kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока ИЗО для 7 класса на тему "Глиняная игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке рассмотрены различные промыслы изготовления глиняной игрушки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока ИЗО для 7 класса на тему "Глиняная игрушка"»

План – конспект урока ИЗО 7 – класс 

Тема урока: « Глиняная игрушка» ( Народное искусство как часть художественной культуры ) 

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о разнообразии видов народного декоративного искусства на примере глиняной игрушки разных регионов России.
Задачи урока: 

Обучающая: Продолжить знакомство с народными промыслами России, учить работать в технике компьютерной графики ; 

Развивающая: Развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках ; 

Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. прививать любовь к Родине и уважение к старшим, формировать художественный вкус, совершенствовать трудовую дисциплину, творческое начало личности. 

Межпредметные связи: информатика, история, технология, музыка, литература. 

Наглядные пособия: Электронное приложение к уроку ( презентация), детские работы из методического фонда образцов глиняных игрушек, образцы рисунков – упражнений « Геометрический орнамент на глиняной игрушке» , таблица «Цвет и форма». 

Раздаточный материал: Фрагменты узоров разных школ народной глиняной игрушки, рисунки глиняных игрушек, заготовка контура Дымковской игрушки на мониторе компьютера. 

Оборудование: компьютеры для учителя и учащихся , проектор. 

Метод обучения: беседа, объяснение, практическая работа. 

Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии. 

Ход урока 

1. Организационный момент: / 2 мин/

Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.

Учитель : Внимание , ребята, давайте проверим, готовы ли вы к уроку,

«Всё ль на месте,все ль в порядке,карандаши, альбомы, краски,проверили - садитесь,с усердием трудитесь».



2. Постановка учебной задачи.

Ребята. Сегодня у нас не совсем необычный урок рисования. Я предлагаю вам познакомиться с одной удивительной профессией, которой люди овладев однажды, посвящают ей всю свою жизнь, это профессия игрушечник, или игрушечных дел мастер. Мы сегодня узнаем , как создают мастера игрушки свои произведения, познакомимся с приёмами росписи, а самое главное, вы научитесь сами создавать глиняные игрушки.

Но прежде чем начать, давайте вспомним историю зарождения народных промыслов на Руси.

Много веков крестьянская Россия была одета в овчину и холст, основной материал в крестьянском быту – это дерево да береста.
Как вы думаете, почему стали развиваться народные промыслы на Руси?

( Человек хотел украсить свой быт, хотел сделать его нарядным, привлекательным.)




  • Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее вышита рубаха, у кого тоньше соткан сарафан. Хочешь прослыть добрым женихом – руби дом не только прочно, но и ладно – не жалей сил на резьбу, на украшения. Хочешь стать хорошей хозяйкой – научись шить, вышивать, расписывать, да не просто так, а чтоб глаз было не отвести. 


В чём же заключался секрет мастерства? 
( В трудолюбии, в старании, в усердии). 



  • Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. Народ смеялся над теми, кто ленился , кто не умел хорошо трудиться. А ведь настоящее мастерство не всем дается. 


(Слайд 1) 

III. Погружение в урок.

(Слайд 2)
Одним из самых древних декоративно - прикладных искусств – является деревянная посуда, расписанная умельцами Хохломы. Упоминание о ней встречается в документах 16 века при Иване Грозном. 

( Слайд 3)
Как вы думаете, почему хохломские изделия, а это тарелки, супницы, ложки, вазы да солонки так охотно раскупались на ярмарках? Почему эту утварь называли «золотой»? 

( Слайд 4)
Чтобы деревянная посуда быстро не изнашивалась её промасливали и покрывали олифой или лаком, а затем ставили в горячую печь. Как только закалится лак до жёлтого цвета, так и вспыхнет под ним блестящий фон, чем не золото? А на черном фоне – растительный орнамент, знаменитая травка, «кудрины» - завитки. Красный цвет символизировал любовь, преданность, золотистый цвет – солнце. 

(Слайд 5)Во всём мире известен посёлок Палех. Здесь работают замечательные мастера лаковой миниатюры, в основном они расписывали шкатулки и ювелирные украшения . А вот в посёлке Холуй живут и трудятся мастера- иконописцы. Этих мастеров отличает манера росписи, а стиль один – это бытовые картинки и сказочные сюжеты. 

Посмотрите на работы этих мастеров лаковой миниатюры и скажите, при помощи чего они передают необычность сказочных сюжетов? 

(Слайд 6,7)

А это школа Жостовских мастеров. Эти мастера славились своими расписными подносами. На черном фоне – растительный узор. Расписывали художники не чашки , не тарелки и даже не самовары , а расписывали они- подносы. 
На сверкающей лаком чёрной, синей, или красной поверхности – растительные узоры. Посмотрите как хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты , осенние мотивы из ягод и листьев. 





  • ( слайд 8-9)
    Еще один из старейших народных промыслов Руси – изготовление керамической посуды Гжельскими мастерами. Этому искусству более 650 лет. Только вслушайтесь в слово «Гжель» - улавливаете в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать». В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. 
    А как красива Гжельская роспись: синие цветы, синие листья, голубые бутоны. Покрытые глазурью и закаленные в огне, они поражают сочностью синей росписи - словно небеса, синяя гладь рек и озёр сошла на белизну этой посуды.

