Цель урока: Приобретение обучающимися знанийо сказочно-былинном жанре в живописи.
Задачи урока:
Образовательная: развитие гуманитарной образованности и специальных компетенций обучающихся, в частности: формирование художественного мышления, навыков восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, развитие общей и художественной эрудиции детей в области культуры и искусства.
Воспитательная: воспитание базовых личностных качеств, внутренней культуры, художественного и музыкального вкуса.
Развивающая: развитие ассоциативного и образного мышления на основе связи музыки и живописи, формирование отношения к великим русским живописцам как к живым и близким людям, эмоциональный настрой на глубокое восприятие, внимательное изучение произведений выдающихся художников.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Организационный этап.
Повторение пройденного материала.
Объяснение нового материала.
Задание для самостоятельной работы.
Дидактическое и техническое оснащение урока: раздаточный материал, презентация по теме урока, компьютер, телевизор.
Организационный этап: объявление темы урока,организация детей на поставленную цель занятия, концентрация внимания.
Второй этап урока: повторение пройденного материала.Вопросы по пройденной теме «Виды декоративно-прикладного творчества» с использованием цветных иллюстраций.
Вопрос учащимся: по этим иллюстрациям определите жанр живописи, названия картин и их авторов:
Третий этап занятия: продолжение изучения темы «Сказочно-былинный жанр живописи».
Сказочно-былинный жанр во второй половине 19 века занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои характерные особенности. В первую очередь большинство изображений отличались красочностью и необыкновенной выразительностью. Наиболее известные произведения в данном жанре поражают богатством цветовой гаммы и оттенков. Это объясняется стремлением живописцев придать изображениям пластичность и вместе с тем привлечь к ним внимание публики.
Сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве занял одно из ведущих мест в отечественной живописи. Еще один образ, характерный для него – это женские персонажи. Особенно популярны были сказочные героини, например, Василиса Премудрая или Царевна-лебедь. Эти женские образы были самыми популярными в сказках, поэтому неудивительно, что авторы так часто к ним обращались.
Просмотр картин «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Баба Яга», «Снегурочка» В. М. Васнецова, «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля, иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»И.Я. Билибина.
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова.
Прослушивание фрагмента пьесы «Баба Яга» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Баба Яга» из фортепианного цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Прослушивание аудиофрагмента и просмотр видеофрагмента оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.
Закрепление пройденного материала.
Ответь на вопросы:
Что такое сказочно-былинный (мифологический) жанр?
2. Каких русских художников-сказочников вы запомнили?
3. Какие картины вам больше всего понравились?
4. Почему художники так любят рисовать на тему былин сказок?
Четвертый этап занятия.
Задание для самостоятельной работы учащихся: изучить раздаточный материал, уметь пересказать близко к тексту и ответить на вопросы преподавателя.