Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской)
Учебник
Раздаточный материал
Презентация, разработанная учителем
Рисунки с изображением русских народных костюмов
Этапы урока
Деятель-ность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятель-ности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятель-ности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятель-ности
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
Отмечает присутствующих. Приветст-вует учащихся.
Определе-ние темы занятия в сотрудничестве с обучающи-мися
Выбор эффектив-ных способов организации рабочего пространст-ва.
Работа с ресурсами
Взаимодействуют с учителем
Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения
Управляет поведением и деятельнос-тью
Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятель-ности
2-й этап. Целеполагание
Направить обучающихся на самостоятельное определние целей и задач занятия
Обучаю-щиеся определяют цели и выдвигают задачи занятия.
Выдвигая цели делают умозаклю-чения
аргументируют свою точку зрения
выражают собствен-ное мнение
Уметь самостоя-тельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную
Контроль за ответами одноклас-сников
3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
Учитель знакомит с особенностями русского народного костюма
Поиск и обработка ресурсов
Анализируют, обсуждают
Индивидуальная работа , организуют учебное сотрудничество
Устанавливают партнёрские отноше-ния
Добывают новые знания
Оценивают объектив-ные трудности
4-й этап. Итоги занятия.
Организует обсуждение результатов
Выстраивают причинно- следствен-ные связи
Презенту-ют эскизы
Взаимодействие в коллективе
Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собесед-нику
Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспек-тиве
5-й этап. Рефлексия.
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели
Участвуют в обсуждении
Осознанно строят выводы
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате
Рефлекси-руют
Оценивают правильно-сть выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их
Осуществляют итоговый контроль
6-й этап. Домашнее задание.
Задаёт и комменти-рует домашнее задание
Воспринимают информа-цию, выбирают уровень
Осознанно фиксируют информа-цию
5 «В» класс
Тема «Народный праздничный костюм»
Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, показать значение символики и колорита в одежде.
Задачи:
- Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
Оборудование и материалы:
Презентация с изображением русского народного костюма (женский, мужской).
Репродукции картин русских художников(А.П.Рябушкин «Московская девушка 17 века», «Свадебный поезд в Москве».
Кроссворд.
План и ход урока:
1. Орг. Момент.
(Приветствие, проверка готовности к уроку)
П. выбор эффективных способов организации рабочего пространства;
К. сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения;
Р. Управляют поведением и деятельностью;
2. Вводный этап, постановка проблемного вопроса.
К. выражают собственное мнение ;
Р. Контролируют ответы одноклассников;
- Для того чтобы определить тему нашего урока мы должны разгадать кроссворд .
1) что использовали люди в древности для защиты себя и своего жилища (символы)
2) неизменная спутница крестьянских женщин (прялка)
3) цвет, который олицетворял собой мужское начало (красный)
4) предмет для новорожденного (люлька)
5) элемент прялки(лопасть)
6) главный символ в древнем народном искусстве (солнце)
прялка
солнце
красный
лопасть
люлька
символы
- Вы правильно отвечали на вопросы и получили ключевое слово урока- КОСТЮМ
- Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.
В: -Ребята, какую задачу мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?
О: - Определить из каких элементов состоит женский и мужской костюм;
- Определить различие костюмов разных территорий России.
3. Первичное усвоение.
П. анализируют и обсуждают;
Р. Оценивают объективные трудности;
В: - Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?
В: - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?
- Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
В: - Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?
- Основой женского народного костюма была рубаха. Ее шили из тонкого серебристо- белого домотканого льняного или конопляного полотна. Надевала женщина нарядно украшенную рубаху в особо торжественных случаях, например на свадьбу. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но оберегала, защищала женщину. Украшали ворот, оплечье, грудь, подол (рубахи-сенокосницы). Рубаха была до пят и надевалась без сарафана (в Южном костюме одевали поневу- домотканую клетчатую юбку из шерсти).
-В Северных и Центральных губерниях поверх рубахи носили сарафаны. Сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой , тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На сарафан одевали короткую епанечку, а в холода- душегрею.
-Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству как самое ценное.
-Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной, синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны- порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.
(беседа сопровождается показом презентации и эскизов костюмов)
4.Игра «Наряди куклу».
(Приглашаются ученики ,которые выбирают необходимые элементы костюма для куклы)
(Физкультминутка)
6.Самостоятельная творческая деятельность.
Р. Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма ;
Задание: На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору(мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.
6.Итог урока. Рефлексия.
П. осознанно строят выводы;
К. рефлексируют;
Р. Оценивают итоговый контроль;
(Выставка, анализ и оценка работ.)
В: - Чему мы учились на уроке?
В: - Что нового и интересного узнали?
В: - Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?
Д/з. найти материал о русских народных праздниках и обрядах.
Оценочный лист
Теперь я знаю
Ф.И.О. ученика
1
Из каких элементов состоит народный праздничный женский костюм
2
Из каких элементов состоит народный
праздничный мужской костюм
3
Знание законов цветовой гармонии при
создании народного костюма
4
Зачем и как украшали народный костюм
5
Как выглядели народные костюмы
Вариант оценивания
1-3 б–низкий уровень сформированности УУД;оценка «3»
1-4 б – средний уровень сформированности УУД; оценка «4»
1-5 б – высокий уровень сформированности УУД; оценка «5»
Самоонализ проведенного урока в 5 «В» классе по теме: « Нарядный праздничный костюм» Учитель ИЗО: Митривели И.Ю. 11.12.13г.
Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков) Вид урока: урок - сообщения новых знаний Форма организационной деятельности: индивидуальная . Урок по данной теме, завершает раздел “Древние корни народного искусства”, подводит к изучению следующего раздела “Связь времен в народном искусстве” и знакомству с народным художественном промыслом. При планировании урока были учтены особенности преподавания изобразительного искусства в данном классе. - Этот вид урока выбран не случайно, ведь творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. При этом используется индивидуальная форма деятельности. Для достижения результатов была выбрана следующая структура урока: 1. Орг. Момент. (проверка готовности к уроку) 2. Вводный этап, постановка проблемного вопроса . На данном этапе частично применяется метод проблемного обучения. 3. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний. Этап урока знакомит с особенностями русского народного костюма. Используется словесный и наглядный метод. Метод обучения на данном этапе - информационно-репродуктивный. 4. Игровой момент « Собери костюм». 5. Самостоятельная творческая деятельность.(Работа индивидуальная) 6. Итог урока. Рефлексия.- На каждом этапе урока шло формирование УУД:Познавательные - знакомство с народным костюмом; Коммуникативные - сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознают содержание своих действий; самостоятельно планируют пути достижения цели. Адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Личностные - демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; Предметные - демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства; Регулятивные - анализирует и оценивает результат своего труда; - Урок был направлен на:- Развитие внимания, воображения, памяти учащихся. Осознание ими содержания урока. Формирование рефлексивной, адекватной самооценки. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. В целом психологическая атмосфера на уроке была положительная. Задачи поставленные на уроке были реализованы