Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия для дополнительного образования "Поздняя осень. Дождь"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №4
г. ОРЛА»
План-конспект занятия
Тема: «Поздняя осень. Дождь»
Автор: педагог дополнительного образования
Полякова Э.А.
2017г.
Тема: «Поздняя осень. Дождь»
Группа третьего года обучения.
Цель:
Научить передавать в художественной деятельности изображение поздней осени и дождливой погоды.
Задачи:
обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту окраски растений;
выделить особенности изображения дождливой погоды;
развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: линиями, методом «мазка» (широкими и плавными мазками, мелкими мазками), методом «тычка кисти» (концом кисти);
прививать навыки пространственного расположения в рисунке (дальний план, передний план);
учить заполнять цветом весь рисунок.
Оборудование для занятия:
Для педагога:
- иллюстрации или репродукции картин с изображением дождливой осенней погоды;
- грамзапись «Октябрь» из детского альбома П. Чайковского «Времена года».
Для детей:
- Бумага для акварели формата А4.
- Гуашь.
- Кисти белка № 2, № 5, плоская щетинная кисть.
Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями во дворе или школьном саду.
Ход.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы занятия.
После проверки готовности группы к занятию педагог сообщает, что они будут рисовать дождь осенью. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями во дворе во время прогулки.
3. Беседа.
4. Вопросы педагога:
Какие изменения произошли осенью в жизни растений?
Какие цвета характерны для осенней листвы?
Какие цвета характерны для дождливой погоды?
Чем деревья отличаются друг от друга?
Какого цвета дождь?
Ответы учащихся обобщаются:
- Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.
- Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.
- Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше вверху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.
- Пошел дождь. Подул ветер. Деревья наклоняются, когда дует ветер. День кажется серым, и у нас в рисунке должны быть отражены серые оттенки.
5.Работа с иллюстративным материалом.
Затем внимание детей обращается на репродукции картин.
- Нравится ли вам картины?
- Объясните почему?
- Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
- Назовите деревья, которые вы видите на картине, как они изображены?
- Укажите, что изображено на переднем плане и объясните, как это изображено на картине.
- Укажите, что изображено на заднем плане и объясните, как это изображено на картине.
- Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?
Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном дворе и стараются передать их в рисунке кистью и красками.
Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.
Показ и объяснение педагога.
Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, применяя прием растяжки тона.
- Затем педагог показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую, зеленую краску.
- После просыхания фона дети пишут деревья дальнего плана (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.) Применяем метод «тычка» и «мазка».
Педагог объясняет, как надо писать кистью, какими красками, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.
- Затем рисуем деревья переднего плана.
- Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это движениями с низу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а вверху уже.
- Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе. Ветки немного наклоняем в одну сторону, т.к. дует ветер.
- Потом пишем листву на деревьях. При этом используем такую технику как метод «мазка» кисти. Используем краски разных цветов: желтый, охристый, оранжевый, нанося сначала более темный тон, затем, поверх, более светлый.
- И, наконец, рисуем дождь. С помощью плоской щетинной кисти и гуаши светло-серого цвета наносим косые линии, изображая нити дождя.
После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.