План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Пермогорская роспись»
План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Пермогорская роспись»
Конспект разработан для учащихся 8-12 лет. На занятии учащиеся знакомятся с особенностями выполнения пермогорской росписи - ее историей, элементами, отличительными чертами и техникой выполнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Пермогорская роспись»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Стародубский центр детского творчества
План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству
Тема «Пермогорская роспись»
Автор: Короткая Надежда Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Стародуб
2016
Основная часть
Цель занятия: знакомство с особенностями пермогорской росписи.
Задачи занятия:
развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук.
образовательные: знакомство с историей пермогорской росписи, ее особенностями, элементами, цветовым строем, приобретение навыков выполнения декоративной росписи, передачи ее отличительных черт, осознание места, значения, неповторимого своеобразия современных народных художественных промыслов.
воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости; формирование интереса и любви к изображению окружающей действительности; формирование эстетического отношения к действительности.
Вид художественной деятельности: выполнение элементов пермогорской росписи.
Рассказ учителя сопровождается показом презентации.
1 слайд. Сегодня тема нашего урока – Пермогорская роспись.
2 слайд. Давайте вспомним, к какому виду изобразительного искусства относится роспись? Правильно. Она занимает свое место в декоративно-прикладном искусстве наряду с мезенской росписью. Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия, используемые в быту человека.
3 слайд. Пермогорская роспись зародилась в Красноборском районе Архангельской росписи. Это роспись с севера России, с Северной Двины. А почему же роспись названа именно так? Т.к место, где она зародилась – это горы, а на станции Пермогорье горы «первые по высоте». Если подняться на самый верх горы, то все краски северной природы становятся еще ярче. Алый свет зори, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо. Вот откуда взялись яркие узоры росписи
4 слайд. Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скопкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи и многое другое. Прялки особенно славились богатством и разнообразием росписи. Украшение каждой вещи оригинально, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства.
Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
5 слайд. Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далеком, давно забытом времени. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окошка. Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею прялка с куделью, в руке веретено. К вертикальной части прялки крепилась кудель – волокно льна или шерсть для прядения, горизонтальная часть прялки называется донце, на ней сидит пряха и левой рукой осторожно вытягивает из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.
Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства; чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.
6 слайд. Роспись прялки разбивается на две части. Верхняя большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях древа. Это птица счастья, радости, удачи. Птица Сирии заключена в круг и расположена в середине древа. В нижней части прялки помещается сюжетная композиция: катании, чаепитие, посиделки, а обрамление прялки выполняется поясами бордюров.
7 слайд. Посмотрите, на эту прялку и скажите, какие цвета используются в росписи, какого цвета больше? Правильно, это красный, желтый и зеленый цвета. Красный цвет преобладает в пермогорской росписи.
8 слайд. Особенность пермогорской росписи в необычном исполнении растительного узора. Он состоит из гнутых и завитых листьев с «капельками» по кромке. Есть в пермогорской росписи элемент, который отличает ее от других росписей Северной Двины – сочный лист тюльпана.
9 слайд. Края предметов, украшенных пермогорской росписью, украшали зигзагоподобным орнаментом. Люди верили, что этот узор является оберегом на полноту, наполненность предмета — сундука скарбом, короба припасами, солонки солью, а значит и оберегом на благополучие и достаток в доме.
10 слайд. Элементы росписи:
бордюры-ленточки;
округлые листочки и ягодки;
древа;
трилистники;
тюльпановые цветы;
петушки;
птица Сирин;
11 слайд. Композиции:
в круге – птица Сирин
в квадрате – птица Сирин, петушки;
в полосе – сюжетная композиция – сценки из повседневной жизни; птица Сирин, петушки и т.д.
3. Практическая работа:
Задачи: обучение последовательности и технике выполнения элементов пермогорской росписи (тюльпанов, райской птицы).
Задание: выполнить основные элементы пермогорской росписи
Материалы: альбом, карандаш, ластик, фломастеры, краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.
Последовательность выполнения задания
Начнем выполнение пермогорской росписи с ее уникального элемента – тюльпана. Сначала выполним набросок карандашом. Разместим альбомный лист вертикально. Отступим от верхнего края 4 сантиметра, от левого края 5-6 сантиметров и поставим точку. От этой точки вправо и влево проведем дуги – наш элемент будет напоминать летящую птичку. От нашей первой точки отступим 6-7 сантиметров вниз и поставим точку, ее соединим с краями нашей «птички» изогнутыми линиями.
Отступим вправо 4-5 сантиметра и выполним такой же элемент. К нему добавим трилистник, он должен быть расположен под нашим цветком. Для этого отступим 1-2 сантиметра вниз и поведем горизонтальную линию, длиной 3-4 сантиметра. С концов этой линии к середине проведем две дуги. Из центра линии вверх нарисуем небольшой лепесток, верхний край которого должен касаться цветка.
Выполним карандашный набросок райской птицы. Отступим от тюльпанов 3-4 сантиметра и нарисуем косую линию из верхнего левого угла в нижний правый, длиной 7-8 сантиметров. Теперь с верхнего края к нижнему проведем дугу, она должна располагаться под нашей линией – это туловище нашей птицы. Затем нарисуем круг – голову птицы, она должна располагаться над верхним краем. Соединим голову птицы с туловищем – это шея, и добавим хвост и лапки. Добавим крыло нашей птице, оно должно повторять линии туловища. Нарисуем глаз и клюв.
Теперь переходим к работе цветом. Особенность тюльпана в том, что основной цвет, используемый в данном элементе – красный. Дополнительные элементы: листики, дальние лепестки – можно выполнить желтым и зеленым цветами.
В цветовом решении райской птицы используются также три цвета пермогорской росписи – красный, желтый, зеленый. Единственное правило, которому мы будем придерживаться при работе цветом – чередование цветов в перьях птицы на крыльях и хвосте.
После выполнения элементов в цвете обведите контур элементов и их составные части черным цветом, например, краской, фломастером, ручкой.
Выполнение практической работы
Теперь вы можете приступать к работе над элементами мезенской росписи.
Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя с учащимися
Завершение практической работы
4. Завершение урока:
Оценка работ учителем.
Критерии оценки: главные (грамотно построенная композиция, соблюдение особенностей росписи, верное цветовое решение), второстепенные (оригинальность, аккуратность).
Оценка «5» - соблюдены 3 главных критерия, либо 2 главных и второстепенные, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.
Оценка «4» - соблюдены только 2 главных критерия или соблюдены 1 главный критерий и второстепенные, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.
Оценка «3» - соблюдены только 1 главный критерий или только второстепенные.
Оценка «2» - не соблюдено ни одного критерия.
Подведение итогов (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились);