План-конспект урока по Основам графики "Портрет в технике Линогравюры"
План-конспект урока по Основам графики "Портрет в технике Линогравюры"
План-конспект урока по учебному предмету «Основы графического дизайна»
для учащихся 3 класса
преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ №10»
Мирошниченко Юлии Сергеевны
Тема: Линогравюра. Портрет
Цель: Расширить знания учащихся о жанре портрет, выполнить портрет в технике линогравюры
Задачи:
Совершенствовать умение композиционного размещения и создание композиции,
Развивать воображение и фантазию,
Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами,
Развить навыки работы над портретом,
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учитель: презентация на тему «Портрет в линогравюре»
Учащиеся: простой карандаш, ластик, баночка для воды, гуашь, акварель или тушь, салфетка, бумага для эскизов, калька или копировальная бумага, маркер, линолеум, штихеля, краска для печати оттиска, резиновый валик для раскатки краски.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по Основам графики "Портрет в технике Линогравюры"»
План-конспект урока по учебному предмету «Основы графического дизайна»
для учащихся 3 класса
преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ №10»
Мирошниченко Юлии Сергеевны
Тема: Линогравюра. Портрет
Цель: Расширить знания учащихся о жанре портрет, выполнить портрет в технике линогравюры
Задачи:
Совершенствовать умение композиционного размещения и создание композиции,
Развивать воображение и фантазию,
Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами,
Развить навыки работы над портретом,
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учитель: презентация на тему «Портрет в линогравюре»
Учащиеся: простой карандаш, ластик, баночка для воды, гуашь, акварель или тушь, салфетка, бумага для эскизов, калька или копировальная бумага, маркер, линолеум, штихеля, краска для печати оттиска, резиновый валик для раскатки краски.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, мы с вами уже знакомились с жанром «портрет» и знаем, что изображение портрета требует знаний анатомии и пропорций. Но наша задача будет сложнее, так как нам предстоит стилизовать эти формы, придать им некую декоративность. Итак, тема нашего занятия «Портрет в линогравюре». Но прежде чем говорить о гравюре, вспомним материал прошлых занятий.
3. Повторение и закрепление знаний
Учитель: Ребята, ответьте на вопросы: Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.) Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.) Назовите виды портретов, изображенных на репродукциях. (Парадный – во весь рост, посвящен общественному деятелю, использовано величие позы и жестов, богатство одежды и интерьера, показаны заслуги человека–ордена, медали. Камерный – противоположен парадному в нем использовано поплечное, погрудное, попоясное изображения. Психологический – показаны черты характера человека, думающего, размышляющего и т.п. Социальный – портреты простых людей и знати, рассказывающие о судьбе людей). Назовите, какое изображение человека использовано в данных портретах? (Поплечное, погрудное, попоясное, лицо, 3/4, в полный рост.) Как называются эти портреты по количеству изображаемых людей? (Индивидуальный, двойной, групповой.)
Рисунок головы требует глубоких знаний и большого опыта. Давайте повторим некоторые закономерности. Что такое пропорции? Пропорции – это соотношения величин частей, которые составляют одно целое. Соблюдение пропорций в изображении человеческой головы наиболее важно. Несмотря на то, что пропорции лица у разных людей имеют свои особенности, можно выделить типичные общие черты (в зависимости от характера лица они могут варьироваться).
Расстояния от подбородка до основания носа, от основания носа до бровей, от бровей до верха лба - равны (не зная этого, очень часто лоб рисуют слишком низким). Высота уха также равна этому отрезку. Губы приблизительно на треть ближе к носу, чем к подбородку. Нижняя губа зачастую больше верхней.
Расстояние между глазами равняется ширине носа и длине глаза. Известно, что все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам.
- Какую форму имеет наша голова? (Голова имеет округлую форму)
- А что голова напоминает в объеме? (В объеме голова напоминает яйцо (овоид)). Важно также знать, что наша голова состоит из двух частей – черепной и лицевой. Обращая внимание на голову человека, мы прежде всего обращаем внимание на лицо человека и всегда преувеличиваем его в масштабе относительно черепа.
Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной, но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, составляя их друг с другом, и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке.
4. Объяснение нового материала
Зрительный ряд: Слайды портретов. Учитель: Как мы видим, глядя на эти портреты, они изображены иначе, чем реалистичные – они стилизованы. Стилизация – это творческое переосмысление, обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. Приемы стилизации: Упрощение формы, Упрощение цвета или тона, Упрощение объема. Художественно-изобразительные средства: Точка, Линия, Пятно. Далее поговорим о технике, в которой выполнены данные портреты. Линогравюра (от «линолеум» и «гравюра») — вид гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или другой полимерной основе и затем отпечатывается на листе бумаги. Изобретена в начале XX в., по своим приемам близка к ксилографии (гравюре на дереве). Самая простая из техник высокой печати. Впервые линолеум использовали вместо деревянной доски в 1905 г. (линолеум для настила полов был изобретен еще в 1860-е гг.) художники немецкой группы «Мост», когда им понадобилось напечатать большие листы плакатов, а спил дерева этого не позволял. Принцип работы в линогравюре, по сути, тот же, что и в ксилографии: на плоской поверхности линолеума (используется пробковый линолеум толщиной до 3 мм) стамесками различных профилей и размеров вырезается перенесенный с кальки рисунок, а мелкие детали обрабатываются ножом. Потом на рельефную поверхность валиком накатывается типографская краска из пигмента и жидкого связующего вещества. В результате штрих рисунка остается белым, а фон — черным. Как и в ксилографии, главный эффект линогравюры — в резких контрастах черного и белого. Не случайно линогравюру полюбили художники, по творческому темпераменту склонные к экспрессии, контрастам и лаконизму. Первым из мастеров русской школы гравюры к линогравюре обратился офортист Н. Шевердяев, ученик В. Матэ, в 1906 г. выставивший свои работы в Париже. В 1907 г. благодаря ему линогравюрой занялся И. Павлов, разработавший для русской школы все основные приемы новой техники. Эстампы в линогравюре печатали Е. Кругликова, Б. Кустодиев, И. Соколов, В. Фалилеев, В. Замирайло, А. Кравченко, Д. Митрохин, В. Фаворский. В 1960-е годы в этой технике работал И. Голицын. И до сегодняшнего дня она остается одной из самых популярных и востребованных техник печатной графики. Линолеум - благодатный материал для любых творческих замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры как черной, так и цветной. Гравюра на линолеуме способствует развитию пластического видения. Занятие линогравюрой не только интересно, но и полезно тем, что приучает работать в материале, заставляет много рисовать, постоянно тренировать руку, глаз.
Для гравюры нужен пробковый линолеум, средней плотности, толщиной 2,5-3 мм. Перед работой его шлифуют пемзой или наждачной бумагой, поливая водой, сначала вдоль, а потом поперек. Чем лучше и ровнее отшлифован линолеум, тем легче будет на нем работать, тем более тонкий штрих можно получить в оттиске. На такой линолеум хорошо накатывается валиком краска, а значит, легче получить и хорошие оттиски. После шлифовки линолеум следует сложить и наложить на него пресс, чтобы он не заворачивался потом в трубку. Высохший линолеум необходимо протереть олифой и досуха вытереть. Первый этап работы - это создание эскиза. Эскиз должен быть хорошо продуман и проработан, обязательно нужно разобрать, де будет свет, а где - темные места. Желательно сделать это черными красками или хотя бы карандашом. Это самый ответственный этап работы. Здесь нужно уметь графически мыслить, переводить объемное изображение на «язык» черного и белого. За счёт штрихов, их толщины, частоты, размеров, направлений передаётся не только форма предметов, но и разница в их материалах. Эскиз делают в размер рисунка. На первой стадии своей работы нужно стремится найти общее графическое решение. После того, как решение найдено, переводят композицию на линолеум. Это можно сделать по-разному. При помощи карандаша перевести рисунок на кальку (калька дает возможность обратного изображения). Положить ее на линолеум, натертый воском, рисунком вниз и гладкой пластинкой (обратным концом ручки) передавить изображение по контуру. Воск дает возможность четкого контура. Можно положить под кальку на линолеум копировальную бумагу, тогда линолеум не обязательно натирать воском, и обвести рисунок карандашом. Переведенный рисунок нужно обвести тушью, чтобы он не стерся в процессе работы. Тонкие линии обводятся пером, а большие черные пятна закрашиваются кистью. Переводя рисунок, надо помнить, что все, изображенное на линолеуме, при печати получится в обратном, "зеркальном" изображении. Углубления на линолеуме делаются штихелями - резцами различных профилей и размеров (грабштихель, мессерштихель, шпицштихель, болтштихель, флахштихель, фаденштихель, тонштихель). Половина успеха в гравировании зависит от остроты резца. Необходимо помнить о технике безопасности, чтобы избежать возможных неприятностей.). В подобном деле большое значение имеет правильное расположение кистей рук. Принято левую (не режущую) руку, придерживающую линолеум во время работы, держать ниже правой, рабочей руки. Это необходимо потому, что резец может сорваться, а в таком положении рук он не нанесет повреждений.
