ознакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: его особенностями, строением инструмента и звучанием, научить изображать музыкальный инструмент балалайку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэтапное рисование балалайки»
3 курс
группа: НО
Олиференко Татьяна
Факультет педагогики и психологии
Тема:Балалайка
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: ознакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: его особенностями, строением инструмента и звучанием, научить изображать музыкальный инструмент балалайку.
Задачи:
Образовательная: научить учащихся создавать наброски изображения.
Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, помочь выявлению и раскрытию неординарных способностей, собственного видения; возбуждать интерес к процессу творчества.
Развивающая: развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность, способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля; содействовать развитию творческой заинтересованности, активности.
Оборудование:
Для педагога: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал в виде карточек с буквами.
Для учащихся: карандаши простые, альбом, краски, емкость для воды, кисти.
Наглядные пособия:
Зрительный ряд: репродукции с изображением балалайки.
Музыкальный ряд: музыкальная композиция «народная» игра на балалайке
Литературный ряд: загадки
Использование ТСО:
Ноутбук, интерактивная доска.
Оформление классной доски: дата, тема урока.
План урока:
1. Организационный момент.
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Присаживайтесь за свои рабочие места.
2. Объяснение нового материала
- Отгадайте загадку:
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень".
(Балалайка)
(слайд 1)
- дети, кто-нибудь слышал как звучит балалайка?
- Послушайте…
(Звучит фрагмент русской народной мелодии).
- Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.
Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.
Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.
Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.
Гимнастика для пальцев
Балалайка, балалайка, Нам сегодня поиграй-ка, (изображаем игру на балалайке) Поиграй нам, дудочка, (изображаем игру на дудочке) Дудочка – погудочка.
Самостоятельная работа
Правила работы с акварельными красками:
Нельзя оставлять кисти в воде в вертикальном положении (от этого волоски забиваются и ломаются);
Нельзя сильно нажимать на кисть при работе.
Во время работы необходимо:
Следить за чистотой кисти, периодически промывать ее и стряхивать, чтобы образовалось острие;
Краску из баночек брать чистой кистью;
Краски смешивать на палитре;
Салфеткой убирать с кисти лишнюю воду с краской во время работы держать ее в левой (правой) руке.
Алгоритм изображения балалайки:
Рисуем одну линию вниз посередине листа и вторую, поперек в центре листа, образовывая крест;
Ставим метки: линия сверху, линия снизу;
От верхней линии ведем две линии вниз к серединной поперечной линии, к центру сужая;
Рисуем треугольник от серединной линии в нижней части листа;
Рисуем головку грифа и гриф;
Стираем лишние линии;
Сглаживаем все углы, придаем более точную форму;
Рисуем отверстие, крепление для струн, струны;
Лента.
Подведение итогов
Выставка картин детей
- ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась!