kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "Колорит и настроение в пейзаже" для учащихся 2-х классов ДХШ и отделений изобразительного искусства ДШИ по 4-х летней программе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока «Колорит и настроение в пейзаже» для учащихся вторых классов ДХШ и отделений изобразительного искусства ДШИ по дисциплине «Станковая композиция» по 4-летней учебной программе в рамках темы полугодия «Сельский пейзаж»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Колорит и настроение в пейзаже" для учащихся 2-х классов ДХШ и отделений изобразительного искусства ДШИ по 4-х летней программе обучения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 10»











План-конспект открытого урока

«Колорит и настроение в пейзаже»

для учащихся вторых классов ДХШ и отделений изобразительного искусства ДШИ по дисциплине «Станковая композиция» по 4-летней учебной программе в рамках темы полугодия «Сельский пейзаж»





Автор: Мирошниченко Юлия Сергеевна















город Брянск, 2016 год


План-конспект открытого урока

«Колорит и настроение в пейзаже»

Класс: 2

Дисциплина: «Станковая композиция»

Тема урока: Колорит и настроение в пейзаже. (Тема полугодия «Сельский пейзаж»

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ. (Изучение новых знаний, закрепление и повторение изученного материала)

Этапы урока (в соответствии с учебным планом проводится 2 урока по 40 минут):

1.Организационный момент (5 мин.)

2.Изложение нового материала (15 мин.)

3.Закрепление учебного материала (10 мин.)

4.Инструктаж последовательности работы над пейзажем (10 мин.)

5.Самостоятельная работа учащихся (7 мин.)

6. Физминутка (упражнения для глаз) (2 мин.)

7. Продолжение практической работы. (23 мин.)

8. Рефлексия. Подведение итогов (8 мин.)

Цель: Развивать навыки передачи различных эмоциональных оттенков пейзажа, расширить знания учащихся о жанре пейзажа, показать роль колорита в пейзаже, совершенствовать технику работы гуашью.

Задачи: Изучить понятие «Колорит» и его влияние на эмоциональную окраску пейзажа, выполнить этюд пейзажа с передачей состояния природы и настроения по представлению, отрабатывать навык работы гуашью.

- образовательные: учить подмечать изменчивость состояния природы в зависимости от освещения и в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов; углубить представления детей о возможностях цвета; учить детей смело выражать чувства изобразительными средствами.

- развивающие: развивать художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами; совершенствовать навыки применения цвета в создании художественного образа; закрепить интерес к работе цветом; развивать навыки владения мазком; развивать способность к творческому самовыражению; развивать умение вести диалог; развивать ассоциативное и образное мышление, творческое воображение;

- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства; укреплять межпредметные связи (литература, музыка, мировая художественная культура).

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- умение использовать для достижения своих творческих замыслов образный язык изобразительного искусства,

- умение, используя художественно-выразительные средства, создавать новые образы путём преобразования известных,

- умение эстетически воспринимать окружающую природу.

Познавательные:

- умение самостоятельно искать и решать художественно-творческие задачи с целью передачи настроения в пейзаже средствами живописи;

- умение планировать свою деятельность;

- умение сравнивать произведения музыкальные и живописные,

Коммуникативные:

- умение пользоваться языком изобразительного искусства,

- умение выказывать свое мнение,

- умение выслушивать мнение своих товарищей

Регулятивные:

- умение работать по предложенной учителем последовательности выполнения задания,

- умение обдумывать замысел, выполнять работу в материале,

- умение оценить результат своего труда.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский (просмотр и анализ полученных результатов, анализ выполнения операций).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (дидактическая игра)

Межпредметные связи: музыка, литература, МХК.

Технологии: информационно – коммуникативные технологии (мультимедийная презентация, фоторяд, прослушивание аудиозаписи и просмотр видеозаписи); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии, игровые технологии.

Организация учебного пространства: пространство класса делится на зоны для теоретической и практической работы, для просмотра видео и презентации.

Оборудование урока:

а) для учителя: экран, ноутбук, карточки-задания для практической работы учащихся, набор карточек для дидактической игры «Я беру с собой», мольберт, бумага А4, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой, салфетки;

б) для учащихся: бумага формата А5, кисти, баночка с водой, палитра, гуашь, тряпочка или салфетка.    

Зрительный ряд: фоторяд – репродукции картин художников, учебные таблицы и материалы по цветоведению: «Общий тон или метод Н. Крымова. Теория изменения цветового тона для передачи в живописи состояний природы», образцы выполненных работ «Различные состояния природы, неба», цветовой круг.

Репродукции: К. Моне «Впечатление. Восход солнца», серия «Здание Парламента в Лондоне», «Стог сена в солнечном свете. Эффект утра», «Стог сена в Живерни», «Стога. Конец лета», И. Левитан «Золотая осень» 1895, «Осенний пейзаж» 1898, «Осень. Туман» 1898, «Март» 1895, А. Саврасов «Рожь» 1881, «У ворот монастыря» 1875, «Грачи прилетели» 1871.

