Интергированный урок-проект по историческим материалам. Использованы зарисовки памятных мест родного города, стихи и песни местных поэтов и музыкантов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПОБЕДА - как часть истории города Узловая»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
Конспект урока
по изобразительному искусству
«ПОБЕДА – как часть истории
города Узловая»
подготовила
учитель изобразительного искусства и музыки
Ковалева Елена Николаевна
г. Узловая 2019
ПОБЕДА – как часть истории города Узловая.
Тип проекта:
По доминирующему методу - творческий, исследовательский
По характеру координации – открытый
По количеству участников – индивидуально-групповой
По продолжительности – краткосрочный
Задачи:
Воспитывать любовь и уважение к родному краю, чувство патриотизма.
Развивать художественные, музыкальные, и литературные способности.
Формировать вокально-хоровые навыки
Побудить глубже узнать историю своего города.
Оборудование и наглядность: проектор, ноутбук, аудио записи, герб г.Узловой, рисунки детей.
Предварительная работа.
Деление учащихся на группы: «Художественная», «Музыкальная», «Историческая».
Каждая группа проводит исследование на заданную тему и представляет результаты своей работы на данном уроке.
Активным участникам урока подготовлены открытки-жетончики, в конце урока по количеству набранных жетонов, будет поставлены оценки.
Ход урока.
I. Введение. Сегодня, ребята, на этом необычном уроке мы поговорим о Родине,а точнее о нашей малой Родине, - нашем городе Узловая, который в этом году был удостоен звания «Город воинской доблести».
Город Узловая имел важное военно-стратегическое значение как железнодорожный узел и одна из опорных точек Тулы и Москвы. Свой День Победы наш город отмечает 14 декабря, потому что именно в этот день в 1941 году был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Каждый год с болью в душе и слезами на глазах мы вспоминаем события тех далеких лет.
Историческая группа поможет нам заглянуть в историю и расскажет почему наш город так называется.
Учитель: представляет слово исторической группе учащихся:
Дети: В века мы свой направим путь. Здесь проходил Отвечный Шлях -
И не моложе мы ничуть, Торговый путь от века.
Чем и Москва, и Суздаль, Меха Хазарам и мечи,
Был и размах, и удаль. Оттуда пряности? парчи
И Дедославль, старинный град, На юг в чужие страны
Был и известен и богат. Ходили караваны.
Так шли года, на месте старых торговых дорог стали прокладывать стальные магистрали. Многие купцы, помогали в постройке железной дороги вдали от старых городов. Но с приходом татаромонгол многое изменилось. Орда, проходя по древней Руси, сожгла множество городов, которые возрождали на новых местах, и только Дедославль не покинул своего места, он был построен там же где и прежде и назван Дедилово. Правда, знакомое название? (Сейчас есть станция с таким названием).
А в перекрестке трех дорог,
Их в кружево сплетая,
Подняться новый город смог,
Наш город - Узловая.
Учитель: (показывает герб Узловой и ставит фрагмент «Эпизода нашествия» Д.Шостаковича)
Дети: Но рвавшийся к Москве противник смог в конце осени 1941 года овладеть нашим городом. Три недели хозяйничали фашисты в Узловой. 23 дня продолжалась в городе оккупация. Немцы разграбили предприятия, разрушили шахты, МТС, локомотивное и вагонное депо, школы, больницы, жилые дома. Известно, что каждый третий житель Тулы и области, ушедший на фронт, не вернулся с полей сражений. Есть захоронения на территории нашего города и района.
- Всего в Узловском районе братских могил - 8. В них захоронено 926 человек: (читают по очереди под звук метронома)
г. Узловая - 364 человек
деревня Огарёвка - 92
деревня Смородино -156
деревня Пестово -4
деревня Дубовое -118
деревня Крутой Верх - 139
деревня Каменка -19
Деревня Торбеевка - 11
С каждым годом всё меньше остается живых свидетелей войны 1941-1945 гг. Но на главной площади города в День освобождения Узловой 14 декабря и в День Победы 9 мая происходят важные события – детей принимают в кадеты, проходят шествия и парады где в почётном марше идут и живые ветераны войны и трудового фронта и «бессмертный полк». А вечером как напоминания о войне звучат взрывы салюта.
Учитель: (ставит отрывок из песни «День Победы») А теперь, как вы догадались, слово передается «Музыкальной» группе, которая подготовила для нас две песни «Мой город родной, Узловая» и «Я сердцем прирос к Узловой» В.Кальянова – исполнение.
Учитель: ребята а представляете, что композитор когда то жил на нашем поселке, работал в клубе и даже вел хор в нашей школе! Звали его Вячеслав Кальянов, а текст к его песням написал Евгений Цвеленьев. Он так же наш земляк.
Учитель: «Художественная» группа проведет для нас экскурсию по вернисажу. Над этими картинами-рисунками трудились дети из разных классов. Посмотрите, перед нами история нашего города.
Жизнь в Узловой с приходом войны не остановилась. Множество грузов пришлось провести по военным дорогам, шли составы на фронт и с фронта, станцию бомбили.
И, несмотря на рев и вой
Составы шли по Узловой. А рядом, дуло вбив в зенит,
И вот теперь тот паровоз, С войны зенитка с ним молчит.
В войну, который столько свез, Прижав бинокль к своей груди.
Сейчас как есть из стали Зенитчица чуть впереди. Стоит на пьедестале.
Взгляните, возле вокзала и по ныне стоит тот самый паровоз, который мы видим на нашем вернисаже.
На окраине города, на окружной дороге на самой её высокой точке расположилась настоящая зенитка, как память о доблестной истории города. А прямо перед ней, стоит «Зенитчица» и зорко следит за не спокойным военным небом, сжимая в руках бинокль. Звали девушку Октябрина Смирнова. Она погибла в мае 1943 года вместе с пятью подругами.
Учитель: Еще на нашем вернисаже есть хорошо знакомые нам места, давайте попробуем назвать их (дети называют те места, которые угадали).
III.Обобщение.
Учитель:
- Что вы нового узнали?
- Помогли вам знания по истории, музыке и ИЗО узнать о героическом прошлом нашего города?