Задание: Прежде чем приступить к своей работе, необходимо немного поупражняться на маленьком кусочке линолеума, отработать глубину и форму штриха. Упражнения могут быть такими: 1) расположить несколько линий - сначала на одинаковом расстоянии друг от друга, затем, постепенно увеличивая это расстояние, довести частоту этих линий до максимальной разреженности (то есть до полной плотности цвета в оттиске); 2) перекрещивающиеся линии; 3) волнистые линии; 4) точечные линии (глубокий нажим и слабый); 5) линии по кругу и т.д.; 6) работа разными по профилю резцами.
В работе необходима последовательность. Гравирование линолеума лучше начинать сразу с ответственных мест. Сначала обрезают тонким линии, прорезают штриховку, а потом широким резцом выбирают ненужные места фона. Полезно чередовать мелкую, «ювелирную» работы с выборкой больших плоскостей. Тогда отдыхает глаз и работа идёт продуктивней. Вырезание гравюры требует аккуратности, усидчивости, терпения, не в коем случае нельзя спешить. Полезно знать, что чем крупнее штрих, тем глубже его нужно прорезать.
Для печатания первого пробного оттиска берётся черная типографская или масляная краска, которая валиком наносится на линолеум равномерно, так. Что бы не было комочков и неровностей. Напечатать несколько оттисков на станке или вручную. Один их них следует беречь независимо от качества, а на втором исправлять тушью или белилами, моменты, которые недоработаны. После, исправляется сама работа на линолеуме и делается очередной пробный оттиск. Оттиск считается хорошим, если тон краски темный и глубокий, а слой не слишком густой и не жидкий, когда хорошо и чётко пропечатан каждый штрих, не забиты краской мелкие белые штрихи, нет следов царапин и других дефектов линолеума, бумага не помята и не надорвана. Свежий оттиск на гладкой бумаге нельзя сразу складывать в пачку, некоторое время они должны сохнуть.
После окончания работы форма и валик тщательно промываются скипидаром и протираются тряпочкой.
5. Самостоятельная работа учащихся
Задание: Используя схему построения и пропорции, нарисовать портрет. Выполнить линогравюру.
Этапы работы над стилизованным портретом в линогравюре:
• Нужно создать разнообразный диапазон иллюстраций. Портреты чрезвычайно стилизованы, с
преднамеренной деформацией, и есть тенденция рисовать объекты в плоских областях и использовать острые, противоречащие цвета. Этот подход, нужно попытаться использовать в работе,
• Делаем грубый эскиз человека, которого вы хотите нарисовать. Установите главные особенности и
пропорции, оставляя мелкие детали на потом. Попытайтесь стилизовать изображение – решите, какие уникальные лицевые особенности вы хотите подчеркнуть,
• Перенесите рисунок на линолеум с помощью кальки или копировальной бумаги,
• Нарисуйте главные тени в нескольких оттенках, используя жёсткие контуры и переходы,
• Проработайте части лица, разделяйте их на плоские области, сделайте их более расколотыми и
угловыми,
• Используете минимальный градиент,
• Начните работу штихелем, обозначьте самые габаритные контуры
• Проработайте полутона,
• Добавьте контраст, чтобы придать вашему портрету большего жизни. Небольшие области в тенях
оставьте нетронутыми, а освещённые - выдвинутые на первый план части проработайте штихелем более основательно,
• Далее следует проработка более мелких деталей,
• Обобщение форм,
• Печать оттиска, рассмотрение рисунка, оценка качества гравюры,
• Произвести правки, если это необходимо.
Несмотря на стилизацию, каждая особенность лица должна выглядеть естественной, а не сверхпреобразованной или нарушающей пропорции. Работа над фоном и одеждой. Удостоверьтесь, что вы не увлеклись работой и не сделали слишком большое количество деталей - лицо должно остаться в центре внимания.
6. Завершение работы
Просмотр работ проходит в классе. Композиции располагаются на доске. Критерии оценки:
- создание гармоничной композиции
- работа в материале
- оригинальность
- грамотность построения
Учащиеся активно принимают участие в обсуждении композиций. Выбирается лучшая композиция.
7. Рефлексия и завершение урока
1. Каковы особенности построения портрета?
2. В чем сходство декоративного подхода к рисунку портрета и классических принципов?