Словарь: «Колорит», «Цветовая гамма», «Палитра художника»

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский из цикла «Времена года» - «Март. Песнь жаворонка».

Ход урока:

1.Организационный момент (5 мин.)

Преподаватель (далее «П»): Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку) Перед началом работы прошу проверить готовность: листы формата А4, краски, кисти, палитра, вода, тряпочка.

(Эмоциональный настрой - метод эмоционального погружения).

П: Для введения в художественно-образный настрой нашего урока предлагаю прослушать музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» - «Март. Песнь жаворонка». Эпиграфом к этой пьесе композитором было выбрано стихотворение поэта Аполлона Майкова (После прослушивания и обсуждения следует сообщение темы).

П: Какое настроение и чувства вызывает у вас это произведение? (Ответы учащихся). Так музыкант, художник и поэт могут передать в своём произведении эмоции и настроение. Сегодня мы продолжаем изучение жанра пейзаж и тема нашего урока: колорит и настроение в пейзаже. (Слайд 1) «Тема урока: Колорит и настроение в пейзаже».


2. Изложение нового материала (15 мин.)

(Слайд 2) К. Моне «Впечатление. Восход солнца».

П: Художник, изображая пейзаж, старается выразить свои чувства через её образ. В спорах о новом художественном видении мира рождалось новое направление в искусстве – импрессионизм - от франц. - «впечатление». Так называлась одна из картин художника Клода Моне. Он создал целые живописные серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. Рассмотрим серию «Здание Парламента в Лондоне». (Слайд 3) К. Моне «Здание Парламента в Лондоне».

П: Какое основное средство выражения живописи использовал художник для передачи состояния и настроения природы? (Ответы учащихся). (Верный ответ – цвет). Цвет - главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в картине называется, колоритом. (Слайд 4) «Определение колорит». Колорит (от лат. color — цвет, окраска) - богатство и согласованность цветов. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным.

Иллюстративный рассказ. (Слайд 5, 6, 7, 8) «Цвет». Основные группы цветов: Основные – составные. Теплые – холодные. Глухие – звонкие.

П: Как можно превратить цвет в нежный, тревожный или тихий? (Ответы учащихся). (Верный ответ: смешивая с белой, чёрной красками или др. оттенками). В смешении с тёмным настроение полученного колорита можно охарактеризовать как тревожное, грозное; в смешении со светлым оно становится нежным, спокойным. Если же смешать любой цвет с серой краской, он приглушится, станет незаметным и грустным, словно наполнится туманом. (Слайд 9) «Фактура. Виды мазков». Настроение в картине во многом зависит и от фактуры - характера поверхности, которая передаётся при помощи мазка. Вид мазков создаёт настроение беспокойное и шумное или тихое и умиротворённое. Краска может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. Они могут быть похожи на точки, полоски, волны, запятые. (Слайд 10, 11) «Тональность». Для передачи того или иного состояния природы очень большую роль играет верно взятый общий тон.  Первый план – ярче и насыщеннее. Второй план – светлее и бледнее. Чем дальше от зрителей цвет, тем он светлее и холоднее, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются. Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от земли ярче и темнее.

Ознакомление с эмоциональными возможностями цвета. (Слайд 12) «Эмоциональные возможности цвета».

П: Давайте попытаемся решить некоторую задачу. (Проблемная ситуация). Перед вами три основных цвета: жёлтый, красный, синий. Подумайте и ответьте на вопрос: 1. Какое значение имеет цвет в передаче времени суток? (Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый цвет – день. Красный – закат. Синий – ночь). 2. А к какому времени года можно отнести каждый пейзаж? (Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый – лето. Красный – осень. Синий – зима). Ассоциировать цветовую гамму пейзажа можно и с настроением человека, и с возрастом. 3. Какой можно сделать вывод о значении цвета в передаче настроения? (Ответы учащихся). (Верный ответ: цвет имеет очень большое значение в передаче состояния природы в картине). Таким образом, собран весь понятийный аппарат, которым должны владеть учащиеся.

Анализ репродукций картин художников. (Слайд 13) «К. Моне. Стога».

П: Утром пейзаж будет пронизан серебристо-голубыми лучами восходящего солнца, следовательно, все предметы будут окутаны этим светом, а общий тон пейзажа будет серебристый. (Слайд 14) «К. Моне. Стога». Днем свет становится ярче, а тень – темнее, и из-за этого общий тон пейзажа становится более светлым. Запомните: свет «съедает» цвет. (Слайд 15) «К. Моне. Стога». Вечером, по мере того как солнце садится, краски сгущаются, а воздух окрашивается золотисто-багровыми лучами. В этом случае цветовой строй пейзажа будет золотистым, тени же будут принимать холодный оттенок вечернего неба. Настроение пейзажа зависит от передачи в нем того или иного состояния. В природе небо – источник света, атмосферный свет поглощает всё вокруг. Обратите внимание на таблицу «Изменение освещённости в зависимости от времени суток». Выдающийся русский педагог по изобразительному искусству и художник Павел Петрович Чистяков советовал: «Чтобы хорошо видеть цвет, надо знать закономерности природы. Знание помогает видению».


