План-конспект урока «Основы изобразительной грамоты и рисования». Тема урока: Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике «набрызг»
План-конспект урока «Основы изобразительной грамоты и рисования». Тема урока: Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике «набрызг»
Цели урока:
Расширение представления о нетрадиционных техниках в ИЗО, о художественных материалах и умение их творчески использовать.
Умение изображать по памяти, по представлению и на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающего мира, закрепить умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение фруктов.
Воспитывать любовь к миру вещей, чувство гармонии в чередовании форм и в сочетании цвета, помочь зарождению философского взгляда на мир.
Раскрывать и развивать потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
образовательная: Освоить технику «набрызг», развивать навык работы в данной технике, используя шаблоны. Способствовать формированию изобразительных умений и навыков. Использовать шаблоны.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Основы изобразительной грамоты и рисования». Тема урока: Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике «набрызг»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
План-конспект урока «Основы изобразительной грамоты и рисования»
Тема:
Фруктовая ваза. Работа с шаблонами
в технике «набрызг»
Составила: преподаватель ДХШ
Елена Вячеславовна Ночевникова
МЕГИОН 2016
Тема урока:
«Фруктовая Ваза. Работа с шаблонами в технике «набрызг»
Цели урока:
Расширение представления о нетрадиционных техниках в ИЗО, о художественных материалах и умение их творчески использовать.
Умение изображать по памяти, по представлению и на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающего мира, закрепить умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение фруктов.
Воспитывать любовь к миру вещей, чувство гармонии в чередовании форм и в сочетании цвета, помочь зарождению философского взгляда на мир.
Раскрывать и развивать потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
образовательная: Освоить технику «набрызг», развивать навык работы в данной технике, используя шаблоны. Способствовать формированию изобразительных умений и навыков. Использовать шаблоны.
воспитательная: воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Материалы и оборудование:
для учителя:
презентация по технике «набрызг»
работы учеников из фонда ДХШ
для учеников:
бумага А3 формата,
бумага для шаблонов А3 формата,
ножницы,
стаканчики с водой,
гуашь,
кисть, карандаш,
пластиковая расческа, стека
зубная щётка.
Словарная работа: понятия «набрызг», «шаблон»
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
Дисциплина. Психологический настрой.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Правила ТБ при работе с ножницами (не играем с ножницами, не подносим ножницы к лицу, используем их только по назначению, следим за движением лезвий во время работы).
2. Сообщение темы урока (3 минуты)
Загадка.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт (ответ детей….)
У: Тема нашего урока: «Декоративный натюрморт в технике «набрызг». Но прежде чем мы познакомимся с этой удивительной техникой, давайте вспомним по теме прошлого урока, что мы уже знаем о натюрморте.
Беседа по теме занятия (15 минут)
У: Давайте вспомним, что же такое натюрморт? (ответ детей...)
У: А как переводится слово «натюрморт»? (ответ детей…)
Натюрморт в переводе с французского - мёртвая природа, натура. Натюрморт может состоять не только из неодушевлённых предметов, но и включать природные формы. Поэтому существует более точное название - тихая жизнь.
У: Каких художников, работавших в жанре натюрморта, вы помните из прошлых уроков? (ответ детей… Питер Клас, Виллем Хеда, Виллем Кальф, Ян Давидс де Хем и Корнелис де Хем, Жан Батист Шарден, Поль Сезан, Анри Матисс, Поль Гоген, Петр Кончаловский, Фёдор Толстой, Илья Машков и др.)
У: Верно. Их знаменитые полотна занимают достойное место в лучших музеях. Вспомните, как художники при помощи красок, и с какой любовью изображают мир вещей на своих картинах.
У: Сегодня мы будем выполнять декоративный натюрморт при помощи нетрадиционной техники, которая носит название «набрызг». Или рисование брызгами. Давайте посмотрим презентацию…
Презентация по технике «набрызг»:
1, 2, слайд:
Достаточно простой в применении является нетрадиционная техника рисования «набрызг». Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски.
«Набрызг» или рисование брызгами — несложная, интересная техника для творчества.
3 слайд:
Краска разбрызгивается с помощью зубной щётки и стеки (расчёски или кисти)
4 слайд:
Для работы нам понадобится: 2 листа бумаги, ножницы, карандаш, зубная щетка, расческа, краски, палитра, баночка с водой.
5, 6, 7 слайды:
Для техники «набрызга» используют шаблоны.
Шаблоны бывают силуэтными, прорезными и модульными (показ шаблонов). Как вы думаете, в чем особенность модульного шаблона? (ответы детей…). Верно, он состоит из модулей - одинаковых повторяющихся элементов.
8 слайд:
Можно зафиксировать шаблоны на листе английскими булавками или кнопками, предварительно подложив под лист планшет или широкий гофрированный картон.
Так работа будет выглядеть аккуратнее.
9, 10 слайд:
Использование шаблонов.
11, 12 слайды:
Эту несложную, интересную технику используют для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа. А так же в технике «набрызг» можно изготовить новогодние открытки.
13 слайд:
Путем разбрызгивания краски можно создать интересную текстуру.
14, 15 слайды:
Шаблоны не всегда вырезают из бумаги. Иногда в качестве шаблонов применяют природные материалы. Например: различной формы листья, травы, веточки растений.
16, 17 слайды:
Последовательность выполнения работы.
18,19, 20 слайды:
Рисунок может быть монохромным или цветным. Для цветного рисунка краски лучше выбирать ярких цветов. Когда в изображении присутствует белый цвет, картины выглядят нарядными, яркими и привлекательными.
21 слайд:
В завершении работы нам необходимо удалить все шаблоны.
Не помешает добавить декоративности натюрморту. Для этого, вооружившись тонкой кисточкой, нанести тоненькие линии и прожилки на листья, завитки и усы винограда, а так же украсить декоративным узором вазу, скатерть и фон.
Методические советы.
22, 23, 24, 25, 26 слайды:
Работы учащихся Детской художественной школы г. Мегиона
27 слайд:
Использованные иллюстрации и интернет-источники
Практическая работа (50 минут)
У: Вам предстоит сегодня не только овладеть новой техникой, но и по воображению составить свою композицию натюрморта «Ваза с фруктами».
И так как работа сегодня творческая, то и цвет для натюрморта вы подберёте сами.
Можно придумать разнообразные сочетания красок, это зависит от вашего воображения и фантазии.
Но, я полагаю, фрукты должны получиться яркими, сочными, аппетитными.
Этапы выполнения работы:
Изготовление шаблонов:
Возьмите лист бумаги и сложите его пополам. Горизонтальный или вертикальный формат зависит от вашей фантазии.
Теперь на одной половине листа нарисуйте половину вазы. Нарисуйте дно и боковую часть.
Верхнюю линию вазы пока не рисуйте, возможно, там окажется свисающий виноград.
Располагайте вазу так, что бы хватило достаточно места для фруктов в верхней части листа.
Ножницами по намеченному контуру вырежьте силуэт вазы.
Теперь разверните лист. Обратите внимание, что ваза получилась симметричной.
Нарисуйте крупные аппетитные фрукты и свисающий виноград.
Теперь аккуратно по контуру вырежьте шаблоны вашего натюрморта.
Использование шаблонов:
Соберите все детали ваших шаблонов, как пазлы, аккуратно распределив их на листе бумаги.
Следите за тем, чтобы края листа и шаблона совпадали.
Детали шаблонов можно закрепить кнопками (обратите внимание, что у вас под листом бумаги лежит гофрированный картон, для того что бы не повредить стол).
Теперь аккуратно, открывая определенные фрагменты натюрморта, покрываем их цветом в технике «набрызг».
Выполнение техники «набрызг»:
Смочить щетку водой.
Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс. Щётка не должна быть слишком влажной.
Набрать немного краски на зубную щетку.
Взять щетку в одну руку, а стеку (карандаш или расческу) в другую.
Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
Важно не ошибиться с направлением движения стеки (к себе), иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника.
Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими конкретный участок рисунка.
Таким образом, в процессе работы мы открываем и закрываем шаблонами определенные участки нашего рисунка и краской другого цвета процесс разбрызгивания повторяется.
Завершение работы:
В завершении работы нам необходимо удалить все шаблоны.
Не помешает добавить декоративности натюрморту. Для этого, вооружившись тонкой кисточкой, нанести тоненькие линии и прожилки на листья, завитки и усы винограда, а так же украсить декоративным узором вазу, скатерть и фон.
У: Итак, попробуйте!
Индивидуальная помощь учителя.
Методические советы:
Перед рисованием надеть фартук или старую рубашку, халат, чтобы не испачкать одежду.
Накрыть стол газетой или клеенкой. Во время работы брызги будут лететь во все стороны, поэтому не забывайте застилать стол и убирать с него все лишнее перед началом работы.
При рисовании в данной технике удобнее пользоваться несколькими зубными щетками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую.
Маленькие кружочки бумаги или кнопки могут служить бликами на фруктах, например на винограде. И будут открываться в самый последний момент, оставаясь белыми до конца работы.
В качестве украшения скатерти или вазы мы можем применить модульный шаблон. Для этого сложить гармошкой полоску бумаги и вырезать узор.
Закрепление полученных знаний (3 минуты)
С какой техникой рисования вы познакомились на уроке? (ответы детей….)
При помощи каких инструментов выполняется техника «набрызг»? (ответы детей….)
Какие виды шаблонов вы знаете? (ответы детей….)
Итог урока (5 минут)
Устроить демонстрацию натюрмортов.
Отметить их разнообразие, неповторимость образов.
Выставляю оценки за работу.
Поблагодарить ребят за работу.
Домашнее задание (2 минуты)
Выполнить шаблоны, поупражняться в технике «набрызг».