2. Краски, кисти, палитры, листы бумаги, емкости для воды, салфетки, губка, простые карандаши, гушь, акварель, кисти. 3. Экран, проектор
4. Мультимедийная презентация
5. Музыкальная аппаратура 6. Музыкальный ряд народной музыки
План занятия:
Организационный момент – 2мин
Вступительное слово педагога (представление нового материала) -2 мин
Краткий обзор о Золотой Хохломой и ее истории (презентация и выступление расcказщиков - детей) – 10 мин
Физкультурная минутка – 2мин
Краткий инструктаж по практической работе - 2мин
Практическая работа (Рисование Хохломского узора) - 18 мин
Итог урока -5 мин
Анализ выполненных детьми работ (выставка) - 2 мин
Уборка рабочих мест – 2 мин
Ход занятия:
1.Организационный момент – 2мин
Здравствуйте ребята! Давайте отметим всех присутствующих. Приготовьте краски кисти. Сядьте все ровно, красиво и приготовьтесь меня слушать внимательно.
2.Вступительное слово педагога– 2мин
Тема нашего занятия: «Золотая Хохлома»
Сегодня у нас с вами будет интересное занятие, на котором вы познакомитесь с Хохломскими узорами.
3. Краткий обзор о Золотой Хохломе и ее истории - 10 мин
Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам Золотой Хохломы, узнаем её особенности, научимся её орнаменты.
Итак, отправляемся в путешествие.
Близ Нижнего Новгорода, посёлок Кавернино является родиной Хохломы среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.
Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии,
Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Как же появилось, это дивное диво Золотая хохлома? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – иконописцев.
Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла.
Такова легенда.
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.
В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!
Рисунок Хохлома из древне привлекал своей красочностью и яркостью.
Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона.
Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное
искусство с украшениями древнерусских рукописных книг
и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия
только тремя красками. На любом предмете, украшенном
хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные
по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и
выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими
сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы.
Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками.
Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался
праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни
часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением
Рисунок хохломы
В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом.
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Хохломской орнамент
Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды.
Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок.
Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.
Хохломские мастера делают не только отдельные предметы посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой любуются не только дети в своих спальнях и детских садах, но и взрослые люди поражаются умельцам хохломской росписи.
Процесс производства
Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными.
Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик
Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из
вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается
практически на всех предметах домашнего и кухонного
обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими
пользовалась русская крестьянская семья и которые находились
всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства.
В наше время хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя.
Ах как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.Этим промыслом занимались целыми семьями. И в работе дети всегда были хорошими помощниками взрослым. Взрослые с любовью говорили о них: «Маленький, да удаленький», «Маленькое дело – лучше большого безделья».
4.Физкультурная минутка - 2 мин
У златого петуха
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
5. Краткий инструктаж по практической работе - 2мин
Пепед началом работы следует напомнить о безопасном обращении с кисточками и кандашами.
6. Практическая работа (Рисование Хохломского узора) - 18мин
Сейчас я вам раздам листы, и мы будем рисовать Хохломской узор. На этом занятие мы с вами будем рисовать, и использовать элементы Хохломской росписи в нашей работе.
Сейчас мы с вами попробуем нарисовать элементы Хохломского орнамента дымки в отдельности:
У детей на листе нарисована желтая орнаментальная полоса с карандашным рисунком Хохломского узора. Перед вами на доске висят поэтапные рисунки выполнения этого орнамента. Попробуйте нарисовать эти элементы Хохломы. Вы должны украсить ваш рисунок этими элементами. И так приступайте к работе. Учимся рисовать элементы травяного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками
Педагог ходит по классу смотрит, как рисуют дети, помогает им, отвечает на вопросы.
7. Итог урока.
1. С каким промыслом познакомились?
- С Хохломской росписью.
Верно с Хохломской росписью.
2.Какие элементы росписи являются главными?
- В Хохломской росписи главными элементами являются цветы: ( травка, ветви с ягодами, листья).
3. На каких изделиях выполняется роспись?
Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
8. Анализ выполненных детьми работ (выставка) - 2 мин
Педагог. Какие красивые работы получились, постарались на славу мастера.