3.Закрепление учебного материала (10 мин)

П: Давайте обобщим вышесказанное. (Проблемная ситуация). Рассмотрим репродукции картин российских художников и проанализируем их сходство и различия. (И. Левитан «Золотая осень» 1895, «Осенний пейзаж» 1898, «Осень. Туман» 1898; А. Саврасов «Рожь» 1881, «У ворот монастыря» 1875; И. Левитан «Март» 1895, А. Саврасов «Грачи прилетели» 1871). При анализе учащимся задаются вспомогательные вопросы: Какое настроение возникает? При помощи чего художнику удалось передать такие различные состояния природы?

П: Ребята, для закрепления изученного мы немного поиграем. (Слайд 16) Игра «Я беру с собой». Дидактическая игра «Я беру с собой» (Игра-упражнение). Учащиеся делятся на две группы. Каждой команде раздаются конверты с игровыми карточками и кластером «Составляющие для передачи состояния и настроения в пейзаже», далее предлагается выбрать из предложенных карточек нужные. Далее, на листе учащиеся создают кластер, который в итоге проверяется преподавателем. Оценивается скорость и правильность выбора.


4. Инструктаж последовательности работы над пейзажем (10 мин.)

Перед практической работой проводится инструктаж. (Слайд 17) «Этапы работы над пейзажем».

П: Вспомним последовательность работы над пейзажем. Мастер-класс. Преподаватель выбирает карточку-задание и озвучивает классу, какое состояние природы ему нужно показать. Далее следует демонстрация этапов выполнения работы, передача того или иного состояния природы. В ходе мастер-класса преподаватель комментирует каждое своё действие и советуется с учащимися.

П: И вы сегодня в своей практической работе попробуете передать свои ощущения и настроения в пейзаже.


5. Самостоятельная работа учащихся (7 мин.)

(Слайд 18, 19, 20) «Палитра пейзажа». Учащимся предлагаются карточки-задания в соответствии с их способностями и уровнем подготовленности. (Карточки-задания подготовлены с учётом дифференциации и помечены цветовыми «индикаторами сложности»: красный – сложный уровень, оранжевый – средний уровень, жёлтый – лёгкий уровень). Группа, которая одержала победу в игре «Я беру с собой» выбирает карточки первыми.

П: Как работать с карточками. Прочитайте задачу. Сформулируйте задание, которое вам необходимо выполнить, продумайте, как вы его будете выполнять, этапы работы. Также необходимо будет выполнить цветовую палитру своего пейзажа в карточке с заданием. Делается это в ходе выполнения пейзажа. Теперь можно приступить к работе - созданию пейзажа настроения в технике живописи. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры, колорита. (Применение новых знаний, закрепление ранее изученного материала, закрепление навыков работы гуашью).


6. Физминутка. Упражнения для глаз. (Мультимедийная презентация) (2 мин.)

Проводится после выполнения детьми линейного наброска.

П: Перед началом работы в цвете предлагаю вам отдохнуть и выполнить зарядку для глаз.


7. Продолжение практической работы (23 мин).

- Теперь можно приступить к выполнению работы в цвете.

Целевые обходы:

- проверка организации учащимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.


8.Рефлексия. Подведение итогов (8 мин)

- Посмотрите, какие атмосферные пейзажи у вас получились. Приглашаю прикрепить их на мольберте. Подводим итоги, анализируем проделанную работу, отвечаем на вопросы:

- Как называется цветовой строй в картине? - Как колорит влияет на настроение картины? - В какой работе самое необычное настроение? - В какой работе лучше передано пространство? - В какой работе наиболее удачное композиционное решение? - С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?  - Что было самым трудным при выполнении работы? - Всё ли получилось из задуманного?

Оценка каждой из работ проводится самими учащимися по 10-и бальной шкале. Итог и обобщение проводит учитель. Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение и линейный рисунок;

- верное цветовое и тональное решение с учётом правил воздушной перспективы;

- достижение колористического единства;

- степень эмоциональной выразительности, настроения пейзажа.

Итог урока.

П: Вы хорошо сегодня потрудились. (Слайд 21) «Домашнее задание». А теперь запишем домашнее задание: рекомендации - наблюдение за природой, её явлениями и изменениями, практическое задание - выполнить этюд с натуры «пейзаж из окна» А5. Спасибо вам за урок. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали. В заключении хотелось сказать: природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя.














Приложение

Слайды мультимедийной презентации


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

слайд21



Образец карточки-задания

Знойный летний вечер

1. Внимательно обдумайте задачу и способы передачи данного состояния природы и настроения, тщательно обдумайте цветовую гамму и освещённость.

2. Изобразите цветовую палитру пейзажа.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Мирошниченко Юлия Сергеевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353621


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства