Тема. Перспектива улицы. Изображение улицы с одной точкой схода.
«По улицам родного города»
Цель: 1. Воспитывать аккуратность, терпение, активизировать творческую инициативу учащихся. Привить любовь к родному городу.
2. Актуализировать знания о линейном перспективе; научить создавать фронтальную композицию улицы города, углубить представление учащихся о пространстве.
3. Развивать светочувствительность, умение анализировать форму, подвергающуюся перспективным изменениям; совершенствовать умение и навыки в технике работы с красками.
Оборудование: материалы: линейка, простой карандаш, клей, ножницы, альбом с шаблонами с. (4-5), карточки для игры «Светофор»;
зрительный ряд: репродукции картин: Ю. Пименов «Новая Москва»; К. Коровин «Зима»; Ф. Гварди «Венеция. Площадь святого Марка»; М. Утрилло «Улица Сен-Рюстик на Монмартре» и «Тупик Коттен»; видеоролик о г. Джанкое; видео презентации «Старый г. Джанкой», «Современный г. Джанкой».
Ход урока
I. Организация класса (эмоциональный настрой)
II. Актуализация опорных знаний
Беседа. Игра «Светофор»
— Дети, что изображено на картинке? (городской пейзаж с угловой перспективой).
— В течение урока мы с вами поиграем в хорошо знакомую вам игру «Светофор». Давайте вспомним правила. (правила). Я считаю, что пейзаж – это изображение человека. Кто со мной согласен? (Дети поднимают таблички «Светофор», где зеленый цвет означает – я согласен, а красный – не согласен).
А если я нарисую вазу с фруктами - это будет пейзаж? (Пейзаж – жанр изобразительного искусства, изображающий природу, города, архитектурные композиции.)
(На доске 3 изображения с пейзажами).
—Мы знаем, что пейзажи бывают разными. Какие вы знаете? Дети называют виды пейзажей, учитель прикрепляет на доске таблички названных слов в отдельную колонку: (ведута, марина, урбанистический).
— Кто сейчас выйдет к доске и найдет соответствие картинки и вида пейзажа? Как называется пейзаж на котором изображено море? (Марина); Пейзаж с живописными видами? (Ведута); Пейзажи современных городов? (Урбанистические).
— Все согласны? (светофор) При помощи каких законов художник добивается правдоподобности, реалистичности картины? (при помощи законов перспективы). (светофор)
— Предлагаю сыграть в «Эрудит». Ключевое слово – перспектива. (Правила командной игры-эстафеты «Эрудит»).(Фоновая музыка)
— Раз мы заговорили о перспективе, давайте вспомним, что такое перспектива?
— Перспектива (от фр. «вижу насквозь», «внимательно рассматриваю» - способ изображения объемных фигур на плоскости, обусловленный степенью отдаленности от зрителя). (Игра «Светофор»)
— С чего мы начинаем изображать пейзаж? (с линии горизонта).
— Что такое линия горизонта? (Линия горизонта – условная линия, которая соответствует видимому горизонту на ровной местности и служит для правильного построения перспективы.) (светофор)
— Что такое точки схода? (Точка на линии горизонта, в которую сходятся все параллельные линии). (Игра «Светофор»)
— Какое количество точек схода может использоваться одновременно при выполнении художественной работы? (От одной и до огромного множества.
— От чего зависит выбор линии горизонта? (От позиции смотрящего).
IV. Объявление темы урока
На прошлом уроке мы с вами познакомились с изображением угловой перспективы с двумя точками схода. Сегодня мы познакомимся с изображением перспективы с одной точкой схода (фронтальной перспективой).
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Давайте посмотрим на рисунок, на котором изображен прямолинейный участок железной дороги (см. альбом с шаблонами). Не может подлежать сомнению, что рельсы всегда параллельны между собой (иначе как бы мог двигаться поезд), телеграфные столбы всегда одинаковой высоты от уровня земли. Однако на картине этого не видно.
Объяснить это явление можно довольно просто — чем дальше от нас изображение, тем меньшим мы его видим. Высота столбов относительно земли одинакова. Следовательно, воображаемая линия, соединяющая вершины столбов, будет параллельна земле. А на картине эти две линии (линия основания и линия, соединяющая вершины) при удалении в глубину кажутся сходящимися в одной точке, то же можно сказать и о рельсах. Отсюда следует, что все горизонтальные параллельные линии, удаляясь от нас в глубину, кажутся сходящимися в одной точке на линии горизонта. Как называется эта точка? (Точка схода)
Используя одну точку схода, художники-архитекторы выполняют работы при проектировании улиц, а перспектива с одной точкой схода называется фронтальной.
Посмотрите, как использует эти законы Ле Корбюзье в своих эскизах, выполненных в 20-х годах XX века (см. альбом с шаблонами).
Работа в тетрадях
Линейная перспектива – показывает во сколько раз уменьшится удаленная часть предмета в сравнении с ближней, благодаря чему появляется возможность правильно изображать предмет в любом положении.
Изображение улицы с одной точкой схода. Учитель демонстрирует на доске этапы выполнения работы, дети делают зарисовки в тетрадях.
1) Проведите линию горизонта и определите точку схода.
2) Проанализируйте формы домов в перспективном сокращении.
3) Начинайте рисунок улицы с больших плоскостей, тех, которые ближе к нам, и проведите от них линии, уходящие в глубину.
4) Постепенно переходите к изображению небольших форм (окон, деревьев и т. д.).
5) Выполните работу тоном, используя законы светотени. Помните, одна сторона дома должна быть светлее, а другая — темнее.
III. Мотивация учебной деятельности
Эпиграф: «То, что связано с жизнью человека,
должно быть красивым».
Василий Александрович Сухомлинский
Сегодня на уроке мы совершим небольшую экскурсию по городу Джанкою, которому 7 сентября этого года исполнилось 90 лет. Давайте посмотрим видеоролик о нашем родном городе, вспомним места в которых мы уже бывали, познакомимся с, может быть, еще незнакомой нам местностью. (видеоролик).
Сейчас мы посмотрим презентацию о городском пейзаже Джанкоя и попробуем определить, какая перспектива изображена на фотографиях. (Смотрим презентацию «Современный Джанкой», и определяем на каждом кадре вид перспективы: угловая или фронтальная).
- Ребята, а кто знает историю возникновения нашего города? Давайте послушаем, как все начиналось. (Звучит фоновая музыка).
Более полутораста лет назад на большой Чонгарской дороге, что шла на Симферополь, по левую ее сторону, появилась небольшая деревушка в двадцать дворов под названием Джанкой. Она приютилась возле самоизливающегося колодца, который нес свои воды в широкую балку по дну которой протекала речка. Этот колодец давно прекратил свое существование. Не осталось следа и от тех хатенок-землянушек, которые положили начало нынешнего города.
Слово "Джанкой" в то время было популярным. Им назывались и другие селения, например Феодосийского, Ялтинского и Евпаторийского уездов.
Джанкой в переводе на русский язык означает: Джан - душа, милый, кой - деревня, то есть милая деревня.
В 1864 году в Джанкое проживало 53 мужчины и 61 женщина. Это были преимущественно немцы - колонисты, поселившиеся здесь после эмиграции татар в Турцию.
Основным занятием населения было земледелие и животноводство. Пожалуй, Джанкой и остался бы еще длительное время незаметной деревушкой, если бы не строительство Лозово-Севастопольской железной дороги, начатое в 1871 году.
Работы велись вручную, что требовало большого количества людей, часть которых расположилась в Джанкое. Строители ютились в деревянных бараках у самого полотна железной дороги - так образовалась в то время улица Крымская. Эта улица сохранила свое название и до наших дней.
В 1903 году было построено здание вокзала, которое было реконструировано в наше время. (Давайте посмотрим, каким был вокзал – презентация «Старый Джанкой») Постепенно меняется социальный состав населения. В Джанкое оседают рабочие железнодорожники с семьями, ремесленники, связисты, грузчики, появляются торговцы и спекулянты. Значительно расширились границы поселка, который из степной деревушки превращался в рабочий поселок. В 1892 году в Джанкое проживало до тысячи человек.
3 июля 1917 года поселок Джанкой был преобразован в город. Его население составляло около 10 тысяч человек, и большинстве своем состоящих из русских и украинцев.
В ноябре 1921 года город Джанкой стал центром Джанкойского округа, а с сентября 1923 года центром Джанкойского района. Население города к этому сроку составило 16873 человека.
— Дети, давайте вспомним, что помимо линейной перспективы какая еще существует перспектива? (воздушная).
— Правильно. Что такое воздушная перспектива? Воздушная перспектива – показывает, как изменяется цвет и тон отдаляющихся предметов.
— Совершенно верно, при работе с цветом художники учитывают, что в зависимости от расстояния цвет изменяется: отдаленные предметы кажутся слегка голубоватыми и не такими яркими. Это происходит потому, что воздух смягчает цвета. Такую особенность впервые отметил и применил в своих работах Леонардо да Винчи.
Для того чтобы передать цвет (например, угол белых стен дома, освещенных с одной стороны солнцем, с другой — отраженным светом от голубого неба), необходимо к собственной окраске приложить столько красок, сколько их имеется в окружающей среде. Следует помнить, что первоисточники света влияют на собственный цвет предмета в условиях конкретной окружающей среды: утром солнечный свет придает всем предметам желто-розовый оттенок, днем делает предметы более светлыми, чем обычно, белесыми с золотистым оттенком, а вечером — оранжевыми или красноватыми.
Вечером искусственный, лунный свет создает богатство светотеневых эффектов. Лишь при рассеянном свете наиболее ясно выступают собственные цвета.
При изображении архитектурных сооружений необходимо помнить о влиянии воздушной среды на собственный цвет предмета. Собственный цвет предмета наиболее различим в непосредственной близости, но с удалением изменяется, принимая совершенно иной характер. Белые здания подобны облакам, погружаясь в воздушную среду, приобретают желтый оттенок, темные — синеватую окраску, потому что их перекрывает рассеянный в воздухе голубой цвет неба.
Предметы средней яркости, освещенные солнцем, с удалением теплеют, теневая сторона их синеет. При равномерном освещении серого дня собственные цвета с удалением предмета изображения постепенно теряют свои признаки, приобретая голубой оттенок, присущий предметам дальнего плана.
— Давайте посмотрим, как художники, используя цвет, передают глубину улиц на своих работах (презентация «репродукции», анализ работ художников). (звучит фоновая музыка) Опережающее домашнее задание:
Франческо Гварди. «Венеция. Площадь Святого Марка»
В Венеции XVIII века высокого расцвета достигает городской пейзаж, так называемая ведута, которая соединяла в себе элементы архитектурной картины и собственно пейзажа. Среди мастеров этого направления особое место занимал Франческо Гварди.
Этот вид площади св. Марка известен у Гварди в нескольких вариантах. Светлые чистые тона и характер фигур позволяют предположить, что картина написана в 1750-х годах. Его пейзаж наполнен поэтическим настроением. Древние стены зданий, камни площади, фигурки людей, как бы окутанные воздушной дымкой, написаны легким движением кисти. Современники причисляли художника к мастерам живописи "di tocco" (динамичного мазка).
Константин Алексеевич Коровин — выдающийся русский живописец, автор многочисленных пейзажей, портретов, натюрмортов, эскизов декораций для театра.
В картине «Зимой» ярко выражена любовь художника к родной природе.
Обычный зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин. Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл, вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл.
За домом — безбрежная даль полей и лесов. Красивое сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов придает картине гармоничность и цельность.
«Новая Москва» — картина советского художника Юрия Ивановича Пименова, написанная в 1937 году, в разгар реконструкции советской столицы.
Сюжет картины — женщина за рулём автомобиля — довольно редкое явление для тех лет. Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни. Необычно и композиционное решение, когда изображение похоже на кадр, выхваченный объективом фотоаппарата. Пименов акцентирует внимание зрителя на фигуре женщины, показанной со спины, и как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город её глазами. Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения. Всему этому нежный колорит картины. «Новые воздвигающиеся здания, быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства и кадровость композиции — все проникнуто оптимистическим мироощущением, характерным для того времени»
Морис Утрилло «Улица Сен-Рюстик на Монмартре»
Убегающие вдаль улочки Монмартра, одинокие здания соборов, уютные площади старого Парижа — этот перечень сюжетов непременно ассоциируется с живописью
Утрилло. Приверженность одной теме в искусстве — не редкость, не редкость и художники, писавшие Париж. Особенное в том, что парижские улочки Утрилло, часто безлюдные, а иногда оживленные миниатюрными фигурками, сюжетно довольно однообразные, обладают некой ненастойчивой притягательностью, неким горько-нежным очарованием, присущими лишь миру, рожденному Утрилло.
V. Физ. минутка
Спал цветок (руки под щеку)
И вдруг проснулся (просыпаемся)
Навстречу солнцу повернулся (руки вверх, тянемся)
Лепестки свои расправил (ладошки расправили)
Листочки в сторону направил (руки в стороны)
Весь как будто встрепенулся (встряхнулись)
Своим соседям улыбнулся (улыбнулись)
Над бумажным листом (встали, руки вверх)
Машет кисточка хвостом (вращение кистями)
И не просто машет (наклоны руками)
А бумагу мажет (наклоны вправо, влево)
Красит в разные цвета (вращение вокруг)
Ах, какая красота! (хлопаем руками)
VI. Практическая работа
(в группах) У каждого ученика под партой прикреплен листок цветной бумаги. Учащиеся объединяются в группы по цветам. (3 группы) На столе у каждой группы лежит бумага форматом А-3 с нанесенной линией горизонта и точкой схода (в первой группе точка схода находится в левой стороне бумаги, во второй – справа, в третьей – 2 точки схода). На отдельном столе лежат заготовки архитектурных объектов с характерными перспективными изменениями. Задача каждой группы: из приготовленных заготовок выбрать объекты, соответствующие указанной в задании точке схода, вырезать их с помощью ножниц (напоминание о технике безопасности при работе с ножницами), собрать композицию. Убедившись в правильности проделанной работы, зафиксировать все фрагменты композиции с помощью клея. На готовой работе определить источник света и проложить соответственно тени (простым карандашом).
VII. Завершение урока
Демонстрация и анализ детских работ. Итог урока (привязанность к эпиграфу).
VIII. Задание на следующий урок: творческое задание по желанию учащихся: построить линейную перспективу вашей улицы.