(слайд 10 -11)А вот Городецкая роспись – письмо по дереву. Это искусство зародилось в заволжском крае близ города Городца. Мастера этого края украшали своими знаменитыми розанами и купавками прялки, хлебницы, спинки стульев и другую домашнюю утварь. Обязательным элементом были черточки, точки, волнистые линии. Эти элементы росписи назывались «оживкой» 

( слайд 12 -13)
В чём же волшебство городецких узоров, красок – то всего 4 : красная, синяя, зелёная и немного жёлтой, а чёрная и белая только для оживки? 
Всё дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета. 
- Матрешка – одна из любимых детских игрушек. В ней поэтично воплощены русские национальные черты, особенности народного искусства. Вы думаете, что ей лет 200, 300? Нет, матрешка молода, ей всего 130 лет. Первую матрешку сделал игрушечных дел мастер из Загорска – Василий Звездочкин, а расписал потомственный художник – Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из 8 фигур, изображала девочку с петухом в руках. Окрестили ее матрешкой – от русского имени Матрена. По видам росписи матрешки делятся на Полхов-Мйдановских, Семеновских, Сергиево-Посадских. Сегодня матрешка является символ России.

( слайд 14 - 15)
IV. Знакомство с глиняными игрушками.

Глиняная игрушка - один из старейших народных промыслов России. Ещё в глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им присваивали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. При этом, яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

(Слайд 17)

Давайте разберём отличительные черты локальных школ народной глиняной игрушки разных регионов России.
Филимоновская игрушка ( слайд 18)

Центр производства этих игрушек – деревня Филимоново в Тульской области.
У филимоновоской игрушки вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными и изящными. Очень забавны полусказочные образы, которые олицетворяют силы природы , - это женская фигура, конь, медведь, птица, баран, корова, собака и т.д.

( слайд 19)

Любимые цвета филимоновских игрушек – малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный Декор игрушки составляет узор, нанесённый прямо на поверхность глины . Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы.

( слайд 20)
Каргопольская игрушка ( слайд 21 )

Её родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. По цвету эти игрушки красивы и необычны. Они расписаны в ярких или приглушенных тонах простым и ясным узором. Глиняные бабы с младенцами, с птицами и пирогами, Конь-Полкан или Полихан - любимые образы самых известных игрушечников .

( слайд 22) Крепкие деревенские бабы и мужики, большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом переходящим у мужиков в бороду - лопату . Вот они, игрушки, рождающие у нас добрую усмешку.

(слайд 23 – 24)

Роспись каргопольской игрушки своеобразна и выразительна.. Она сохраняет прочную связь с древними мотивами . На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. 

( слайд 25) 

Дымковская игрушка ( слайд 26)

Родина дымковской игрушки – Дымковская слобода, которая находится неподалёку от города Вятки .

Почему их так называют дымковской?

Да потому , что зимой, когда топили печи, вся Вятская слобода была как бы в тумане, в дымке.

( слайд 27)

Дымковская игрушка – настоящее чудо. Это и разряженные щеголихи, и лихие всадники, и важные индюки. В фигурах барынь выделяется голова в кокошнике , пышная грудь и юбка – колокол с передником.

У птиц – пышный хвост и крылья. У коня – крутая грива. Дымковская игрушка простая и незамысловатая, отличается от других игрушек белым фоном . Линии плавные, в них нет мелких деталей, характерно сильное обобщение и условность формы. 
( слайд 28-30) 


  • Какие цвета использовали для росписи? 


  • Из каких элементов состоит узор? 


Основные элементы росписи – геометрический орнамент , выстроенный в узор , состоящий из кругов, овалов, клеток, полосок и точек . В росписи используют жёлтый , синий, малиново-красный и зелёный цвета . Белый цвет присутствует в фоне, а чёрный - придаёт выразительность и законченность рисунку.

( слайд31)
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга. 
Ребята, сделанные игрушки мастера продавали на ярмарке. 


  • Что такое ярмарка? 


  • Правильно. Торги, устраиваемые в одно время, в одном и том же месте с увеселениями. На ярмарке обязательно веселились: пели песни и танцевали. Давайте и мы потанцуем. 






  • IV . Физкультминутка ( Под русскую народную мелодию дети выполняют танцевальные движения) 


  • Молодцы! Поблагодарим, друг друга, поклонимся! 

Ребята, дымковскую игрушку уже в начале прошлого века коллекционировали и писали о ней, а некоторые пытались сделать и расписать самостоятельно. Сегодня я предлагаю вам приобщиться к мастерицам Дымковской игрушки. Вы будете украшать игрушку узорами, используя компьютерную графику. Ведь мы с вами живем в то время, когда людям в работе помогают машины. Нам в составлении геометрического узора для Дымковской игрушки поможет компьютер.

Для того чтобы начать работу художника-скульптора, вам необходимо: 


  • Выберите фигуру-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня или лошадка.  


V. Основная часть Практическая работа 

Задание: у вас на столе у каждого лежит глина ваша задача приготовить рабочее место для изготовления глиняной игрушки- Дымковскую игрушку в
VI. Заключительная часть:

Анализ работ учащихся.
Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек. 


  • Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными? 


VII. Рефлексия: 


      1. Понравился ли вам урок? 


      2. Какое у вас настроение? 


      3. У нас осталась, не расписана одна игрушка, если у вас хорошее настроение, то возьмите красный кружок, если плохое настроение, то возьмите синий кружок. Давайте распишем ее. 


Волшебницам вятской, родной стороны большое спасибо сказать мы должны. 

За то, что их руки не устают и сказочных кукол для всех создают.

- Не зря говорят в народе: “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”. Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. Глядишь, и улыбаться хочется.



Эскиз 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
План-конспект урока ИЗО для 7 класса на тему "Глиняная игрушка"

Автор: Лавренова Евгения Юрьевна

Дата: 21.01.2017

Номер свидетельства: 381881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства