце? (силует). Что такое силует? (разновидность графической техники, плоское однотонное изображение фигур и предметов). Где он возник впервые? (в Китае?). Как вы думаете, почему именно силует? (мы должны закончить работу, а времени осталось немного). Предлагаю вам самим сформулировать задание.

(ответы учащихся)

-Это задание относится к истории искусств? А для чего мы выбрали такое задание?

Во время выполнения задания мы послушаем красивую музыку всемирно известной скрипачки и композитора Ванессы Мей (39 лет). В честь Ванессы назван астеройд.


Завершают практическое задание, предварительно начатое на предыдущем уроке, выполняют заливку силуета, создают композицию при помощи заготовленных элементов. Беседуют с учителем по этапам выполнения задания.


Личностные:

Совершенствуют ранее приобретенные знания и умения.


Участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные:

Слушают, извлекая нужную информацию.


Выполняют учебно-познавательные действия в практической и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, классификации.

Регулятивные:

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Планируют необходимые действия.

Коммуникативные:

Умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Заключительная часть урока, домашнее задание (7 мин.)


Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

Мини-выставка работ учащихся, обсуждение. 

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? Какой вывод мы можем сделать в конце урока? (ответы учащихся.)











Беседуют с учителем, определяют, как и при помощи каких способностей достигнута цель урока.

Личностные:

Проявляют способность к самооценке своих действий, умений.


Способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успех с усилиями и трудолюбием.

Познавательные:

Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных действий.

Регулятивные:

Адекватно оценивают свою работу.


Осуществляют функции самоконтроля.


Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Рефлексия урока (1 мин.)


Учитель: Наш урок окончен. Спасибо.
В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока? (карточки с эмоциями)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные:

Участвуют в творческом процессе.

Познавательные:

Узнают соотношение цвета и настроения, делают выводы.

Регулятивные:

Оценивают свое эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные:

Высказывают свою точку зрения.

Формулируют свое мнение относительно урока, при этом уважают других участников образовательного процесса.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Портрет-зеркало души Методическая разработка открытого урока по истории искусств

Автор: Журавлева Ирина Борисовна

Дата: 04.02.2020

Номер свидетельства: 538394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства