План-конспект открытого урока по живописи. Тема: этюд "Морской пейзаж"
План-конспект открытого урока по живописи. Тема: этюд "Морской пейзаж"
Цели: учить детей поэтапно работать над пейзажем, передавать акварелью безмятежную синеву неба, кружева облаков, пелену тумана и фактуру морских волн. Показать поэтичность акварельной живописи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по живописи. Тема: этюд "Морской пейзаж"»
План – конспект
открытого урока по живописи
преподавателя МОУ ДОД Курская ДХШ
Коржева Владимира Евгеньевича
Предмет: Живопись
Продолжительность урока: 45 минут
Тема: этюд «Морской пейзаж»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Обучающая: развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапной работы над пейзажем. Научить с помощью акварели передавать безмятежную синеву неба, кружева облаков, пелену тумана и фактуру морских волн
Развивающая: развитие творческого восприятия мира, умение пользоваться материалами и их свойствами.
Воспитательная: показать красоту и поэтичность акварельной живописи, которая позволяет замечать кратковременные явления природы.
Уметь грамотно применять свойства материала, цвето-тоновые отношения.
Достижение дидактической цели урока:
Индивидуальный подход при проверке качества ЗУН (знаний, умений, навыков)
Дифференцированный подход.
План урока:
Организационный момент – 2 минуты
Объяснение нового материала – 5 минут
Сообщение темы урока
Постановка цели и задач.
Теоретическая часть:
Физминутка – 3 минуты
Практическая работа
Подведение итогов, обсуждение и просмотр работ – 5 минут
Экспресс – выставка
Самоанализ учащихся
Анализ работ преподавателем
Уборка рабочего места
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие
Организация внимания
Проверка готовности учащихся к уроку
Наличие всех необходимых материалов
Постановка цели и задач урока
Теоретическая часть:
Тема нашего урока «Морской пейзаж».
Беседа (сообщение нового теоретического материала)
Море-очень интересное место. Когда дует ветер ,идёт мелкая рябь.
А cамое необычное состояние на море-это закат. Людей всегда восхищает закат. Море становится спокойным, тихим, небо обычно бывает рубиново-красным , это отражается в морской воде.
Морской пейзаж, марина (от фр. marine-морской) - совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По словам великого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского, "...движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры". Тем удивительней представляется мастерство живописца, способного запечатлеть всю красоту морской стихии.
Морская тема в творчестве современных художников претерпела значительные изменения. Не только морская стихия, но и люди стали важными персонажами картин современных художников-маринистов. Особой популярностью пользуются морские пейзажи, написанные акварельными красками.
Акварель – один из самых поэтичных видов живописи, его называют «Окном, открытым в жизнь». В окружающем нас мире много интересного и разнообразного. У вас появляется желание всё нарисовать. Перед вами лист белой зернистой бумаги. У многих начинающих художников часто возникает страх чистого листа потому, что они ставят перед собой непосильную задачу и у них ничего не получается. Наша задача научиться без страха овладеть техникой и материалом этого вида живописи. Мы научимся видеть красоту, отображать самое интересное в постоянно меняющемся мире природы.
Вы сможете грамотно изображать пейзажи, пользуясь приёмами, которые помогут вам нарисовать плывущие облака, рябь и отражение в воде. Но прежде я предлагаю вам презентацию на тему «Морской пейзаж». Познакомьтесь, пожалуйста, с некоторыми морскими художественными работами, представленными художниками из разных стран на 33-ей ежегодной Международной Морской Художественной выставке современного морского искусства. Выставка проходила осенью 2013 года в галерее американского морского музея Mystic Seaport . На выставке было представлено более чем 100 работ, включая картины крупных судов, мчащихся яхт, рабочих лодок, прибрежных сцен портов, пляжей, пейзажей, морской природы и людей, жизнь и судьба которых зависят от моря.
Мы же с вами рассмотрим и полюбуемся только морскими пейзажами. Показ 26 слайдов с краткими комментариями.
Теперь, когда вы увидели шедевры морского пейзажа, придумайте свои сюжеты и выполните подготовительный рисунок.
- Намечаем линию горизонта. Она может быть низкой, это когда она ниже середины формата вашего листа и высокой, когда она выше середины.
- На линии горизонта мы можем нарисовать остров или дальний берег залива.
- Мы будем работать «по сырому», для этого вначале большой акварельной кистью мы смачиваем лист бумаги.
- В зависимости от того, какое состояние природы или время суток мы хотим изобразить – подбираем тон и цвет.
- Можно выбрать смешанную технику, постепенно уточняя цветовое состояние, идти от общего к деталям. Желательно не исправлять испорченные места. Акварель не любит испорченности. Прозрачность работе придаёт бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила в работе акварелью не нужны.
- В нашей работе облака могут быть белыми, серыми, серебристыми, золотистыми и т.д.
Физминутка.
Перед началом практической самостоятельной работы давайте дадим отдохнуть нашим глазам, сделаем наклоны туловища в разные стороны, руками сделаем упражнение «Ножницы». Закроем глаза, откроем, посмотрим вдаль, затем на кончик своего носа, снова вдаль и так 5 раз. Покрутим головой, рисуя буквы алфавита, поднимемся на носочки и за работу!
Практическая работа
Преподаватель следит за правильным нанесением краски, за выбором цвета, напоминает о цветовых гармониях, колорите, нюансных, контрастных, тепловых и холодных цветовых гаммах.
Нанося краску на сырой лист бумаги, вы видите как она необычно расплывается по поверхности листа, какие сказочные облака получаются у вас. А теперь наклоните ваши листы в разные стороны, как бы придавая движение вашим облакам. И вот мы видим, что они как бы плывут над морской поверхностью.
- Теперь напишем волны, они должны иметь более тёмный оттенок по сравнению с небом, а при тихой погоде небо с облаками как в зеркале отражается в воде.
- Пока работа влажная, более плотным тоном рисуем остров или дальний берег. Они у вас расплывутся, что придаёт эффект воздушной перспективы.
- Даём работе немного подсохнуть, затем рисуем на поверхности воды кораблики, парусники или лодки.
Подведение итогов урока. Экспресс выставка с совместным обсуждением полученных результатов. Доработка найденных образов. Какие интересные и эффектные работы у нас получились. Выбираем наиболее удачные работы. Разбираем ошибки, делаем замечания.
Уборка рабочего места
Список использованной литературы
Алёхин А.Д. О языке изобразительного искусства. – М., 1973.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984.
Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. – М., 1994.
Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись.- М., 1986. Паррамон М.К. Основы живописи.- М., 1994.
Урок акварели от Константина Стерхова.
Школа изобразительного искусства. Изд. «Изобразительное искусство» М. 1989
Анализ эффективности занятия
Выбранная структура урока способствовала оптимальному решению задач.
Материал предлагался учащимся в доступной форме с мастер-классом преподавателя.
Трудность заключалась в самостоятельной поисковой деятельности. У школьников была возможность проявить свои знания в области композиции, цветоведения и применить собственный опыт на практике. Были использованы приемы и методы, направленные на развитие личности, настроенной на успех в изобразительной деятельности.
Атмосфера на уроке была доброжелательная, творческая.
Показатели урока:
-творческий подход учащихся к заданию
-умение анализировать в процессе работы
-правильно использовать свойства материала и цвета
-соблюдать последовательность этапов работы
-грамотно и аккуратно изображать состояние природы.
1 – й уровень: работа выполнена эффектно и выразительно.
2 - й уровень: работа выполнена недостаточно аккуратно и менее выразительна.
3 – й уровень: работа замучена, сухая.
Урок проведён успешно – большинство работ выполнено на высоком уровне.
Самоанализ урока.
Метод эксперимента и метод творческого самовыражения, примененные на данном уроке оказались удачными.
Решение задач
Актуализация ранее полученных знаний
Формирование новых знаний, умений
Выполнение практической работы на основе полученных знаний
Образовательные
Расширить знания учащихся в области живописи
Изучить приёмы работы акварелью
Совершенствовать умение грамотно подбирать цвет
Закрепить навыки поэтапного ведения работы
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность в решении творческих задач
эстетическое мышление и вкус
Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность в работе
Воспитывать желание видеть и передавать красоту природы
Развивающие
Развивать образное мышление
Развивать умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности
Развивать навыки работы с акварелью по сырому
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Самоэффективность урока высокая.
Выводы из проведенного урока для подготовки к следующему:
Необходимо больше делать предварительных тренировочных упражнений.
Поработать индивидуально с учащимися, допустившими ошибки.