kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по учебному предмету «Беседы об искусстве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по учебному предмету "Беседы об искусстве"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по учебному предмету «Беседы об искусстве»»

План-конспект урока по учебному предмету «Беседы об искусстве»

преподавателя ДШИ им. А. К. Лядова Углегорского муниципального района Сахалинской области Савельевой Т. Г.


Тема урока: Сказочно-былинный жанр живописи.

Класс: третий.

Цель урока: Приобретение обучающимися знаний о сказочно-былинном жанре в живописи.

Задачи урока:

Образовательная: развитие гуманитарной образованности и специальных компетенций обучающихся, в частности: формирование художественного мышления, навыков восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, развитие общей и художественной эрудиции детей в области культуры и искусства.

Воспитательная: воспитание базовых личностных качеств, внутренней культуры, художественного и музыкального вкуса.

Развивающая: развитие ассоциативного и образного мышления на основе связи музыки и живописи, формирование отношения к великим русским живописцам как к живым и близким людям, эмоциональный настрой на глубокое восприятие, внимательное изучение произведений выдающихся художников.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Задание для самостоятельной работы.

Дидактическое и техническое оснащение урока: раздаточный материал, презентация по теме урока, компьютер, телевизор.

  1. Организационный этап: объявление темы урока, организация детей на поставленную цель занятия, концентрация внимания.

  2. Второй этап урока: повторение пройденного материала. Вопросы по пройденной теме «Виды декоративно-прикладного творчества» с использованием цветных иллюстраций.

Вопрос учащимся: по этим иллюстрациям определите вид декоративно-прикладного творчества:











Ответ учащихся: Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии.













Ответ учащихся: Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия – оболочки изображаемого предмета.













Ответ: Гофротрубочки – так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги.


Ответ: Квиллинг (от англ. Quilling – от слова quil «птичье перо») – искусство бумагокручения.








Ответ: Оригами (с яп. «сложенная бумага») – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.


Ответ: Папье-маше (фр. «жёванная бумага»). Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.

Третий этап урока: Объяснение нового материала.

Сказочно- былинный (мифологический) жанр – это жанр изобразительного искусства, в котором изображается содержание мифов, легенд, преданий, былин и сказок. Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих, Иван Билибин, Илья Репин – создали образы, органично воплотившие истинно народные идеалы Добра, Красоты, Мужества и Любви, которые передавались из поколения в поколение в произведениях устного народного творчества.

Одним из величайших мастеров сказочно-былинного жанра в мировой живописи является Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926). В полотнах В. М. Васнецова большую роль играет русская природа: она передает чувства героев. Нередко работа над картиной начиналась у В.М. Васнецова именно с пейзажа.

Главное произведение живописца – «Богатыри», которое он писал на протяжении десяти лет – образец безграничной любви к Родине, самоотверженного служения Отчизне.

В. М. Васнецов. Автопортрет. 1873 г.

По степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней? Долгие годы оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую.

Просмотр картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Богатырский скок», «Витязь на распутье под звучание Богатырской симфонии А. П. Бородина.


Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) – гениальный русский художник, философ, писатель, археолог, путешественник.

В 1940 году Николай Константинович написал ряд картин под названием «Богатыри проснулись». Художник посвятил их великому народу русскому на несменном дозоре.

Святослав Николаевич Рерих.

Портрет Н. К. Рериха. 1924 г.


В русском эпосе есть загадочная былина «От чего перевелись витязи на Руси?», в которой рассказывается, как семеро русских богатырей одолели несметную татарскую силу и стали похваляться, что могут справиться и с любой силою. И не успели они так сказать, как сила небесная тут как тут: явились двое воинов, лица у них светлые, как день, и говорят воины русским витязям: «Давайте померяемся с вами силою, но не смотрите на то, что нас двое, а вас семеро». Не угадали рыцари, кто явился перед ними и стали с ними биться. Как разрубят одного – а вместо него появляются двое, вместо двоих – четыре. Страх взял богатырей и в первый раз бросились они бежать от врага... Побежали укрыться в каменные горы, в темные пещеры. Только как подбежит к горе богатырь, так и окаменеет. И все до одного превратились могучие богатыри в белые горючие камни. И перевелись с той поры витязи на Руси Святой, только не замолкла, не потемнела их слава.

Просмотр картин Н. К. Рериха «Богатыри проснулись», «Победа» в сопровождении фрагментов из произведений М. И. Глинки: хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин», увертюры к опере «Руслан и Людмила».

В былине «Садко» нет героев-богатырей. В ней нет сражений с врагами явными. Но в ней есть идея, которая заключается в том, что как важно иметь талант, покровительство Высших сил за личностные качества. Также в былине идет речь о борьбе с человеческими пороками, в частности, бахвальством, хвастовством.

Просмотр картины В. М. Васнецова «Гусляры» под звучание гуслей.

Насколько серьезна былинная тема в искусстве, доказывает появление «волшебной» картины в творчестве такого художника, как Илья Ефимович Репин. Известный больше своими историческими работами и портретами знаменитых современников, он создал чарующее полотно о герое новгородских былин – «Садко».

Просмотр картины И. Е. Репина «Садко в подводном царстве».

Просмотр видеофрагмента оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».




Художественный талант Ивана Яковлевича Билибина (1876 – 1942) ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам. В миниатюрной живописи он сумел передать эпически-мощные образы русских богатырей – Ильи Муромца, Вольги Всеславьевича, Микулы Селяниновича, Святогора. Его кисти принадлежат иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», иллюстрация к былине «Вольга».

«Сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова.


Б. Кустодиев.

Портрет И. Я. Билибина 1901 г.


Былина «Вольга»

Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темныи леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.


Просмотр иллюстраций И. Я. Билибина к былине «Вольга»


Четвертый этап урока: задание для самостоятельной работы учащихся: изучить раздаточный материал, уметь пересказать близко к тексту и ответить на вопросы преподавателя.



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
План-конспект урока по учебному предмету «Беседы об искусстве»

Автор: Верховых Анна Викторовна

Дата: 23.03.2018

Номер свидетельства: 463032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства